Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:44, контрольная работа
Федерализм – это одна из форм территориального устройства государства,
которая выражается в системе взаимоотношений между государством в целом и его
территориальными частями. Федерация имеет ряд отличий от унитарного
государства и от конфедерации.
Унитарное государство – это единое, слитное государство, которое не имеет в
своем составе иных государственных образований на правах его членов.
Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-
территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и равное
отношение к центральным органам. В унитарном государстве одна конституция,
система высших государственных органов, единое гражданство и одноканальная
система налогов.
1. Понятие федерации, унитарного государства и конфедерации.
2. Образование федераций в США и Германии.
3. Гарантии целостности федерации.
4. Распределение полномочий между федерацией и её субъектами.
5. Особенности федерализма двух государств.
6. Сравнение федерализма в России, США и Германии.
7. Список литературы.
власти, взаимоотношений между Федерацией и землями, снятия противоречий
между различными государственными институтами могут решаться исключительно
конституционно-правовыми методами урегулирования. Эффективное взаимодействие
федерации и земель обеспечивает целостность страны и стабильность в обществе,
оберегает конституционно-
прошлого с его жесткой унитарностью, гарантирует избирателю на федеральном и
земельном уровнях право на активное участие в процессе принятия
государственных решений на благо отдельного гражданина и всего общества.
На протяжении
последних десятилетий
Штатов Америки неуклонно наращивает административную мощь. При этом, что
показательно, штаты отнюдь не оттесняются на периферию политической жизни -
они по-прежнему выступают активными игроками на федералистском поле. Иначе
говоря, удивительным образом параллельно друг другу разворачиваются
противоположные , разнонаправленные тенденции: с одной стороны, усиливается
федеральный Центр, с другой - крепнут субъекты федерации, влияние которых на
государственную политику становится все более действенным.
Сегодня федеративные отношения в США корректируются тремя различными
способами: во-первых, внесением формальных поправок в Конституцию страны, во-
вторых, решениями Верховного суда и, в-третьих, использованием механизма
"федерального
опережения". Сочетание столь
непохожих друг на друга
сделало систему предельно гибкой. Внедрение Конгрессом последнего элемента,
состоявшееся совсем недавно, обеспечило практически непрерывное обновление
федерации. Причудливая комбинация конфедеративных и унитарных черт,
изначально заложенная в американской Конституции, допускает динамичное
взаимодействие центробежных и центростремительных сил. Но благодаря тому, что
корректировка системы может производиться без изменения конституционного
текста, обе силы, действуя в одно и то же время, уравновешивают и гасят друг
друга. Главный постулат "метаморфического" федерализма гласит, что никакого
раз и навсегда данного оптимального соотношения полномочий Центра и субъектов
в федерации просто не существует . С течением времени баланс сил в
федеральной системе меняется и представление об идеале меняется вместе с ним.
Сравнение федерализма в России, США и Германии.
Первый исторический опыт создания федерации был получен США, где имела место
относительно
свободная самоорганизация
внешние и внутренние факторы и ограничения), и федерация была сформирована в
результате соглашения и объединения. Первоначально 13 штатов подписали
Договор, к которым затем присоединились вновь создаваемые колонистами штаты.
В 1787 г. основные законы федерализма были заложены в Конституцию США: “Мы,
народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить
правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную
оборону, содействовать
всеобщему благоденствию и
нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую
Конституцию для Соединенных Штатов Америки”.
Выделяют следующие модели федерализма.
1. По способу
образования союзные и
результате договора между несколькими государствами (США, СССР).
Децентрализованные создаются путем преобразования унитарного государства в
федеративное на основе правового акта, спускаемого сверху централизованной
властью, либо путем договора с составными частями государства. Россию по
способу образования федеративных основ следует относить к конституционно-
договорной федерации.
2. По правовому
режиму разделения
федерации делят на делегированные и децентрализованные. Россию можно отнести
к обоим типам,
поскольку формально она
децентрализованная.
3. По наличию
или отсутствию элементов
государственной власти федерации делят на централизованные и
нецентрализованные. При централизованном федерализме подразумевается
приоритет общенациональных интересов над интересами отдельных членов
федерации . Нецентрализованный федерализм обеспечивается договором, а власть
рассредотачивается между ее ячейками . Примером может служить США. Основу
власти при таком федерализме составляет принцип субсидиарности - сочетание
общенациональных
интересов и интересов
4. По характеру и степени взаимосвязанности и взаимозависимости субъектов
федерации в системе разделения государственной власти федерации делят на
дуалистические и кооперативные. Исторически федерализм зародился как
дуалистический - строго фиксированное на конституционном уровне разделение
функций и полномочий между центральной властью и субъектами федерации. Теория
кооперативного федерализма впервые вошла в практику в 30-е гг. XX в. в
англосаксонских странах. Здесь взаимоотношения строятся на матричной основе,
исключающей иерархию. Кооперация сторон достигается договорными процедурами.
Эта форма развивается в США, Германии.
5. По функциональным особенностям, государственно-правовой природе и
различиям в статусе выделяют следующие федерации: симметричные, асимметричные
и симметричные с элементами асимметрии. Большинство государств относятся к
симметричным с элементами асимметрии. В данном случае все субъекты федерации
признаются однородными по природе и статусу, но конституция допускает из
общего правила исключения, которые не касаются различий государственно-
правовой природы субъектов федерации, а затрагивают лишь отдельные элементы
статуса (например, США, ФРГ). Одной из причин асимметрии может стать
проведение различий в статусе в зависимости от того, какой фактор -
национальный или территориальный - положен в основу федерации. Россия в
настоящее время больше похожа на асимметричную федерацию. Так, в ч. 2 ст. 5
Конституции записано: “Республика (государство) имеет свою конституцию и
законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная
область, автономный округ имеет свой устав и законодательство”.
В мире нет абсолютно
совершенных моделей
странами накоплен колоссальный опыт, который позволяет поддерживать
целостность и устойчивость государства как единой системы.
Список литературы.
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Информация о работе Конституционные основы федерализма в США и ФРГ (сравнительный анализ)