Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать состояние информационного обеспечения в муниципальном управлении и разработать предложения по улучшению уровня информатизации в Управлении социальной защиты Министерства социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе.

Работа содержит 1 файл

Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

– Казань (официальный сайт www.kazan.org.ru);

– Набережные Челны (официальный сайт www.nabchelny.ru);

– Нижнекамск (официальный сайт www.e-nizhnekamsk.ru);

– Чистополь (официальный сайт www.chistopol.ru);

– Бугульма (официальный сайт http://bugulma.ru);

– Мензелинск (официальный сайт www.menzelinsk.ru);

– Альметьевск (официальный сайт www.almat.ru);

– Елабуга (официальный сайт http://www.elabuga.ru).

Неофициальные сайты  имеют 6 городов (Бавлы, Буинск, Зеленодольск, Лениногорск, Мамадыш, Менделеевск). Не имеют сайтов 6 городов республики.

В ходе исследования по выбранным  критериям были также протестированы 2 неофициальных сайта городов  РТ (Нурлат, http://www.nurlat.net и Заинск, http://www.zainsk.ru) с тем, чтобы выяснить, в какой мере неофициальные веб-ресурсы могут быть полезны для Интернет-аудитории республики [30, c. 123].

Для сравнения были также  исследованы официальные сайты 3 российских городов – Омск (www.omsk.ru), Королев (www.korolev.ru), Шуя (http://adm.shuya.ipn.ru/).

Кроме того, по выбранной  методике были исследованы официальные  сайты 8 европейских городов – Барнсли (www.barnsley.gov.uk), Ковентри (www.coventry.gov.uk), Бристоль (www.bristol-city.gov.uk), Эшфилд (www.ashfield-dc.gov.uk), Кёльн (www.stadt-koeln.de), Магдебург (www.magdeburg.de), Лион (www.lyon.fr), Гавр (www.ville-lehavre.fr).

Официальные сайты городов  и администраций городов являются своеобразными представительствами  органов МСУ в сети Интернет, поэтому  целесообразно выделить критерии для исследования данных ресурсов.

Критерии, по которым оценивались web-сайты, можно организовать в ряд групп:

  • язык, построение контента, его логика и доступность;
  • корректность ссылок и правильность их работы;
  • актуальность информации, размещенной на сайте;
  • содержание сайта, полнота информации по структуре органов власти, по полномочиям лиц, представляющих городские власти;
  • наличие информации по экономическим показателям развития города и статистической информации;
  • простота доступа пользователя к интересующей его информации на главной странице (наличие полноценной контактной информации; наличие возможности обратной связи с городскими властями; оформление сайта: наличие символики, выверенного корпоративного стиля; наличие простого и удобного интерфейса – поиск по сайту, помощь, часто задаваемые вопросы);

Простое и логичное построение контента подразумевает простоту и  наличие единого стиля текста, отсутствие большого количества пунктуации, придаточных предложений, усложняющих  фразы [32, c. 124].

С точки зрения простоты восприятия текста пользователем, текст должен состоять из коротких фраз, параграфы должны начинаться с предложения, излагающего главную идею с пояснением в последующих предложениях. Кроме того, в случае, если сайт содержит большие по объему документы, необходимо включение резюме по каждому документу, что облегчает работу пользователя.

По данным критериям  стоит, прежде всего, в качестве положительного примера выделить сайты Набережных Челнов, Нижнекамска, и Мензелинска. Все официальные городские сайты в целом отличает выверенный стиль подачи информации.

Вместе с тем, общим  недостатком, проявляющимся при  сравнительном анализе ресурсов, является использование чересчур запутанных лексических конструкций и длинных слов, что затрудняет для пользователя понимание информации. Кроме того, практически ни один из перечисленных сайтов не содержит резюме документов, что также является недостатком [32, c. 125].

Корректность ссылок на сайте, наличие ясной информации о том, куда они ведут, является условием простой и эффективной работы сайта и взаимодействия его с пользователем. По данным критериям официальные республиканские сайты, за исключением Казани, в целом демонстрируют вполне удовлетворительные показатели.

