Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа
Цель работы – исследовать состояние информационного обеспечения в муниципальном управлении и разработать предложения по улучшению уровня информатизации в Управлении социальной защиты Министерства социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе.
Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:
Один из наиболее важных элементов концепции информационного общества, обеспечиваемый механизмами электронного правительства, – прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с гражданином [25, c. 112].
С 1999 года действует официальный сайт правительства России. Как один из вариантов решения проблемы – создание разветвлённой системы сайтов всех органов государственной власти.
Сегодня уже действует федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 гг.». В рамках этой программы помимо электронизации взаимодействия правительства с гражданским обществом, решаются вопросы электронного обучения, электронной медицины, развития электронных технологий в целом по стране и т.д. Разработана и утверждена программа развития телекоммуникационного рынка в России. Тем не менее остались барьеры, которые необходимо преодолевать.
Диалог населения с
государственными служащими посредством телекомм
В России нет системы показателей развития информационного общества, а она должна быть чётко определена. Более того, эти показатели должны быть согласованы с теми показателями, которые используются в международной практике.
И самое важное – это то, что в России вообще отсутствует форум, на котором граждане, законодательная и исполнительная власть вели бы диалог о развитии информационного общества.
Часть управленческих процессов сегодня информатизирована. Но это те сервисы, которые доступны россиянам в очень малой степени. Даже в Москве, которая является лидером в России в области развития информационных технологий и информационного общества в целом, жители города не могут получить справку, используя Интернет. Хотя доступ в Интернет в Москве есть. Ни один из жителей города не заполняет в электронном виде соответствующие документы, продолжая стоять в очередях. Жители города не имеют возможности по электронной почте задать вопрос ответственному чиновнику правительства города, депутату и получить официальный ответ. Вместе с тем, в столице уже начинают развиваться электронные торги [26, c. 164].
Подытоживая выше сказанное
стоит отметить, что концепция
электронного правительства разрабатывается
не только у нас в стране. Подобные
концепции разрабатывают многие страны мира,
где уже существует достаточно развитое
(по сравнению с Россией) информационное
общество. Но до сих пор ни одна из подобных
концепций не заняла свое законное место.
в новом информационно-
В настоящее время
одним из динамичных секторов российского
рынка стал рынок информации, информационных
технологий, средств, продуктов и
услуг. Сегодня всё программно-
Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа развития информационного общества только начинает создаваться и может быть качественно сформирована только при условии системного её завершения и развития её на региональном уровне [28, c. 119].
В 1998 году в нашей стране была разработана и одобрена на высоком государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а в 1999 году – Концепция перехода России к информационному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он даёт определённые преимущества – те, кто начал позже, могут уберечь себя от ошибок, допущенных первопроходцами.
Вместе с тем, в России, так же как и в других странах мира, имеет место информационная бедность. В последнее время в связи со сложностями экономического развития люди, особенно малоимущие категории населения и жители депрессивных регионов, теряют доступ даже к традиционным источникам информационно-коммуникативных технологий. Выходят из строя телевизоры, ломаются радиоприёмники, а на починку или приобретение новых не хватает средств. Огромное число жителей не имеет возможности пользоваться мобильной связью, которая у других уже превратилась в инструмент бизнеса [28, c. 203].
Несмотря на бурное развитие технологии, немало россиян отрезано от пользования компьютером и Интернетом. Более того, у многих из них нет возможности даже научиться использовать эти технологии и, таким образом, они лишены возможности пользоваться ими в немногочисленных, но всё же существующих точках общественного доступа – в вузах, библиотеках, школах.
Информационные технологии стали фактором политической борьбы в России. Особенно ярко это показала избирательная кампания 1999 года, когда Интернет, сетевые СМИ завоевали своё место в политической жизни. И опять-таки, мы можем говорить, что у большинства населения России нет возможности получить доступ к сетевым СМИ и к Интернету. Не потому, что они этого не хотят, а потому что они не имеют компьютера, не имеют доступа, не знают, как это делать, и к этому не готовы.
Вопрос о преодолении информационного неравенства (если исходить из той посылки, что оно всё же преодолимо) сводится к четырём важнейшим приоритетам.
Первый из них –
это вопрос нормативной базы. В
отсутствие соответствующего законодательства
никакие попытки устранить
Второй приоритет – вопрос образования, того, что называют «человеческий капитал». Необходимо уделить особое внимание нынешнему подрастающему поколению. Следует обучать и уже взрослых граждан. В России большинство населения просто не готово к тому, чтобы эффективно использовать информационные технолог «продвинутых пользователей» достаточно небольшая.
