Автор: Алина Деревнина, 10 Декабря 2010 в 15:01, реферат
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35
послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-
ческие работы по данной проблеме и незначительное число исследований
источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.
Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания
в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-
тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось
второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,
как и права в целом, с позиций противоборства двух систем.
I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1. Правовая форма
2. Форма права
3. Источники права
. Источники права в материальном смысле
. Источники права в идеальном смысле
. Источники права в юридическом смысле
4. Правовой обычай
5. Правовой прецедент
6. Правовая доктрина
7. Договоры нормативного содержания
8. Международный договор
9. Нормативно - правовой договор
10. Нормативно – правовой акт
11. Референдум
III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как
источника права. Виды нормативно-правовых актов».
1. Нормативно-правовые акты
2. Индивидуальные правовые акты
3. Акты внешнего действия
4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия
5. Законодательство
6. Закон
7. Конституция
8. Постановления парламента
9. Указы президента
10. Нормативные указы президента
11. Нормативные указы
12.Подзаконные нормативно-правовые акты
IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее
виды».
1. Систематизация нормативно-правовых актов
2. Кодификация
. Основы законодательства
. Кодекс
. Устав
. Положение
3. Инкорпорация
. Официальная инкорпорация
. Неофициальная инкорпорация
4. Консолидация
V. Заключение
VI. Список литературы
лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в
той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис-
ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних
дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).
4) Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок
образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной
системы (или подсистемы) государственных органов.
Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован-
ного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами
или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.
В результате кодификационной работы появляются многочисленные
нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются
один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому
необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового
материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже
действующими. Эта деятельность и есть систематизация.
Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приве-
дение их в единую, согласованную систему.
Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации.
Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки
содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес-
кого процесса.
Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.
Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество,
особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе-
ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм
права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в
приведении
в систему действующих
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.
Официальная
инкорпорация-упорядоченное
актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс-
твующих нормативных актов. Она является способом официального
опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или
уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными
источниками достоверной правовой информации.
В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разно-
видности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая
инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их
издания. Это - Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави-
тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические
собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.
Официальной формой хронологической систематизации нормативных ак-
тов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени норматив-
ных актов.
Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает
возможность
более или менее полно
теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что спо-
собствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регу-
лировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в
юридической практике. Например, Свод законов является вершиной пред-
метной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные вое-
дино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные
нормативные акты.
Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями,
органами и лицами и носит справочно-информационный характер.
Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из-
данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся
в единый акт.
Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой
связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу.
Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации
общероссийских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что
разрозненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.
Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является
логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную,
работающую
систему законодательства.
Заключение.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права
имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению
форм
права, а практика должна умело
реализовать предложения
целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования источников права в
современной России? Во-первых, при улучшении форм права
надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из доре-
волюционной правовой системы.
Во-вторых,
назрела потребность в
закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть,
что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан-
но. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отно-
шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре-
гулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М.Баранов
полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть
признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них -
Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться
"цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные
формы
действующего права Российской Федерации,
противоречащие Конституции, не должны
иметь юридической силы.
Список
литературы:
1. «Правоведение» А.И. Балашов, Г.П.Рудаков, Питер,2005.С. 28-32.
2.«Проблемы теории государства и права» М.: Юрид. литература,1987.
С.327.
3.«Источники права» Зивс С.Л. М.: Наука, 1981.
4.«Проблемы теории государства и права» М.: Юрид. литература,1987.
С.329.
5.«Обычай в современном международном праве» Даниленко Г.М. М.,
1988. С. 80-103.
6.«Проблемы теории государства и права» М.: Юрид. литература,1987.
С.351.