Конституционные основы федерализма в США и ФРГ (сравнительный анализ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:44, контрольная работа

Описание работы

Федерализм – это одна из форм территориального устройства государства,
которая выражается в системе взаимоотношений между государством в целом и его
территориальными частями. Федерация имеет ряд отличий от унитарного
государства и от конфедерации.
Унитарное государство – это единое, слитное государство, которое не имеет в
своем составе иных государственных образований на правах его членов.
Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-
территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и равное
отношение к центральным органам. В унитарном государстве одна конституция,
система высших государственных органов, единое гражданство и одноканальная
система налогов.

Содержание

1. Понятие федерации, унитарного государства и конфедерации.
2. Образование федераций в США и Германии.
3. Гарантии целостности федерации.
4. Распределение полномочий между федерацией и её субъектами.
5. Особенности федерализма двух государств.
6. Сравнение федерализма в России, США и Германии.
7. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.47 Кб (Скачать)

[править] Имитация федерализма

Теоретически  возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать»  себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций  и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Другой вариант  имитации под федерацию состоит  в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями[3].

[править] Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса  субъектов федеративного государства  выделяют:

  • Симметричные
  • асимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу  образования федерации делятся  на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее  существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной  целостности страны и субъекты федерации  не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации  возникают в результате объединения  ранее независимых государств в  одно, для чего подписывается договор  об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия  входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

[править] «Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР)[4]. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада[источник не указан 288 дней] и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Суверенных Республик) также будет «мягкой федерацией».

Германский  «скрытый» федерализм

Говоря о форме  государственного устройства, к Германии часто применяют термин «скрытое»  федеративное государство.

Хотя Основной закон закрепляет распределение  полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём  в то же время объединены преимущества централизованного государства  с преимуществами федеративного  государства.

Например, граждане чаще всего решают вопросы через  земельные власти и местные администрации, которые осуществляют свою деятельность по поручению земель (согласно принципу субсидиарности[8]).

Однако общественная жизнь регулируется большей частью федеральными законами. Смысл в том, что согласно Основному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных  условий во всех федеральных землях Германии, которые определяются социальной и экономической политикой государства. Например, полиция является федеральным  органом с единым федеральным  руководством (нет полиции федеральных  земель, как полиции штатов и графств в США).

Итак, социальная и экономическая сферы общественной жизни регулируются главным образом  федеральными законами. В данном аспекте  германское федеративное государство  схоже с централизованным.

С одной стороны, земельные органы управления, исполняют  законы данной федеральной земли, что  характерно для федеративного государства. С другой стороны, они исполняют  большинство федеральных законов, что нетипично для федеративного  государственного устройства.

[править] Этапы реформирования федеративной системы

После принятия Основного закона в 1949 году власти ФРГ  неоднократно предпринимали попытки  усовершенствовать федеративную систему. Первая крупномасштабная реформа была осуществлена правительством «большой коалиции» (ХДС/ХСС-СДПГ) при канцлере К-Г. Кизингере в 1966-69 годах. В результате реформы переплетение интересов земель и федерального центра получило новое измерение.

В финансовой сфере  был введён принцип «кооперативного  федерализма», который станет одним  из камней преткновения на современном  этапе истории ФРГ.

При правительстве Шрёдера (1998—2005) была поставлена цель провести масштабную конституционную реформу федерализма, чтобы упростить политические процессы в стране, сделать их более прозрачными для населения и менее зависимыми от сиюминутных партийных расчётов. Реформа была призвана перераспределить полномочия между центром и субъектами федерации, уточнить законодательную компетенцию между бундестагом и бундесратом и в итоге повысить дееспособность государства в целом.

Число законов, требующих обязательного одобрения  бундесрата планировалось сократить  до 35-40 % за счёт изъятия законов о принципах администрирования всех земель из механизма согласования с бундесратом. То есть в будущем земли должны будут исходить из федеральных установок, что предполагает наделение ландтагов большей ответственностью.

В марте 2003 года Конвент по проблемам федерализма (в составе глав земельных парламентов  и руководителей фракций представленных в них партий) одобрил «Любекское заявление», содержащее конкретные меры по модернизации федеративной системы.

