Источники права и виды источников права

Автор: Алина Деревнина, 10 Декабря 2010 в 15:01, реферат

Описание работы

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего

понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет

подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.

Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35

послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеорети-

ческие работы по данной проблеме и незначительное число исследований

источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права.

Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания

в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приори-

тет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось

второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы,

как и права в целом, с позиций противоборства двух систем.

Содержание

I . Введение

II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».

1. Правовая форма

2. Форма права

3. Источники права

. Источники права в материальном смысле

. Источники права в идеальном смысле

. Источники права в юридическом смысле

4. Правовой обычай

5. Правовой прецедент

6. Правовая доктрина

7. Договоры нормативного содержания

8. Международный договор

9. Нормативно - правовой договор

10. Нормативно – правовой акт

11. Референдум

III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как

источника права. Виды нормативно-правовых актов».

1. Нормативно-правовые акты

2. Индивидуальные правовые акты

3. Акты внешнего действия

4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия

5. Законодательство

6. Закон

7. Конституция

8. Постановления парламента

9. Указы президента

10. Нормативные указы президента

11. Нормативные указы

12.Подзаконные нормативно-правовые акты

IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее

виды».

1. Систематизация нормативно-правовых актов

2. Кодификация

. Основы законодательства

. Кодекс

. Устав

. Положение

3. Инкорпорация

. Официальная инкорпорация

. Неофициальная инкорпорация

4. Консолидация

V. Заключение

VI. Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

представительными органами России, т.е. органами законодательной  влас-

ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов  Совета Министров - Пра-

вительства РФ.

Российское  законодательство делится на определенные блоки в

зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому

основанию выделяются гражданское законодательство,  административное

законодательство, уголовное  законодательство  и  другие отрасли

законодательства.

Такое деление  совпадает с делением системы права на отрасли,  но

полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права -

капитальное строительство,  но  есть  законодательство  о  капитальном

строительстве.

Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за-

нимает  закон.

Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи-

тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российс-

кой Федерации:  Основной Закон или Конституция, конституционные законы

и обычные  законы.

В свою  очередь  эти  законы  различаются  по сфере действия.  Они

классифицируются  на общефедеральные и законы субъектов  Федерации. Если первые  регулируют  общественные отношения,  имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Действие  законов РФ на территории всех субъектов  Российской Феде-

рации является  выражением  единства  общефедеральной  государственной

власти  на всей территории Российской Федерации.

Действие  законов на всей территории Российской Федерации отличает

законы  от ряда других актов Федерального Собрания,  регулирующих поря-

док его  внутренней  деятельности или закрепляющих персональный состав

подчиненных ему органов.

Законы  РФ  являются  высшим императивным выражением и воплощением

государственной воли российского общества.  Этим обусловлена их высшая

юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

Конституция представляет собой основной закон  государства,  зак-

репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.

Конституция является  юридической  базой  всего текущего законода-

тельства.

Конституционные законы  вносят изменения и дополнения в конститу-

цию. Поэтому  для их принятия необходимо квалифицированное  большинство голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.

Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отно-

шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию.  Поэтому для

их принятия требуется простое большинство  голосов  парламентариев  (50

процентов плюс 1).

Постановления парламента отличаются от законов тем,  что они, как

правило, принимаются по частным вопросам,  ранее урегулированным зако-

нами.

Все последующие  нормативно-правовые акты государства  издаются на

основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный

характер. Поэтому  нормативно-правовые  акты по юридической силе можно

классифицировать  на законодательные и подзаконные.

Указы президента  Российской  Федерации  занимают  главенствующее

место среди подзаконных актов, ибо  Президент, в соответствии с Консти-

туцией  Российской  Федерации и федеральными законами,  "определяет ос-

новные  направления внутренней и внешней  политики государства". В отли-

чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука-

зы президента могут носить и ненормативный  характер.

Нормативные указы  президента - подзаконные акты.  Они издаются в

пределах, установленных конституцией и законами.  Вместе с  тем  указы

характеризуются преобладающей  юридической  силой  по отношению ко всем иным подзаконным актам.  Юридическая природа указа президента обусловливается прежде  всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы,  как  и законы следует  различать в зависимости

от того,  каким президентом они изданы и на какой территории они дейс-

твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды:  указы Пре-

зидента Российской Федерации и указы  президентов республик, входящих в

состав  Российской Федерации.

Наиболее  важными среди всех остальных  подзаконных актов  являются

постановления Правительства РФ, Правительства республик, входящих в

Российскую  Федерацию.

Правительство  РФ  осуществляет исполнительную власть и состоит

из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства

и Федеральных  министров.

Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре-

зидента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской

Федерации, и им должны соответствовать акты всех  нижестоящих  органов

исполнительной  власти.

К подзаконным  нормативно-правовым актам относятся  приказы,  инс-

трукции, инструктивные  письма  и постановления  министерств и ведомств

Российской  Федерации,  республик,  входящих в  состав  РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств  действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол-

нительных органов государственной власти не  только  республик,  но  и

всех  иных  субъектов  Российской Федерации  обладают особой юридической

силой на своей территории.  Они обязательны к исполнению всеми гражда-

нами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.    Понятие систематизации нормативно-правовых

актов и ее виды.

Систематизация  нормативно-правовых  актов  -  это деятельность по

упорядоченному  объединению нормативных актов,  приведению их в опреде-

ленную  систему.

В юридической  литературе традиционно различают  два вида  система-

тизации - кодификацию и инкорпорацию.

Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко-

торое сопровождается  переработкой  их  содержания,  с отменой одних и

принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра-

вотворчества. Кодификация  не  укладывается в  рамки систематизации,  а

представляет  собой самостоятельную,  причем основную форму  совершенс-

твования  законодательства.

Главное назначение кодификации заключается в  ее  правотворческой

функции; функцию  систематизации  правовых  норм  она выполняет в ходе

правотворчества лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за-

конодательства  не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее

действовавшего  акта,  которая приводит к появлению  принципиально иного

законодательного  предписания.  В процессе кодификации  отменяются уста-

ревшие  юридические нормы, разрабатываются  новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется  только в официальном  порядке и строго

определенными государственными правительственными  органами.  Наиболее интенсивная кодификация  связана  с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений,  требующих иной, принципиально новой юридической оценки.

Результатом кодификации могут быть следующие  виды актов:

1)  Основы  законодательства.  В  бывшем  союзном государстве этот

вид кодифицированного  акта играл исключительно большую  роль -  с  него

начинался процесс правового регулирования  общественных отношений в той

или иной сфере. На базе Основ разрабатывались  республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в

Российской  Федерации.  Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что

по вопросам, отнесенным к совместному ведению  федеральных органов РФ и

органов государственной власти республик  в  составе  РФ,  федеральные

власти  издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга-

ны власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре-

гулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

2)  Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный  за-

конодательный акт,  объединяющий  в  строго определенном порядке нормы

права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений.

Наиболее  традиционны кодексы по отраслям права:  Гражданского,  Уголов-

ного, Жилищного, Гражданско-процессуального,  Уголовно-процессуального  и др.

Кроме отраслевых,  отечественному законодательству известны комп-

лексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас-

лей права.  На территории Российской Федерации  продолжают  действовать

бывшие  союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

3)  Устав  - кодифицированный акт, содержащий  нормы, которые регу-

Информация о работе Источники права и виды источников права