Источники права и виды источников права

Автор: Алина Деревнина, 10 Декабря 2010 в 15:01, реферат

Описание работы

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего

понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет

подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.

Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35

послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-

ческие работы по данной проблеме и незначительное число исследований

источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.

Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания

в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-

тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось

второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,

как и права в целом, с позиций противоборства двух систем.

Содержание

I . Введение

II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».

1. Правовая форма

2. Форма права

3. Источники права

. Источники права в материальном смысле

. Источники права в идеальном смысле

. Источники права в юридическом смысле

4. Правовой обычай

5. Правовой прецедент

6. Правовая доктрина

7. Договоры нормативного содержания

8. Международный договор

9. Нормативно - правовой договор

10. Нормативно – правовой акт

11. Референдум

III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как

источника права. Виды нормативно-правовых актов».

1. Нормативно-правовые акты

2. Индивидуальные правовые акты

3. Акты внешнего действия

4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия

5. Законодательство

6. Закон

7. Конституция

8. Постановления парламента

9. Указы президента

10. Нормативные указы президента

11. Нормативные указы

12.Подзаконные нормативно-правовые акты

IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее

виды».

1. Систематизация нормативно-правовых актов

2. Кодификация

. Основы законодательства

. Кодекс

. Устав

. Положение

3. Инкорпорация

. Официальная инкорпорация

. Неофициальная инкорпорация

4. Консолидация

V. Заключение

VI. Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

лируют  деятельность определенных ведомств,  министерств, организаций в

той или  иной сфере управления.  Еще сохраняют  свое значение  многочис-

ленные  уставы  о  дисциплине (Дисциплинарный устав органов  внутренних

дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).

4)  Положение  -  сводный  кодифицированный  акт,  определяющий порядок

образования, структуру,  задачи,  функции и  компетенцию  определенной

системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован-

ного  акта.  Оно  утверждается  определенными  правотворческими органами

или должностными лицами.  Например,  "Положение  о  военно-техническом

сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомобильной инспекции  Министерства  внутренних  дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате  кодификационной  работы  появляются  многочисленные

нормативно-правовые акты,  которые постепенно устаревают, наслаиваются

один  на другой,  вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому

необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового

материала, по  расчистке,  согласованию  новых  юридических норм с уже

действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Систематизация  нормативно-правовых актов - это обработка,  приве-

дение их в единую, согласованную систему.

Систематизация  существует в формах инкорпорации и  консолидации.

Инкорпорация  есть упорядочение нормативных актов  без  переработки

содержания  норм права,  т.е. систематизация вне  пределов правотворчес-

кого  процесса.

Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.

Правда, инкорпорация может оказывать воздействие  и на правотворчество,

особенно  когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе-

ния содержательной переработки правовых норм или  издания  новых  норм

права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении,  в

приведении  в систему действующих нормативных  актов.

Инкорпорация  подразделяется на  официальную  и   неофициальную.

Официальная инкорпорация-упорядоченное объединение  нормативных

актов путем  издания компетентными органами сборников (собраний) дейс-

твующих нормативных актов. Она является способом  официального

опубликования и  переопубликования  вступающих  в юридическую силу или

уже действующих  нормативных актов,  а сборники служат официальными

источниками достоверной правовой информации.

В рамках официальной инкорпорации могут  быть выделены  ее  разно-

видности  по  другим основаниям.  Широко распространена хронологическая

инкорпорация, означающая упорядочение нормативных  актов по времени  их

издания. Это  -  Ведомости Верх.Совета и  Собрание постановлений Прави-

тельства. К хронологической инкорпорации относятся  и  хронологические

собрания, действующего законодательства в субъектах  Федерации.

Официальной формой хронологической систематизации нормативных ак-

тов некоторых  министерств являются издаваемые ими  Бюллетени норматив-

ных актов.

Известна  также  тематическая  официальная  инкорпорация.  Она дает

возможность более или менее полно объединить акты,  посвященные  одной

теме, сфере  государственной деятельности или отрасли права,  что спо-

собствует выявлению возможных пробелов и  расхождений в правовом  регу-

лировании и  облегчает  отыскание  и использование  нормативных актов в

юридической практике.  Например,  Свод законов  является вершиной пред-

метной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные вое-

дино  и расположенные в строгом  порядке законы и важнейшие  подзаконные

нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация проводится  различными  организациями,

органами  и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из-

данные  нормативно-правовые  акты  по  тому  или иному вопросу сводятся

в единый акт.

Ранее действовавшие  нормативно-правовые  акты  прекращают в этой

связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся  Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г.  "О праздничных и памятных днях",  объединивший (а тем самым и заменивший) сорок  восемь  ранее действовавших актов по этому вопросу.

Широко  распространена консолидация  ведомственных  нормативно-правовых актов. Значительную  роль  она будет играть и при систематизации

общероссийских  нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что

разрозненное  законодательство о налогах,  о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.

Таким образом,  систематизация нормативно-правовых актов является

логическим  завершением правотворчества и  позволяет  создать  стройную,

работающую  систему законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

В свете  вышеизложенного можно сделать  вывод,  что источники права

имеют  исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит  от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики.  Юридическая наука призвана своевременно  готовить  пригодные  рекомендации  по улучшению

форм  права,  а практика должна умело  реализовать предложения ученых  в

целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Каковы  основные пути усовершенствования источников права в

современной  России?  Во-первых,  при улучшении форм права

надо  полнее учесть юридические традиции России,  взять лучшее из доре-

волюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального

закона  об основных формах права.  В этом акте надлежит подчеркнуть,

что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан-

но. В  законе желательно с максимальной  определенностью выразить отно-

шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре-

гулятивной  системы государства,  главную  форму права.  Так В.М.Баранов

полагает, что  в правовом государстве главной  формой права должен быть

признан не нормативно-правовой акт вообще,  а только  один  из  них  -

Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться

"цементированием"  лишь правовых актов.  Все правовые  акты  и  иные

формы действующего права Российской Федерации,  противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. «Правоведение» А.И. Балашов, Г.П.Рудаков, Питер,2005.С. 28-32.

2.«Проблемы  теории  государства  и права» М.:  Юрид. литература,1987.

С.327.

3.«Источники права» Зивс С.Л. М.: Наука, 1981.

4.«Проблемы  теории  государства  и права» М.:  Юрид. литература,1987.

С.329.

5.«Обычай в современном международном праве» Даниленко Г.М. М.,

1988. С. 80-103.

6.«Проблемы  теории  государства  и права» М.:  Юрид. литература,1987.

С.351. 
 

Информация о работе Источники права и виды источников права