Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Вопрос об определении понятия государственного механизма РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектности, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….….…3
1. Природа и назначение механизма государства ………………….………..4
1.1 Понятие, основные черты и структура механизма государства…….…4
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства……....7
1.3 Бюрократия: смысл термина и назначение…………………………...…13
2. Составные части механизма государства: понятия, признаки,
классификация……………………………………………………………..….15
2.1 Главный элемент механизма государства - орган государства………..15
2.2 Структура государственного аппарата государства……………….…...16
Заключение……………………………………………………………….……24
Список используемой литературы…………………………………….……..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГиП (на 27.06.2011 г.) ИЗМЕНЕНИЯ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)


10

 

АОУ ВПО ЛО Государственный институт экономики,

финансов, права и технологий

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Теория государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила работу:

студентка I курса

заочного отделения

группы 3у-106

Зайцева М.М.

Проверил: к.ю.н. доц.

Бухаров Николай Николаевич

 

 

 

 

 

 

Гатчина

2011 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….….…3

1. Природа и назначение механизма государства ………………….………..4

1.1  Понятие, основные черты и структура  механизма государства…….…4

1.2  Принципы организации и деятельности механизма государства……....7

1.3 Бюрократия: смысл термина и назначение…………………………...…13

2. Составные части механизма государства: понятия, признаки,

классификация……………………………………………………………..….15

2.1 Главный элемент механизма государства - орган государства………..15

2.2 Структура государственного аппарата государства……………….…...16

Заключение……………………………………………………………….……24

Список используемой литературы…………………………………….……..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена теме: Механизм государства. Цель данной работы является изучение общей характеристики понятия, содержания, структуры,  принципов,  составных частей механизма государства.

Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Вопрос об определении понятия государственного механизма РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектности, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.

Итак, характерными чертами механизма государства являются: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования; б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями; г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем [4,12].

1. Природа и назначение механизма государства

1.1. Понятие, основные черты и структура  механизма государства

В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть – партия как ядро власти, через государство и негосударственные организации (профсоюзы) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства, В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.

В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государственных органов. Такой подход был общепринятым в 50-80 гг., и он обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного российского государства рассматривается как пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются за дачи и функции государства. Основным орудием государственной власти считается госаппарат и госорганы как его структурно оформленные звенья.

Вместе с тем механизм государства трактовался и в другом смысле, а именно как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти. Здесь налицо более широкий «набор элементов», но отсутствует системообразующий признак и неясное соотношение механизма государства и госаппарата. Более того, вовлеченность функциональными характеристиками и доктриной разделения властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «понимание механизма государства в узком смысле как совокупности органов государства дополняется его трактовкой в широком смысле как совокупности государственных органов и организаций».

Механизм государства призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение условий: а) обеспечивать стабильность власти устойчивость конституционных институтов; б) последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы в) правильно использовать методы правового регулирования экономической, социальной и политической сферах; г) поддерживать баланс элементов механизма государства, не допускает преувеличенной роли одних и недооценки других; д) способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от конституционной модели механизма государства. Нередко возникают неформальные структуры, которые действуют параллельно с государственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Поэтому стратегической задачей механизма государства является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращение негативных явлений.

Механизм государства действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с органами местного самоуправления, которые не входят  в систему органов государственной власти, имеет два правовых  основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере экономики и социального развития. И вместе с тем закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Причем последним переданы необходимые материальные и «финансовые средства. Государство контролирует реализацию переданных полномочий.

Взаимодействие механизма государства с местным самоуправлением способствует расширению демократической базы «государственной власти. Реализации конституционного права «граждан на участие в, управлении государственными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественными объединениями граждан – партиями, профсоюзами, обществами и общественными движениями.

Механизм государства обладает следующими  характерными  чертами и признаками: 1) механизм государства – это система государственных  органов, действующих на основе единых принципов, закрепленных в Конституции и других нормативных актах. 2) механизм государства представляет собой сложную структуру, отражающую определенное  место которое занимают в ней определенные виды и группы государственных органов. 3) Между функциями государства и государственным механизмом существует тесная взаимосвязь. С одной  стороны функции государства получают реальное воплощение при помощи государственного  механизма, с другой – от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства. 4) Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач обладает определенными материальными  средствами. Механизм государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненное при осуществлении своих непосредственных властных функций; 2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д.; государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних (поликлиники, больницы, детские сады и т.д.) 3) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. [10.С.92].

 

1.2.  Принципы организации и деятельности механизма государства

При характеристике механизма государства надо иметь в виду, что он образуется и действует в соответствии с определенными принципами.

Принципы организации и деятельности механизма государства – те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.

Принципы – это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства. Чаще всего основные принципы организации и деятельности механизма государства закрепляются в Конституции (принцип уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти принципы находят отражение и в текущем законодательстве (законы о правительстве – в каждом из них есть статьи об основных принципах деятельности этих органов). Принципы зависят от политического режима, определяются им.

В отношении государства можно назвать принципы организации и деятельности механизма государства:

1) принцип разделения властей - служит в первую очередь профессионализации государственной службы.

Впервые в Российском государстве принцип разделения властей был закреплен на официальном уровне в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой I Съездом народных депутатов 12 июня 1990 г., а затем в 1992 г. в Конституции РСФСР. В п. 13 данной Декларации устанавливалось, что «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, в правовом государстве одним из основных является принцип разделения властей как условие формирования правового порядка. При этом проблема заключается не только в том, чтобы создать такую систему государственной власти, которая не узурпировалась бы одним органом, а в том, чтобы различные ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная – уравновешивали друг друга, были равновеликими и, более того, могли сдерживать в случае необходимости друг друга.

Принцип разделения властей является принципом правового государства. РФ по Конституции является правовым государством (ст. 1 Конституции РФ), поэтому данный принцип обязан «пронизывать» все органы государственного управления, а значит, он лежит и в основе организации государственной службы РФ. Следующий тезис является концептуальным: хотя принцип разделения властей и пронизывает всю государственную службу РФ, он все-таки остается по своей сути принципом именно правового государства. Таким образом, его рассмотрение как принципа государственной службы является не совсем верным.

«Ю.Н. Старилов относит данный принцип к группе конституционных принципов. Первичным здесь все-таки является то, что Российская Федерация - правовое государство».

Но если мы говорим об организации государственной службы не в правовом государстве, то совсем не обязательно, что разделение властей там будет использовано как основополагающий принцип. Следовательно, он не будет определять главные «направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих». И независимо от того, является государство правовым или нет, государственная служба в нем все равно будет организована. Причем в правовом государстве такая организация строится именно на правовых принципах (в частности, на принципе разделения властей), и подменять принципы правового государства принципами государственной службы не совсем методологически верно.

Правильно отметил Е.В. Охотский: «Какое государство - такова государственная служба и таков государственный служащий».

Принцип разделения властей в правовом государстве реализуется на государственной службе. Все ветви власти - это и есть государственная служба.

Разделение власти не сущность государства, а его структура взаимодействия, форма элементов государственного механизма.

Рассматривая данный принцип, следует учесть, говоря не о разделении властей, а об их обособлении, что данный принцип должен звучать не как разделение властей, а как обособление власти (разделение по ветвям власти).

«По мнению Г.Б. Агабекова, разделенные  власти выступают как подсистемные категории, как три ветви одного ствола. Разделение властей - это фактически функциональное отделение каждой из них друг от друга». По существу, имеются в виду ветви одного «дерева».

Сохранение жизненности этого «дерева» (государственная власть) – задача, общая как для разделения властей, так и для разделения государственно-властных функций.

2) принцип разграничения функций между органами государства;

Информация о работе Механизм государства