Источники права и виды источников права

Автор: Алина Деревнина, 10 Декабря 2010 в 15:01, реферат

Описание работы

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего

понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет

подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.

Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35

послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-

ческие работы по данной проблеме и незначительное число исследований

источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.

Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания

в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-

тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось

второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,

как и права в целом, с позиций противоборства двух систем.

Содержание

I . Введение

II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».

1. Правовая форма

2. Форма права

3. Источники права

. Источники права в материальном смысле

. Источники права в идеальном смысле

. Источники права в юридическом смысле

4. Правовой обычай

5. Правовой прецедент

6. Правовая доктрина

7. Договоры нормативного содержания

8. Международный договор

9. Нормативно - правовой договор

10. Нормативно – правовой акт

11. Референдум

III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как

источника права. Виды нормативно-правовых актов».

1. Нормативно-правовые акты

2. Индивидуальные правовые акты

3. Акты внешнего действия

4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия

5. Законодательство

6. Закон

7. Конституция

8. Постановления парламента

9. Указы президента

10. Нормативные указы президента

11. Нормативные указы

12.Подзаконные нормативно-правовые акты

IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее

виды».

1. Систематизация нормативно-правовых актов

2. Кодификация

. Основы законодательства

. Кодекс

. Устав

. Положение

3. Инкорпорация

. Официальная инкорпорация

. Неофициальная инкорпорация

4. Консолидация

V. Заключение

VI. Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

ляции. Это  такие виды форм права,  которые  приняты с использованием

институтов  прямой демократии (решения референдума, народного собрания,

собрания трудового коллектива).

Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному  воп-

росу  государственной  и  общественной жизни.  Не следует его путать со

всенародным обсуждением.  Это - возможный, но не обязательный этап ре-

ферендума. В определенном смысле  синонимом  референдума  выступает  понятие "плебесцит".  Акт референдума - демократическая форма права.  Но

это не дает оснований рассматривать его  как лучший способ для выработ-

ки оптимальных  решений при любых и всяких условиях.

Референдумы бывают общегосударственные,  республиканские, местные

(локальные).  В  соответствии  со  ст.  10  Закона  РФ  о  референдуме

(1990 г.),  референдум назначается по требованию: не менее одного мил-

лиона граждан РФ,имеющих право на участие  в референдуме; не менее од-

ной трети  от общего числа народных депутатов  РФ.  Согласно ст.35 Зако-

на, "решения  по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан,  принявших участие в референдуме". Изменение либо отмена решения,  принятого  референдумом, производится только референдумом (ст.37 Закона).

Характеризуя  роль  общегосударственного  референдума,  необходимо

особо подчеркнуть, что это мера исключительная и требует осторожного с

ней обращения.  Он является средством урегулирования трудных вопросов,

которые не могут быть решены парламентским  путем.

Мы рассмотрели  виды источников права принятых юридической  наукой.

В следующей  главе мы подробно осветим вопрос "Виды нормативно-правовых

актов". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.    Особенности нормативно-правового акта как

источника права. Виды нормативно-правовых актов. 
 

Как уже  упоминалось выше,  нормативно-правовой акт - одна из ос-

новных, наиболее совершенных внешних форм  права.  Нормативно-правовые акты

- это  предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

Нормативно-правовые акты  -  основной  источник права  не только в

Российской  Федерации. Они стали таковыми в  настоящее время практически

во всех правовых системах мира,  даже там, где  исторически господство-

вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению  с  правовым  обычаем  и судебным (административным)

прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает  боль-

шими  преимуществами:  исходит от строго определенных - правотворческих

органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает-

ся в  четко обозначенном порядке;  имеет  установленную форму и реквизи-

ты, порядок  вступления в силу и сферу действия;  может быть быстро из-

менен в зависимости от социальных потребностей.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей.  Они,  во-пер-

вых, имеют  государственный характер.  Государство  наделяет органы, ор-

ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра-

вовые акты,  т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и

реализацию  принятых нормативно-правовых актов,  включая и принудитель-

ное воздействие  на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным

характером  нормативно-правовые акты отличаются  от  нормативных  актов

общественных  организаций (уставы партий, общественно-политических дви-

жений).