17 октября 2003 года была создана Комиссия  по федерализму, куда вошли  тогдашний генсек СДПГ Ф. Мюнтеферинг и председатель ХСС и премьер-министр Баварии Э. Штойбер.

18 ноября 2005 года  был подписан коалиционный договор  ХДС/ХСС и СДПГ («Вместе за Германию — с мужеством и человечностью»), в котором были оговорены предложения данных партий по разграничению полномочий и ответственности между землями и центром.

7 июля 2006 года  после одобрения бундесратом  реформа вступила в силу.

Пакет нововведений охватывает следующие сферы:

1. Образование Теперь текущие вопросы образования отошли в компетенцию земель, причем им напрямую будут перечисляться средства из федерального бюджета. Это исключает нецелевое использование полученных средств.

2. Распределение доходов. Федеральные законы не могут ставить перед городами и общинами задачи, требующие от органов местного самоуправления дополнительных материальных расходов. Если федеральные законы вторгаются в компетенцию земель, эти законы обязательно должны быть получить согласие бундесрата.

3. Высшая школа. Полностью отошла в компетенцию земель. Федерация может участвовать в финансировании научных исследований, но лишь с согласия земель.

4. Охрана окружающей среды Федерация может разрабатывать рамочное законодательство, однако земли могут принимать решения, отходящие от него. При этом необходимо учитывать и нормативные акты ЕС по защите окружающей среды.

5. Бюджет Введение «Пакта стабильности по образцу ЕС». В связи с проблемой долгов земель, эвентуальные долговые санкции на 65 % лягут на плечи федерации, и на 35 % — на плечи земель.

6. Земельное законодательство В компетенцию земель вошли жилищное право, вопросы собраний, объединений и печати, пенитенциарная система, законодательство об охоте, часы работы магазинов, правила открытия ресторанов.

7. Борьба с терроризмом Исключительная компетенция федерации (Федеральное ведомство уголовной полиции), наряду с атомной энергетикой, регистрацией граждан, регулирование оборота оружия и взрывчатых веществ.

8. Государственная служба Компетенция земель[9].

15 декабря 2006 года стартовал новый этап  реформы федерализма. Основные  нерешенные на 1 этапе вопросы:  уменьшение долгов земель, перекосы  в финансовых отношениях федерация—земли и самими землями.

Суть проблемы в том, что все земли должны выполнять общефедеральные задачи, однако возможности у них для  этого очень разные.

Поэтому в Конституции  ФРГ (абз.2 ст.107) зафиксировано, что «законом должно обеспечиваться соразмерное  выравнивание различий в финансовых возможностях земель; при этом должны учитываться финансовые возможности  и потребности общин» Для этого  существовала процедура выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, то есть часть средств «богатых»  земель перераспределяется в пользу «бедных», иногда — с вливаниями и из федерального бюджета[10].

Формально федеративное государственное устройство в ФРГ  имеет два уровня: федерация как  целое государство и земли  как члены этого государства. Но в реальности существует и «третий», неформальный уровень отношений  федерации и земель — «кооперативный федерализм»; то есть наряду с горизонтальной самокоординацией земель сложилась практика вертикальной координации по оси федерация-земли: участие федерации в земельном финансировании. В рамках вертикальной координации создаются комиссии из представителей федерации и земель.

Основные проблемы горизонтальных и вертикальных отношений  в ФРГ связаны с распределением финансовых средств между богатыми и бедными федеральными землями  и реализацией принципа «равноценности»  жизненных условий.

«Горизонтальное»  выравнивание позволяет оказывать  помощь слабо развитым регионам путём  перераспределения доходов, которые  федерация и земли получают совместно (корпорационный и подоходный налог). Подобное положение вызывает много  нареканий, прежде всего со стороны  либералов (СвДП, О. Ламбсдорф), которые выступают за снижение «благотворительной» роли государства.

С подобными  предложениями согласны также и  политики других партий. Например, премьер-министр  Баварии Штойбер (ХСС) требует усиления регионализации, а премьер-министр Баден-Вюртемберга Тойфель (ХДС) — сократить число земель и увеличить легислатурные (законодательные) сроки.

Информация о работе Конституционные основы федерализма в США и ФРГ (сравнительный анализ)