Автор: Алина Деревнина, 10 Декабря 2010 в 15:01, реферат
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35
послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-
ческие работы по данной проблеме и незначительное число исследований
источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.
Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания
в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-
тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось
второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,
как и права в целом, с позиций противоборства двух систем.
I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1. Правовая форма
2. Форма права
3. Источники права
. Источники права в материальном смысле
. Источники права в идеальном смысле
. Источники права в юридическом смысле
4. Правовой обычай
5. Правовой прецедент
6. Правовая доктрина
7. Договоры нормативного содержания
8. Международный договор
9. Нормативно - правовой договор
10. Нормативно – правовой акт
11. Референдум
III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как
источника права. Виды нормативно-правовых актов».
1. Нормативно-правовые акты
2. Индивидуальные правовые акты
3. Акты внешнего действия
4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия
5. Законодательство
6. Закон
7. Конституция
8. Постановления парламента
9. Указы президента
10. Нормативные указы президента
11. Нормативные указы
12.Подзаконные нормативно-правовые акты
IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее
виды».
1. Систематизация нормативно-правовых актов
2. Кодификация
. Основы законодательства
. Кодекс
. Устав
. Положение
3. Инкорпорация
. Официальная инкорпорация
. Неофициальная инкорпорация
4. Консолидация
V. Заключение
VI. Список литературы
Правовой прецедент. Прецедентом является такое поведение власти,
которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером
для следующего поведения этой власти. Иными словами, правовой преце-
дент - это решение юрисдикционных и административных органов по конк-
ретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное
правило при разрешении всех аналогичных дел. Различают судебный и ад-
министративный прецедент.
При прецедентной форме права судебные (а иногда и административ-
ные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нор-
мы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и
запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны
недобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и прак-
тика социалистического типа права не признавали и не признают
прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его. Традиции, конечно, сильно довлеют над умами. Но надо разобраться - такая ли уж отсталая эта форма права? Англия до сих пор не без успеха использует ее. Без сомнения,
в ней есть и положительные моменты. Надо изучить - в каких сферах, при
каких условиях ее можно использовать в современной России.
Результатом
правоприменительной
работка правоположений, для которых характерна известная степень обоб-
щенности и обязательности. Правоположения - концентрированное выраже-
ние юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать
естественное отставание норм права от динамики общественных отношений,
могут устранять противоречия между относительным "консерватизмом" пра-
ва и изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное ис-
пользование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, ук-
репляет законность, придает устойчивость проводимой государством поли-
тике.
Полагаем, что правоположения юридической практики являются преце-
дентным правом. Следует подумать и о том, чтобы официально придать ру-
ководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ форму прецедентного права. Для этого надо тщательно "выписать" пределы их действия, условия (после надлежащей апробации) "перелива" в нормы права. Юридическая наука на определенных этапах развития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. В английских судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались. Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы". Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права.
Интересно отметить, что в английских судах при вынесении некоторых
судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда.
В российском государстве юридическая наука имеет большое значение
для развития правовой практики, совершенствования законодательства,
правильного толкования закона, но официальным источником права не
признается. Но судебные и административные акты не используют ссылки
на труды ученых-правоведов. Это еще одно вредное последствие тотали-
тарной государственной системы, укрепившейся у нас, когда только акты
государственной власти имели силу, а все остальные документы и источ-
ники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой
опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального
источника права падает, но ее роль в качестве неформального элемента
правообразования растет.
Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется
в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется пра-
вотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и ме-
тоды установления, толкования и реализации права. К тому же сами твор-
цы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или
менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной
юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.
Договоры нормативного содержания - это совместные юридические ак-
ты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов,
встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это
такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу
прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а
также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязатель-
ства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском,
трудовом, экологическом праве.
Для признания договора источником права требуется, чтобы он со-
держал юридические нормы. Историческими примерами договора нормативного содержания в советском праве могут служить Договор об образовании Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992 г.).
В области трудового права значительную роль продолжают играть
коллективные договоры. Согласно ст.7 Кодекса законов о труде РФ, кол-
лективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социаль-
но-экономические и профессиональные отношения между руководителем и
работниками на предприятии, в учреждении, организации.
Следует подчеркнуть, что договорное право - юридический фундамент
динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства.
Принятый 11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации "О коллективных
договорах и соглашениях" один из наиболее значимых актов, цельно регу-
лирующий
взаимоотношения
В качестве основной формы права выступает договор в международном
праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между
государствами и другими субъектами международного права, заключенное
по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать
их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья
2 Венской
конвенции о праве
ное определение этого источника: "Договор означает международное сог-
лашение, заключенное между государствами в письменной форме и регули-
руемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое
соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между
собой документах, а также независимо от его конкретного наименова-
ния"24.
Примером
международного-правового
жить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулиро-
вании в отношении Германии, согласно которому "объединенная Германия
будет включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина".
Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуля-
ции. Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития
договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-право-
вой акт, а конкретнее диспозитивные нормы права. Например, Гражданс-
кий кодекс РФ (ст.ст. 160-167, 255, 295, 350) закрепляет формы и общие
условия договоров, ст.22 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. "О средствах массовой информации" фиксирует содержание догово-
ра между соучредителями средства массовой информации.
У договорной
формы права перспективное
тавлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно
должно быть прежде всего добровольно-согласительным, а не формаль-
но-принудительным.
Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных
внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера.
Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для раз-
решения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не толь-
ко источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это
тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах.
Кратко,
нормативный акт можно
держащий
нормы права. Подробнее о нормативно-
рим во 2 главе.
Новое правопонимание неизбежно ведет к иной трактовке источников
права. Саморегулирование присуще всем известным формам права.
Вот почему имеется потребность относить к формам права нормы саморегу-