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются  не всеми, а стро-

го определенными  субъектами,  специально уполномоченными  на  то  госу-

дарством. При  этом каждый субъект правотворческой деятельности связан

рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с  соблюдением  определенной

процедуры (особенно  это  относится к законодательным актам),  а также

требований  к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они  имеют временные,  пространственные и субъектные

пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы.  Наличие в этих актах

юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

В этой связи нормативно-правовые акты следует  отличать от индиви-

дуальных  и интерпретационных актов.

Индивидуальные  правовые  акты - это акты государственных  органов,

негосударственных организаций,  должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ

руководителя  предприятия или учреждения и  др.).  Индивидуальные акты – это акты применения  права. Они имеют,  как правило, разовое применение,

адресуются  конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие  от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще-

обязательный  характер и отличаются неконкретностью  адресата, т.е. обя-

зательны  не для отдельного конкретного лица,  а для всех субъектов, на

которых они распространяются. Действуют  нормативно-правовые акты отно-

сительно  долгое время и не исчерпывают  себя фактами  их  применения  -

применяться они могут бесчисленное множество  раз при наличии необходи-

мых для  этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты  следует также отличать от интерпретаци-

онных актов, т.е. актов толкования норм права. От нормативно-правовых

последние отличаются тем,  что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативно-правовой акт  - понятие собирательное,  оно охватывает

самые разнообразные нормативные государственные  предписания. Нормативно - правовые акты  целесообразно  классифицировать  по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

По юридической  силе  различают:  законы - акты,  обладающие

высшей  юридической силой,  и  подзаконные  акты - акты, основанные на законах и им не противоречащие.  Абсолютно все нормативно - правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

По сфере  действия  выделяются  акты  внешнего и акты внутреннего

действия.

Акты  внешнего  действия  охватывают  всех субъектов, кому

они адресованы - организации и лиц,  независимо от их трудовой и  слу-

жебной  деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало-

говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.

Нормативно-правовые акты  внутреннего  действия  касаются  только

субъектов, входящих в состав определенного  министерства  (ведомства),

организации или проживающего на той или иной территории.  Причем такие

акты  могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек-

тами  правотворчества,  но и высшими  органами власти и управления. При-

мером может служить Закон "О милиции" 1991 г.,  принятый Верховным Со-

ветом России,  "Положение  о  службе в органах внутренних дел РФ" 1992

г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия

являются  также многочисленные локальные  предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими  в  их  рамках,  предписания, применяемые только на определенной территории (область,  край,  районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам,  издающим  (принимающим)  нормативно-правовые акты,

последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной

власти, Президента,  органов управления, должностных лиц государствен-

ных и  негосударственных организаций.  Виды нормативно-правовых  актов,

определяемых  субъектами правотворчества,  довольно изменчивы и зависят

от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга-

нов.

При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты,

разработанные  и  принятые  совместно несколькими  государственными

органами.

Последний вид  нормативно-правовых  актов  принимается по вопросам

общего  ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми-

нистерства  внутренних  дел  и  Министерства  безопасности  по борьбе с

преступностью, особенно с организованными ее формами,  совместные при-

казы  Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох-

ранности  грузов и др.

С нормативно-правовыми  актами тесно связано понятие  законодатель-

ства,которым  широко оперируют юридическая наука  и правоприменительная

практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан-

ных высшими  органами государственной власти и  управления.

Часто к законодательству относят все  без  исключения  нормативные

акты, в  том числе ведомственные и  акты местных органов власти и управ-

ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер-

ным представляется такое понимание законодательства,  когда к нему от-

носятся акты высших органов государственной  власти и управления. Зако-

нодательство  Российской Федерации в этом случае представляет собой

совокупность:

1) законов  и иных нормативных актов,  принимаемых  высшими

Информация о работе Источники права и виды источников права