Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить Конституцию РФ как основной источник конституционного права РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить понятие источника конституционного права;
• рассмотреть основы теории конституции;
• исследовать общую характеристику Конституции Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 4
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ 13
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

Конституция Российской Федерации.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Под действием конституции понимается ее способность оказывать идейно-мотивационное и регулятивное влияние на организацию и деятельность структур власти, поведение граждан. Действие конституции имеет опосредованный характер и непосредственный, когда норма конституции реализуется и поведении, деятельности ее адресатом, не требуя предварительного принятия по этому поводу нормативно-правового акта. Непосредственное действие конституционных норм охватывается понятиями «осуществление конституции» и «реализация конституции». Проявлением действия конституции является ее официальное толкование. В конституционном праве реализация конституции трактуется в двух значениях:

1) в широком смысле  все формы действия конституции, включая конкретизацию норм, положений конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др.;

2) в узком значении  под реализацией понимают правомерные  действия граждан и иных субъектов  конституционного права по осуществлению требовании конституции10.

В этом значении нормы, положения  конституции могут быть реализованы в следующих формах:

а) использование, т.е. реализация субъектами конституционного права (органы государственной власти, граждане, партии, общественные объединения граждан, органы местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий;

б) исполнение-обязанность должностных лиц выполнять предписанные конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, должен им в течение 5 дней быть направлен на подписание Президенту;

в) соблюдение - это обязанность субъектов конституционного права воздерживаться от действий, запрещенных конституцией. Например, Президенту запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

 

Глава  3. Общая характеристика Конституции Российской Федерации

Конституция РФ, а также содержащие конституционно-правовые нормы федеральные законы, указы и другие нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания и Правительства РФ, нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ, некоторые законы бывшего Союза ССР, международные договоры Российской Федерации.

Среди федеральных источников конституционного права особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником конституционного права.

Роль Конституции РФ определяется прежде всего тем, что в ней содержатся конституционно-правовые нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права, которые исходят из конституционных норм и обеспечивают их детализацию.

Конституционные нормы  признают и юридически оформляют важнейшие социально-экономические и политические институты общества. Они обеспечивают устойчивость системы общественных отношений, сохранение и упрочение основополагающих начал организации общества и государства.

Конституционные нормы придают важнейшим общественным отношениям правовую форму. Именно такую роль играют, в частности, нормы, закрепляющие основы конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ). В ряде случаев они выполняют роль фактического и правового учредителя. Например, в соответствии с нормами действующей Конституции РФ были созданы такие новые государственные органы, как Федеральное Собрание (гл. 5), Уполномоченный по правам человека (п. «д» ст. 103), Счетная палата (п. «г» ст. 103) и др.; введены новые элементы в такие институты конституционного права, как основные права и свободы человека и гражданина (ч. 1 и 2 ст. 17, ст. 18, 24, ч. 1 ст. 26, ст. 27, 31, ч. 1—3 ст. 35, ч. 1 ст. 36, ч. 3 ст. 46), местного самоуправления (ст. 132 и 133) и др.

Конституционные нормы  не ограничиваются установлением системы и основных видов государственных органов. Они определяют также предметы их ведения, основные права и обязанности, важнейшие направления их взаимоотношений. Конституционные нормы играют важную роль в деле защиты основ конституционного строя, а также имеющихся в обществе и государстве институтов. Они устанавливают объекты, охраняемые и защищаемые ими, в качестве которых выступают такие высшие социальные ценности, как человек, его права и свободы (ст. 2 и 18), народовластие (ст. 3), суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ст. 4), земля и другие природные богатства (ст. 9), идеологическое и политическое многообразие (ст. 13) и др.

Конституционные нормы  закрепляют принцип законности, придавая ему всеобщий, универсальный и обязательный характер. Творческие, стимулирующие, созидательные свойства конституционных норм проявляются в установлении ими целей и задач развития общества и государства. В результате содержащая их Конституция выступает как высший политико-правовой ориентир такого развития, как средство и способ социальной ориентации11.

Конституционные нормы, как правило, не предусматривают  исчерпывающе определенных прав и обязанностей конкретных субъектов. Они имеют всеобщий, универсальный характер и обращены ко всем либо ко многим видам субъектов.

Важной чертой, характеризующей  Конституцию как основной источник конституционного права, является широта содержания ее норм. Если все другие источники конституционного права связаны с регулированием какой-либо одной сферы общественных отношений, то Конституция воздействует на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

Конституция является важнейшим  политическим документом. Ее политическая направленность — одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе. В Конституции, как ни в каком другом правовом акте, политико-правовые устои общества получают четкое законодательное выражение. Из общесоциологических категорий они переводятся в юридические, причем на самом высоком уровне. Конституция не только закрепляет сложившееся соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, переводя в ряд политико-правовых конституционных отношений.