Третий – вопрос технологического доступа к сетям. Вопрос развития телекоммуникаций, средств доступа – телефонной связи, сетей передачи данных, мобильной связи и т.д.
Надо отметить, что несмотря нет телефонной связи в большом количестве населённых пунктов России, острота проблемы может быть хотя бы частично снята с применением мобильных телефонов. Сейчас уже наметилась тенденция существенного снижения стоимости использования таких средств доступа. Необходимо также оказывать государственную поддержку центрам доступа в отдалённых районах.
И четвёртый приоритет – повышение благосостояния посредством информационных технологий, то есть развитие электронного бизнеса, электронной коммерции, перевод части бизнес-операций, бизнес-процессов в сеть [29, c. 241].
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что ситуация с информатизацией в России крайне противоречива, её нельзя оценивать однозначно, она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, в России ускоренными темпами идёт развитие информационной индустрии, в значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. С другой стороны – не снята с повестки дня проблема «информационной бедности», когда целые слои населения лишены доступа к ИКТ, и которая имеет также региональное преломление (информационное неравенство между регионами).
Кроме того, существуют значительные пробелы в законодательстве, которое регулирует информатизацию в России. Не получило надлежащей правовой защиты право граждан на охрану персональных данных, не приняты законы о праве на информацию, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных прав, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене и т.д.
3. Основные пути решения проблем в области информатизации в области муниципального управления
3.1 Опыт информатизации
органов местного
В настоящее время в Республике Татарстан набирает темпы работа по информатизации органов власти и, в частности, по проектированию и разработке такого проекта, как «Электронное Правительство».
Одним из неотъемлемых слагаемых концепции данного проекта является информатизация деятельности местных властей и в том числе городских администраций. Таким образом, разработка официальных сайтов городских администраций РТ должна идти в рамках данного проекта.
Другой ориентир развития официальных городских сайтов РТ связан с реформой местного самоуправления (МСУ), которая усиливает роль местных институтов самоуправления в оказании самых важных и ежедневно необходимых услуг населению. Очевидно, что и население и новые управленцы в ходе практического взаимодействия будут сталкиваться с многочисленными проблемами, что делает актуальными вопросы совершенствования механизмов управления на местах [30, c. 91].
Основная проблема в данном контексте, на наш взгляд, состоит в том, что официальный городской сайт в условиях реформы муниципальных систем управления и информатизации государственной власти понимается и используется неадекватно. Его функции редуцированы до «информирования» и даже с этой функцией республиканский городской сайт справляется с трудом. Сам процесс информирования затруднен вследствие отсутствия четких механизмов и нормативов получения полной информации.
При том, что трудовые и финансовые ресурсы на поддержку городских сайтов так или иначе расходуются, сайт остается не инструментом развития города, а некоторой опцией-символом стремления к современности. Естественно, этот тезис касается только городов нашей республики, другие российские города в рамках настоящего исследования изучались только для формирования более целостного представления о проблеме.
Осенью 2005 года группой социологов во главе с А.Х Харисовым и Г. Мюллером было проведено социологическое исследование [30, c. 121].
Объектом исследования стали сайты республиканских городов. Сайты оценивались по 49 параметрам, которые в основном касаются содержания сайта. В ходе исследования не ставилась задача изучения технических характеристик конкретных Интернет-решений, анализировалось только то, с чем сталкивается конечный пользователь. В качестве образца для сравнения в порядке эксперимента были приняты минимальные требования к сайтам местных органов власти в Великобритании.
Выбор страны в данном случае не был принципиален, поскольку в любом случае чужим опытом пользоваться напрямую невозможно. Однако знать, как создавалась уже действующая система локальных сайтов, полезно. Также в ходе подготовки эмпирической базы исследования проводились телефонные и почтовые опросы разработчиков сайтов и представителей городских администраций.
В ходе проделанной работы мы проанализировали сайты 9 городов РТ (Казань, Альметьевск, Чистополь, Мензелинск, Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Нурлат, Заинск), 3 официальных сайта администраций российских городов (Омск, Королев, Шуя). а также официальные сайты 8 зарубежных городов.
Из 20 городов Республики Татарстан 8 официально представлены в сети Интернет:
Информация о работе Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления