Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 22:11, курсовая работа
Очень долгое время в процессе эволюции и развития человечество не заметно для себя стало придерживаться определенных, доминирующих норм. Естественно, что там, где есть общество, то там и есть определенные правила общежития. На раннем этапе развития эта была однородная масса, но вскоре с увеличением развития социальной однородности и людей и численности населения, неизбежно увеличивались и правила поведения.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства…………. 5
2. Принципы организации и деятельности аппарата государства ……11
3. Понятие и виды органов государства………………………………….15
4. Место органов внутренних дел в аппарате государства……………17
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы …………………………………………………………24
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства…………. 5
2. Принципы организации и деятельности аппарата государства ……11
3. Понятие и виды органов государства………………………………….15
4. Место органов внутренних дел в аппарате государства……………17
Заключение……………………………………………………
Список
литературы …………………………………………………
Введение
Очень
долгое время в процессе эволюции
и развития человечество не заметно
для себя стало придерживаться определенных,
доминирующих норм. Естественно, что
там, где есть общество, то там и
есть определенные правила общежития.
На раннем этапе развития эта была
однородная масса, но вскоре с увеличением
развития социальной однородности и
людей и численности населения,
неизбежно увеличивались и
Обнаружение совершенно нового явления настолько поразило и заинтересовало, что многие умы начали изучать и познавать его основы. Так потихоньку образовывались понятия такие как: государство и право.
Вопрос
о праве государстве возник еще
в античные времена. Почти у всех
работ древних мыслителей проходит
идея, мысль о необходимости
Учение о праве было и в средние века, были замеченные работы таких людей как: Фомы Аквинского (1225–1274), Декарт, Бекон, Гоббса, Канта, они также продолжали развития учения о праве.
Принято считать, что развитие славянской науки произошло в 18 веке, хотя основания для предпосылки возникновения правовых взглядов были давно. Зачатки видны в таких произведениях как: "Повесть временных лет" Нестора 11–12века, "Поучение" Владимира Мономаха11 в., " Русская правда". Так же известны имена таких великих русских людей: Иван Грозный(1530–1548), Иван Пересветов(16 в) и др.
В наше время теория государства и права более демократична, чем в былые времена, она открыта для восприятия и новых идей. Очевидно, что современное общество не может обойтись бес государства. Существует потребность в покровительстве культуре, образованию, и что не мало важно в защите социальных прав и свобод граждан, но оно не безгранично, существуют пределы такого покровительства и вмешательства. Пределы обусловлены, прежде всего, регулятивным потенциалом самого права. Возможности государства не стоит переоценивать, государство не может использовать право в противовес изначальным и истинном значении.
Государство не отделимо от права и так право неразрывно связанно с государством. Если государство издает правовые акты, законы, обеспечивает их соблюдение неукоснительно, при случаях не исполнения, соблюдения, применяет принудительную меру и силу, то право воздействует на государство, устанавливая общеобязательные для всех (органов должностных лиц, граждан) правила поведения. Также стоит заметить, что не все правила носят обязательный характер, есть еще и правила – рекомендативные.
Право всегда выступает как регулятор общественных отношений. Право закрепляет существующий в любой стране строй государства. Право вносит определенный порядок в обществе, регулирует конкретные обязанности и права каждого из сторон. Поэтому каждое государство старается издать правовые акты (постановления, декреты и др.), но и стремится осуществить их. С помощью права определяется место, роль, функции государственного аппарата, а их взаимодействия с другими органами и населением. Следовательно, государство не может без ущерба для общества манипулировать правом или освободиться от него.
Бесспорно, эта тема была изучена с древних времен и до сих пор многие авторы не могут придти к единственному мнению.
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное “вещество”, из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1.
Это целостная иерархическая
система государственных
2.
Первичными структурными
3.
Для обеспечения
4.
При помощи механизма
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.
Единый
и целостный механизм государства
дифференцируется (расчленяется) на составные
части — органы, подсистемы. Между
ними существует своя иерархия: различные
органы и подсистемы занимают неодинаковое
место в государственном
Структура
механизма государства
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.
К
органам государства примыкают
государственные учреждения, которые
властными полномочиями не обладают,
а выполняют общесоциальные функции
в сфере экономики, образования, здравоохранения,
науки и др.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер.
До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость; учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.
Но, кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны требуют постоянного внесения существенных поправок в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма государства. В современных условиях к ним относятся:
- принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), который позволяет формировать государственные механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц;
- принцип законности в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями. Имеется в виду, что вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности;
- принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев. Принцип демократизма в общей форме закреплен в части первой ст. 3 Конституции Республики Беларусь;
- принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, который обеспечивает его доступность для населения.
Этот принцип выражен в ст. 34 Конституции Республики Беларусь: “Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Пользование
информацией может быть ограничено
законодательством в целях