Конституция включает ряд  положений, имеющих ярко выраженную политическую направленность. В их число входят положения, закрепляющие принципы народовластия (ст. 3), политическое многообразие и многопартийность (ч. 3 ст. 13), политические права и свободы граждан (ст. 30, 31, 33) и др.

Таким образом, Конституция представляет собой правовой акт, в котором социально-политические и правовые характеристики общества настолько тесно переплетены между собой, что образуют органически целостную политико-правовую структуру.

Конституция РФ содержит достаточно подробную характеристику экономической основы конституционного строя России. Она гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности (ст. 8). Конституционные нормы решают, какие формы собственности государством признаются и гарантируются (ст. 8, 9, 36).

В Конституции установлено (ст. 8), что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, что право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35). В ней также указывается, что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 2 и 3 ст. 35).

Таким образом, конституционные нормы регулируют важнейшие общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества в экономической сфере.

Важным объектом конституционного воздействия выступает и социальная сфера. Способы конституционного воздействия на социальные процессы имеют свои особенности, что объясняется их спецификой, местом в структуре общественных отношений. Оно осуществляется путем закрепления определенных социальных преобразований и посредством установления основных целей деятельности государства в этой сфере12.

Объявляя Российскую Федерацию социальным государством (ч. 1 ст. 7), Конституция закрепляет право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (ст. 37). Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией (ст. 7) направляется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Конституции определены основные направления социальной политики государства, в число которых входят: охрана труда и здоровья людей (ст. 37, 41); обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 38, 39); установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ст. 39); установление гарантированного минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). В ней также указывается (ч. 3 ст. 39), что в стране поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституция активно  воздействует и на духовную сферу  жизни общества. Это воздействие осуществляется прежде всего через идеологию. Идеология является сложным образованием, включающим определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также связанные с этой системой программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

Конституция обладает большим  идеологическим потенциалом. Она способна оказывать воспитательное воздействие на граждан, основанное на гуманизме и справедливости. Конституционные нормы закрепляют важнейшие демократические ценности и создают необходимые условия для активного использования их гражданами, направляет развитие образования и культуры на формирование свободной личности (ст. 43, 44, 68, 69). Конституция рассматривает основные права и обязанности не только в правовом аспекте, но и в плане их нравственного долга (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 38). Важное значение в этом отношении имеет тот факт, что Конституция закрепляет как одну из основ конституционного строя страны принцип идеологического многообразия. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или общественной идеологии (ч. 2 ст. 13). Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России.

Принцип идеологического  многообразия тесно связан с другим проявлением духовного многообразия, свойственного современной России. В ч. 1 ст. 14 Конституции указывается, что Россия является светским государством. Как светское государство она характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Ведущее место Конституции  среди источников конституционного права определяется также и тем, что она имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации. Придание Конституции высшей юридической силы означает, что она является правовым актом высшего порядка и что ее нормы служат основой и исходной точкой прочих норм, составляющих систему права. Все другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Акт, противоречащий Конституции, либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Следует заметить, что  в юридической литературе высказано  мнение о том, что несоответствие определенной норме Конституции не всегда может служить критерием конституционности акта текущего законодательства, поскольку при решении этого вопроса необходимо учитывать действие всех конституционных норм, а следовательно, решать проблему противоречивости с позиций социально-политического смысла Конституции.

Следует согласиться  с мнением В.О. Лучина, который  считает, что «подобное предложение способно привести к субъективизму и беззаконию, разрушению конституционной законности». С таким подходом «можно «отступиться» от любой конституционной нормы, потому что другая норма якобы не нарушена. «В силу системности конституционных норм, их внутренней согласованности положение, когда противоречие одной конституционной норме снималось бы, компенсировалось на основе субъективного усмотрения соответствия другой либо общему социально-политическому смыслу... недопустимо»13.

В юридической литературе иногда смешивают понятия юридической силы и обязательности конституционных норм. Между тем, как известно, все правовые нормы, независимо от их юридической силы, в равной мере обязательны для соблюдения. Поэтому следует признать ошибочным мнение, согласно которому «конституционное регулирование обладает самой высокой степенью обязательности...». Было бы неверно, подчеркивал В.Ф. Коток, из того факта, что Конституция обладает наивысшей юридической силой, делать вывод, будто ей свойственна наибольшая из всех правовых актов степень обязательности.

Информация о работе Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права Российской Федерации