Автор: Алина Деревнина, 10 Декабря 2010 в 15:01, реферат
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35
послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-
ческие работы по данной проблеме и незначительное число исследований
источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.
Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания
в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-
тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось
второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,
как и права в целом, с позиций противоборства двух систем.
I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1. Правовая форма
2. Форма права
3. Источники права
. Источники права в материальном смысле
. Источники права в идеальном смысле
. Источники права в юридическом смысле
4. Правовой обычай
5. Правовой прецедент
6. Правовая доктрина
7. Договоры нормативного содержания
8. Международный договор
9. Нормативно - правовой договор
10. Нормативно – правовой акт
11. Референдум
III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как
источника права. Виды нормативно-правовых актов».
1. Нормативно-правовые акты
2. Индивидуальные правовые акты
3. Акты внешнего действия
4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия
5. Законодательство
6. Закон
7. Конституция
8. Постановления парламента
9. Указы президента
10. Нормативные указы президента
11. Нормативные указы
12.Подзаконные нормативно-правовые акты
IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее
виды».
1. Систематизация нормативно-правовых актов
2. Кодификация
. Основы законодательства
. Кодекс
. Устав
. Положение
3. Инкорпорация
. Официальная инкорпорация
. Неофициальная инкорпорация
4. Консолидация
V. Заключение
VI. Список литературы
ляции. Это такие виды форм права, которые приняты с использованием
институтов прямой демократии (решения референдума, народного собрания,
собрания трудового коллектива).
Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному воп-
росу государственной и общественной жизни. Не следует его путать со
всенародным обсуждением. Это - возможный, но не обязательный этап ре-
ферендума. В определенном смысле синонимом референдума выступает понятие "плебесцит". Акт референдума - демократическая форма права. Но
это не дает оснований рассматривать его как лучший способ для выработ-
ки оптимальных решений при любых и всяких условиях.
Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, местные
(локальные). В соответствии со ст. 10 Закона РФ о референдуме
(1990 г.),
референдум назначается по
лиона граждан РФ,имеющих право на участие в референдуме; не менее од-
ной трети от общего числа народных депутатов РФ. Согласно ст.35 Зако-
на, "решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме". Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом (ст.37 Закона).
Характеризуя роль общегосударственного референдума, необходимо
особо подчеркнуть, что это мера исключительная и требует осторожного с
ней обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов,
которые не могут быть решены парламентским путем.
Мы рассмотрели виды источников права принятых юридической наукой.
В следующей главе мы подробно осветим вопрос "Виды нормативно-правовых
актов".
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как
источника
права. Виды нормативно-правовых актов.
Как уже упоминалось выше, нормативно-правовой акт - одна из ос-
новных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые акты
- это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.
Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в
Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически
во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господство-
вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным)
прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает боль-
шими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих
органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает-
ся в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизи-
ты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро из-
менен в зависимости от социальных потребностей.
Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-пер-
вых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, ор-
ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра-
вовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и
реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудитель-
ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным
характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов
общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви-
жений).
Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а стро-
го определенными субъектами, специально уполномоченными на то госу-
дарством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан
рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной
процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также
требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.
В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные
пределы действия.
В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах
юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.
В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индиви-
дуальных и интерпретационных актов.
Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов,
негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ
руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения права. Они имеют, как правило, разовое применение,
адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще-
обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя-
зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на
которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно-
сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения -
применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи-
мых для этого предпосылок.
Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретаци-
онных актов, т.е. актов толкования норм права. От нормативно-правовых
последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает
самые
разнообразные нормативные
По юридической силе различают: законы - акты, обладающие
высшей юридической силой, и подзаконные акты - акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно - правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего
действия.
Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому
они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и слу-
жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало-
говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.
Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только
субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства),
организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие
акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек-
тами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. При-
мером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Со-
ветом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992
г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия
являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).
По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты,
последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной
власти, Президента, органов управления, должностных лиц государствен-
ных и
негосударственных организаций.
определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят
от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга-
нов.
При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты,
разработанные и принятые совместно несколькими государственными
органами.
Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам
общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми-
нистерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с
преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные при-
казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох-
ранности грузов и др.
С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодатель-
ства,которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная
практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.
Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан-
ных высшими органами государственной власти и управления.
Часто к законодательству относят все без исключения нормативные
акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ-
ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер-
ным представляется
такое понимание
носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако-
нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой
совокупность:
1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими