Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель данной работы – изучить Конституцию РФ как основной источник конституционного права РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить понятие источника конституционного права;
• рассмотреть основы теории конституции;
• исследовать общую характеристику Конституции Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 4
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ 13
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Во-вторых, источники конституционного права являются той формой, в которой нормы конституционного права существуют, из которой черпаются знания о действующем конституционном праве, к которой обычно обращаются при решении конкретных правовых вопросов, возникающих в сфере конституционного права.
Нормативный акт не может служить источником конституционного права, если он не имеет правоустанавливающего значения. Именно поэтому нельзя признать источниками конституционного права такие акты, содержание которых сводится к доведению до сведения исполнителей нормативных актов вышестоящего органа. В этих случаях юридический акт нижестоящего органа используется не для установления, изменения и т.д. норм права, а лишь для «опубликования» акта вышестоящего органа.
Нормативному акту как источнику конституционного права наравне с другими источниками права присущи следующие основные черты. Во-первых, он издается в пределах компетенции соответствующего государственного органа. Во-вторых, он должен соответствовать актам вышестоящих органов. В-третьих, нормативный акт приобретает обязательную силу, предпосылкой которой является, как правило, его обнародование или иное предусмотренное нормами права доведение до сведения исполнителей.
Вместе с тем источники
Во-вторых, источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они прежде всего формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Иными словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право.
Источники конституционного права отличаются множественностью, которая обусловлена тем, что все более или менее широкие функции государства осуществляются не одним каким-либо звеном государственного механизма, а в силу разделения властей и, следовательно, их труда по государственному руководству обществом входит в ведение многих звеньев этого механизма. Это означает, что нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения и являющиеся источниками конституционного права, издаются чаще всего не одним, а несколькими органами государства. Чтобы при этом не пострадало единство государственного руководства, не вносилась дезорганизация в общественные отношения, нормативные акты, являющиеся источниками конституционного права, не должны противоречить друг другу4.
Такое единство системы нормативных актов — источников конституционного права обеспечивается правовым закреплением пределов ведения соответствующих органов государства и подчинением актов нижестоящих органов актам органов вышестоящих. Иерархия нормативных актов, призванная устранить возможные коллизии между ними, устанавливается правилами, создаваемыми исключительно конституционным правом.
Иерархия нормативных
актов — источников конституционного права является отражением иерархии
самих государственных органов. Место
и роль нормативных актов определенной
разновидности в системе нормативных
актов государства зависят от места и
роли соответствующих органов государства
в общей системе государственных органов.
Множественностью источников конституционного
права обусловлена необходимость их классификации.
В условиях федеративного государства,
а также упомянутой иерархии нормативных
актов — источников конституционного
права наиболее приемлемой представляется
классификация источников конституционного
права по их территориальному действию,
т.е. распространению действия на территорию
того государства, государственно-
Конституция есть акт
учредительной (верховной) власти, закрепляющий
основы конституционного строя, положение
человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-
Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.
Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе6.
Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:
а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции РФ);
б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.);
в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.
Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтом общества, их узаконивший и придании им государственно-правовой формы (ст. 1-16 Конституции РФ). Учредительная функция указывает па то, что конституция появляется вследствие коренных изменений к жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.
Политическая или социально-
Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу. Мировоззренческий характер конституции может проявляться и в том, что ее нормы в определенных политических условиях могут закреплять основы (принципы) соответствующего политического учения в качестве господствующего, своего рода официальной идеологии. Для государств с авторитарными режимами или квазидемократическими режимами подобный характер конституции возможен. Чрезмерная идеологизация конституции (как и всякого иного правового акта) превращает ее в политическую декларацию правящих элит.
Кроме указанных функций конституция также осуществляет интеграционную. Современные конституции признаны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.
Отнесение конституций к той или иной классификационной группе зависимости от способа, времени их принятия и характера действия, объема конституционного регулирования, характера изменения и других критериев. По времени принятия принято выделять старые конституции (конституции первого поколения), принятые в XVIII - XIX вв. и продолжающие действовать (конституции США 1787 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1873 г. и др.), и современные конституции (конституции второго поколения), принятые во второй половине XX в8.
По времени принятия конституции подразделяются на постоянные (срок действия которых неограничен) и временные, принятые на определенный срок. Характер действия конституции дает основание для выделения юридических (формальных) и фактических (материальных) конституций. Юридическая конституция может не совпадать с фактической, которая может отражать реальный порядок осуществления государственной власти, который может соответствовать или не соответствовать должному порядку, устанавливаемому юридической (формальной) конституцией. В зависимости от порядка изменения все конституции подразделяются на:
1) гибкие, порядок изменения которых является аналогичным обычным чаконам;
2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами.
К числу жестких конституций относится и российская. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не подвергнуто изменению или дополнению. Основанием для классификации конституции может служить политический режим, форма правления, государственно-территориальное устройство и др.
По форме традиционно
Содержание конституции
Несмотря на отсутствие определенных стандартов в этом вопросе, в мировой конституционной теории и практике наблюдается тенденция к унификации содержания современной конституции. Соответственно, модель такой конституции соответствует представлениям о демократическом устройстве государства. Поэтому все без исключения конституции нового поколения провозглашают своими основными задачами учреждение гарантии прав и свобод человека и гражданина; реализацию народного суверенитета, в особенности воплощаемого через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, закрепление государственно-правовых механизмов, при которых действие принципа разделения властей обеспечивало бы демократическое устройство государственной власти, и т.д. Ключевыми в содержании конституции считаются вопросы, касающиеся власти, формы собственности, правового положения личности и ее взаимоотношений с государством, устройства государства, его территориальной организации.
В содержании конституции выделяют два элемента: правовое содержание нормативно-юридический материал, из которого состоят конституции, и социальное содержание – предмет конституционного регулирования.
В теории конституционного права под предметом конституционного права понимается круг регулируемых нормами основного закона общественных отношений.