Конституционное право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:37, реферат

Описание работы

Анализ конституционных положений позволяет выявить основные черты местного самоуправления в России, и в частности отнесение к ведению органов местного самоуправления вопросов местного значения, реализация местного самоуправления в рамках муниципальной деятельности, сочетание в муниципальной власти двух начал – общественное и государственное, т.е. ориентировка на концепцию теории дуализма муниципального управления.

Содержание

Введение 3
1 Содержание полномочий местного самоуправления…………………………… 5
2 Круг вопросов, относящихся к компетенции местного самоуправления…….. 7
3 Дополнительный круг вопросов отосящихся к компетенции местного самоуправления………………………………………………………………………… 17
4 Вопросы, входящие в предмет ведения органов местного самоуправления в г. Ижевске……………………………………………………………………………. 19
5 Заключение………………………………………………………………………… 25
6 Список использованной литературы……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КПРФ.DOC

— 214.00 Кб (Скачать)

        4. Государство оставляет за собой  право контроля за реализацией  этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.

        5. Государственное влияние не сводиться  только к контролю. Оно функционирует в соответствии с требованиями законности, в режиме общего правопорядка.

        Согласно  ст. 131 Конституции РФ структура органов  местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

        В соответствии с п.4 ст.14 ФЗ «Об общих  принципах организации …» наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

        Статья 19 ФЗ «Об общих принципах организации  …» определяет  порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

        На  практике при наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в соответствующих  нормативных актах обычно не указывается, что эти полномочия являются государственными, а, следовательно, возникают споры по поводу их финансирования. Указанный спор преодоляется следующим образом. Если полномочие входит в один из вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, то оно является муниципальным, а в противном случае - государственным и требует отдельного финансирования.

        В настоящее время в законодательстве большинства субъектов РФ использован обратный подход. В соответствии с ним государственными полномочиями признаются те полномочия, в отношении которых имеется прямое указание на их государственный характер.

        Ст. 19 ФЗ «О принципах организации…»  основывается на конституционной норме о том, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только законом. На практике же оно регулярно нарушается, особенно на федеральном уровне. Многие полномочия были переданы органам местного самоуправления скрыто, без указания на то, что они являются государственными, путем принятия Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

        В соответствии с принципами, закрепленными  в ст. 72 и 76 Конституции РФ, законы субъектов РФ о передаче полномочий, относимых Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, не могут вступать в противоречие с федеральными.

        Кроме того, необходимо отметить, что органам  местного самоуправления не могут передаваться полномочия, отнесенные к исключительному ведению конкретных органов государственной власти и государственных должностных лиц.

        С  учетом создания различных видов муниципальных образований, некоторые из которых даже территориально могут входить в состав других, закрепляется возможность того, что передаваемые отдельные государственные полномочия по умолчанию будут возлагаться на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

        ФЗ  «О принципах организации …» предусматривает  различные варианты определения  срока действия переданных полномочий. В случае, если  в законе о наделении  полномочиями о сроке наделения  ничего не сказано и иное не вытекает из действующего законодательства, следует понимать, что полномочия передаются бессрочно.

        Органы  местного самоуправления имеют право  привлекать дополнительные ресурсы для реализации отдельных государственных полномочий, но только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

        При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями необходимо, чтобы соблюдался ряд обязательных требований о наделении соответствующими  полномочиями. Отсутствие хотя бы одного из этих требований влечет признание закона  о передаче полномочий недействительным. Среди требований можно выделить следующие:

        - полномочия могут передаваться  как всем муниципальным образованиям определенного вида, так и каким-то конкретным. Такая дифференциация является положительным моментом, так как даже в рамках одного субъекта Федерации муниципальные образования могут существенно различаться по демографическому, экономическому, социальному и другим потенциалам;

        - предусматривает разработку федеральных или региональных государственных минимальных социальных стандартов. Минимальные государственные социальные стандарты служат для определения минимальной бюджетной обеспеченности, под которой понимается минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов;

        - предусматривает условия и порядок  прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий содержатся в большинстве соответствующих законов субъектов РФ. Чаще всего указывают следующие основания:

        1) истечение срока, на который  были переданы указанные полномочия;

        2) признание органами государственной  власти субъекта Федерации нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий органами местного самоуправления, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

        3) невозможность обеспечения ранее  переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;

        4) систематическое нарушение законодательства  органами местного самоуправления при реализации переданных государственных полномочий;

        5) принятие федерального нормативного  акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере;

        6) отказ органов местного самоуправления от дальнейшей реализации полномочий.

        Можно отметить, что в настоящее время  большинство законов о наделении  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями всех сведений не содержат. Чаще всего передача полномочий заключается в простой констатации факта, что данное полномочие возлагается на органы местного самоуправления.

        К  числу  полномочий государственного характера можно отнести права  органов местного самоуправления по участию в установлении правового статуса предприятий и организаций различных форм собственности, общественных объединений, средств  массовой  информации, а также правого состояния  граждан и  др. 
     

        4. Вопросы, входящие  в предмет ведения  органов местного  самоуправления в г. Ижевске.

        Согласно ч.1 ст. 2 Закон УР от 28 мая 1996 г. № 219-1 «О местном самоуправлении в УР» местное самоуправление в Удмуртской Республике осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией УР, федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики и уставами муниципальных образований.

        Ст. 4 Закона «О Местном самоуправлении в УР» Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Данный Устав содержит указание на  вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; структуру и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;  положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

        Согласно  ст. 2 Устава муниципального образования  город Ижевск, принятый решением Городской думы от 16 июня 2005 г. № 333, Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования город Ижевск.

        Ст. 24 Устава города Ижевска структуру  органов местного самоуправления городского округа составляют:

        1) Городская дума города Ижевска;

        2) Глава города Ижевска;

        3) Администрация города Ижевска.

        Устав предусматривает  перечень форм непосредственного  осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении  местного самоуправления.

        Ст.  26 Устава содержит перечень вопросов, решение которых отнесено к компетенции  Городской думы.

        Так, в исключительной компетенции Городской  думы находится:

        1) принятие Устава муниципального  образования «город Ижевск» и  внесение в него изменений и дополнений;

        2) утверждение бюджета города и  отчета о его исполнении;

        3) установление, изменение и отмена  местных налогов в соответствии  с налоговым законодательством РФ;

        4) принятие планов и программ  развития муниципального образования  «город Ижевск», утверждение отчетов об их исполнении;

        5) определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «город Ижевск»;

        6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

        7) определение порядка участия  муниципального образования «город  Ижевск» в организациях межмуниципального сотрудничества;

        8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город Ижевск»;

        9) контроль за исполнением органами  местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.

        Также Городская дума полномочна решать вопросы  формирования ее внутренней структуры, аппарата и рабочих органов, замещение должностей.

        Статус  главы муниципального образования город Ижевск имеет ряд особенностей. Глава муниципального образования является наряду с высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляющим весь аппарат муниципалитета, еще и Председателем Городской Думы. В связи с этим, Глава муниципального образования наделяется двумя родами  полномочий.

        Согласно  ст. 36 Устава в качестве высшего должностного лица Глава муниципального образования полномочен:

        1) представляет муниципальное образование  «город Ижевск» в отношениях  с органами местного самоуправления других муниципальных образований, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования «город Ижевск»;

        2) подписывает и обнародует муниципальные нормативные правовые акты, принятые Городской думой;

        3) издает в пределах своих полномочий  муниципальные правовые акты;

        4) вправе требовать созыва внеочередной  сессии (заседания) Городской думы и рассмотрения его предложений (проектов решений) в первоочередном порядке;

Информация о работе Конституционное право РФ