Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Очень долгое время в процессе эволюции и развития человечество не заметно для себя стало придерживаться определенных, доминирующих норм. Естественно, что там, где есть общество, то там и есть определенные правила общежития. На раннем этапе развития эта была однородная масса, но вскоре с увеличением развития социальной однородности и людей и численности населения, неизбежно увеличивались и правила поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства…………. 5

2. Принципы организации и деятельности аппарата государства ……11

3. Понятие и виды органов государства………………………………….15

4. Место органов внутренних дел в аппарате государства……………17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы …………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ОТП.docx

— 41.44 Кб (Скачать)
                 
                 

Содержание

 

Содержание……………………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства…………. 5

2. Принципы организации и деятельности аппарата государства ……11

3. Понятие и виды органов государства………………………………….15

4. Место органов внутренних дел в аппарате государства……………17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы …………………………………………………………24

 

      Введение 

     Очень долгое время в процессе эволюции и развития человечество не заметно  для себя стало придерживаться определенных, доминирующих норм. Естественно, что  там, где есть общество, то там и  есть определенные правила общежития. На раннем этапе развития эта была однородная масса, но вскоре с увеличением  развития социальной однородности и  людей и численности населения, неизбежно увеличивались и правила  поведения.

     Обнаружение совершенно нового явления настолько  поразило и заинтересовало, что многие умы начали изучать и познавать  его основы. Так потихоньку образовывались понятия такие как: государство  и право.

     Вопрос  о праве государстве возник еще  в античные времена. Почти у всех работ древних мыслителей проходит идея, мысль о необходимости преклонением перед законом, ее авторитетом. Под  законом в то время понималось правила общественного поведения, как результат мудрого опыта.

     Учение  о праве было и в средние  века, были замеченные работы таких  людей как: Фомы Аквинского (1225–1274), Декарт, Бекон, Гоббса, Канта, они также продолжали развития учения о праве.

     Принято считать, что развитие славянской науки произошло в 18 веке, хотя основания для предпосылки возникновения правовых взглядов были давно. Зачатки видны в таких произведениях как: "Повесть временных лет" Нестора 11–12века, "Поучение" Владимира Мономаха11 в., " Русская правда". Так же известны имена таких великих русских людей: Иван Грозный(1530–1548), Иван Пересветов(16 в) и др.

     В наше время теория государства и  права более демократична, чем в былые времена, она открыта для восприятия и новых идей. Очевидно, что современное общество не может обойтись бес государства. Существует потребность в покровительстве культуре, образованию, и что не мало важно в защите социальных прав и свобод граждан, но оно не безгранично, существуют пределы такого покровительства и вмешательства. Пределы обусловлены, прежде всего, регулятивным потенциалом самого права. Возможности государства не стоит переоценивать, государство не может использовать право в противовес изначальным и истинном значении.

     Государство не отделимо от права и так право  неразрывно связанно с государством. Если государство издает правовые акты, законы, обеспечивает их соблюдение неукоснительно, при случаях не исполнения, соблюдения, применяет принудительную меру и силу, то право воздействует на государство, устанавливая общеобязательные для всех (органов должностных лиц, граждан) правила поведения. Также стоит заметить, что не все правила носят обязательный характер, есть еще и правила – рекомендативные.

     Право всегда выступает как регулятор  общественных отношений. Право закрепляет существующий в любой стране строй  государства. Право вносит определенный порядок в обществе, регулирует конкретные обязанности и права каждого  из сторон. Поэтому каждое государство  старается издать правовые акты (постановления, декреты и др.), но и стремится осуществить их. С помощью права определяется место, роль, функции государственного аппарата, а их взаимодействия с другими органами и населением. Следовательно, государство не может без ущерба для общества манипулировать правом или освободиться от него.

     Бесспорно, эта тема была изучена с древних  времен и до сих пор многие авторы не могут придти к единственному  мнению.

 

1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства

 

     Механизм  государства есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное “вещество”, из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

     Механизм  государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

     Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

     1. Это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений. Целостность ее  обеспечивается едиными принципами  организации и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности.

     2. Первичными структурными частями  (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их  называют управленцами). Государственные  органы связаны между собой  началами субординации и координации.

     3. Для обеспечения государственных  властных велений он имеет  непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому  уровню каждой эпохи,— вооруженные  отряды людей, тюрьмы и др. Без  них не может обойтись ни  одно государство.

     4. При помощи механизма практически  осуществляется власть и выполняются  функции государства.

     Между функциями государства и его  механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как  раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

     В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и  содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

     Единый  и целостный механизм государства  дифференцируется (расчленяется) на составные  части — органы, подсистемы. Между  ними существует своя иерархия: различные  органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

     Структура механизма государства изменчива  и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и  органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть  государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются  между собой.

     Многие  века и тысячелетия государственный  механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу  и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

     Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его  подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.

     К органам государства примыкают  государственные учреждения, которые  властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Принципы организации и деятельности аппарата государства

 

     Построение  и деятельность механизма государства  осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный  характер.

     До  недавнего времени основными  принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая  наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость; учет и  контроль; партийное руководство  деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

     Но, кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической и других сферах общественной жизни  нашей страны требуют постоянного  внесения существенных поправок в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная  жизнь должна строиться на тех  принципах, которые обеспечивают более  эффективное функционирование механизма  государства. В современных условиях к ним относятся:

     - принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), который позволяет формировать государственные механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц;

     - принцип законности в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями. Имеется в виду, что вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности;

     - принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев. Принцип демократизма в общей форме закреплен в части первой ст. 3 Конституции Республики Беларусь;

     - принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, который обеспечивает его доступность для населения.

     Этот  принцип выражен в ст. 34 Конституции Республики Беларусь: “Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

     Государственные органы, общественные объединения, должностные  лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его  права и законные интересы.

     Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления  ими своих прав”.

Информация о работе Механизм государства