Автор: Алина Деревнина, 10 Декабря 2010 в 15:01, реферат
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35
послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-
ческие работы по данной проблеме и незначительное число исследований
источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.
Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания
в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-
тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось
второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,
как и права в целом, с позиций противоборства двух систем.
I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1. Правовая форма
2. Форма права
3. Источники права
. Источники права в материальном смысле
. Источники права в идеальном смысле
. Источники права в юридическом смысле
4. Правовой обычай
5. Правовой прецедент
6. Правовая доктрина
7. Договоры нормативного содержания
8. Международный договор
9. Нормативно - правовой договор
10. Нормативно – правовой акт
11. Референдум
III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как
источника права. Виды нормативно-правовых актов».
1. Нормативно-правовые акты
2. Индивидуальные правовые акты
3. Акты внешнего действия
4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия
5. Законодательство
6. Закон
7. Конституция
8. Постановления парламента
9. Указы президента
10. Нормативные указы президента
11. Нормативные указы
12.Подзаконные нормативно-правовые акты
IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее
виды».
1. Систематизация нормативно-правовых актов
2. Кодификация
. Основы законодательства
. Кодекс
. Устав
. Положение
3. Инкорпорация
. Официальная инкорпорация
. Неофициальная инкорпорация
4. Консолидация
V. Заключение
VI. Список литературы
применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явле-
ния) с
иными социальными
Форма права - это форма именно права как отдельного явления, и
соотносится она только с содержанием права. Ее назначение - упорядочить
содержание права, придать ему свойства государственно-властного
характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.
Внутренняя форма права - это структура и связи. К ней относят
систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности
всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной оте-
чественной юридической литературе не сформировалось единого понимания,
что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными ав-
торами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что
содержание права составляет государственная воля, а форма права - это
юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те уче-
ные, которые содержанием права признают не государственную волю (это -
сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют ис-
точники права. Правовая норма это не форма права, а самое право.
Как уже отмечалось в юридической литературе, термин "источник" в
смысле формы выражения норм права получил широкое распространение, он достаточно удобен и образно показывает, что нормативный правовой акт
содержит правовые нормы и из него как из источника берутся сведения о
содержании правовых норм.
Источники права - обстоятельства, питающие появление и действие
права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римс-
кий историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего пуб-
личного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в
смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) ис-
точник права в идеальном смысле; в) источник права в юридическом
(формальном) смысле.
Источником права в материальном смысле являются развивающиеся об
щественные отношения. К ним относятся способ производства материальной
жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйс-
твенных связей, формы собственности как конечная причина возникновения
и действия права.
Под источником права в идеальном смысле понимают правовое созна-
ние.
Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в
виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых
норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле пони-
маются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли.
Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма
права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или
иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный
характер, доводится до сознания членов общества.
Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ
существования, выражения и преобразования правовых норм.
Отдельные ученые (Н.Г.Александров, Л.Р.Сюкияйнен) относят к ис-
точникам права в формальном смысле деятельность государства по уста-
новлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты.
При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не
как источники права.
Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно ис-
пользовать термин "источник норм права", тогда "источником права"
можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридичес-
ким источником" - правотворческое решение компетентного органа о
принятии, изменении или отмене нормативного правового акта,
правовых норм. Смысл данного разграничения в том, что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.
После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников
права следует обратить внимание на их классификацию и видовую
характеристику. Известны следующие основные виды форм права:
Правовой обычай исторически был первым источником права, регули-
ровавшим отношения в период становления государства. Под обыча-
ем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и
единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым
обычай становится после того, как получает официальное одобрение госу-
дарства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого
(Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.
Природа правового обычая характеризуется следующими особенностя-
ми. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках
сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обы-
чаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право
входит в структуру индусского права.
Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и
единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая неред-
ко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.
Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, по-
терявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новей-
шие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен
покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.
Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается
санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего
собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование
обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной
или административной практикой. Решение государственного органа, в ко-
тором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено.
Обычай
по природе своей носит
ляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики.
Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религи-
озную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие
обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан
государство вполне оправданно запрещает.
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запре-
щает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное сущест-
вование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах право-
вого регулирования, например, при регулировании внешней торговли. Из-
вестно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых
учитывается
действие обычаев порта или
вания (ст.134 КТМ РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз
должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при
отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту пог-
рузки".). В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкно-
вения. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не по-
лучает
прямого текстуального
акте17. Вряд ли прав и С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство
вообще не знает правового обычая. Отечественное законодательство до-
пускает использование в юридической практике обычаев. Государство
санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с
его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.
Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике,
общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем эффективная.
Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-си-
лового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следу-
ет ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулиро-
вать отношения до и вместе с юридическими нормами.
В международном праве обычай представляет собой не только форму
выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права. И с теоретической, и с практической точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосударственной практике.