Наличие эффективно работающего web-ресурса города и городской власти подразумевает своевременность и динамичность обновления информации на сайте и ее актуальность. По данному критерию можно, прежде всего, выделить сайты Набережных Челнов, Нижнекамска и Мензелинска, в то время как ресурсы других городов часто отличает статичность информации.

Своевременность обновления информации обуславливается самой  структурой контента. Если сайт понимается только как витрина города и городской  администрации в Интернете, то говорить об эффективно работающем сайте трудно. Поэтому городской сайт должен являться площадкой, на которой постоянно публикуются текущая информация по социально-экономическим показателям развития города, новые нормативно-правовые акты, распоряжения и постановления городских властей. В этом отношении можно в качестве положительного примера выделить сайт администраций Казани [32, c. 126].

Важным требованием  к сайту городской администрации  является и возможность доступа  пользователя к законодательным  актам, на основе которых действуют  власти, а также к уставу муниципального образования. Большинство упомянутых сайтов городов РТ не содержат таких документов или ссылок на текст.

В целом сайт является прекрасным инструментом для информирования населения об изменениях в законодательстве и появлении новых документов, поэтому общее пренебрежение подобным инструментом является свидетельством некоторого недопонимания целей, задач и функций, которые выполняет электронное представительство администрации города.

Кроме того, республиканские  ресурсы часто не содержат и документов, несущих консультационную функцию.

Серьезным недостатком, который присущ практически всем республиканским официальным сайтам, за исключением сайта администрации  Мензелинска, является отсутствие рубрики, информирующей пользователей о  последних обновлениях на ресурсе. Подобное положение затрудняет и усложняет алгоритм взаимодействия пользователя и ресурса и является свидетельством отсутствия продуманной логики работы пользователя с сайтом. Данный недостаток закладывается обычно на этапе проектирования программного обеспечения [32, c. 128].

Одной из главных задач  сайта городской администрации  является ясное представление пользователю сайта структуры городской власти с указанием имен, должностей чиновников, сферы их ответственности, а также  контактной информации. В данном отношении практически все сайты городов республики выполнены на удовлетворительном уровне, за исключением сайта администрации Мензелинска, который подобной информации не содержит вовсе.

Задача предоставления пользователю полной и корректной справочной информации по коммунальным и социальным службам города реализована пока лишь отчасти, хотя и практически на всех сайтах. Очевидно, что эту задачу необходимо решать в связи с задачей, приведенной ниже.

Одной из идей, положенных в основу проектов «Электронного правительства», является идея создания «электронной приемной», где граждане могли бы задавать интересующие их вопросы городским властям и службам, и оперативно получать на них ответ. Однако пока говорить о достаточной степени реализации подобной схемы в отношении сайтов городов РТ еще рано. Только сайты администраций Казани и Бугульмы предусматривают такую возможность.

Создание официального городского сайта подразумевает  и наличие внятного названия сайта (органа власти, которому принадлежит сайт), наличие четко выверенного стиля в оформлении сайта, наличие герба города в структуре дизайна, наличие контактного адреса электронной почты. В этом отношении республиканские сайты далеко не равны. Например, частичное или полное отсутствие такого рода элементов демонстрируют сайты столицы республики, г. Казани, а также Бугульмы, Чистополя и Нижнекамска [32, c. 130].

Исследование республиканских  городских сайтов позволяет сделать  вывод о том, что при проектировании данных ресурсов недостаточное внимание уделяется комплексному подходу к работе по проектированию системы, а также моделированию возможных алгоритмов взаимодействия пользователя с сайтом. Кроме того, изучение сайтов городов свидетельствует и о недостаточности внимания, уделенного изучению опыта реализации подобных проектов.

Одним из самых интересных наблюдений в ходе исследования стала  разница в грамматических конструкциях используемых на британских и татарстанских  сайтах.

На сайте администрации  британского города, начиная с  навигационного меню, присутствует множество глагольных конструкций. Сайт как бы вовлекает посетителя в коммуникацию и взаимодействие, предлагая ему разные способы действия в городе. Посетитель в зависимости от своих потребностей выбирает ту или иную схему своего действия в городе. Местные же сайты описывают город как объект, а не как пространство для действия. Чтобы понять, что с этим объектом делать, нужно изрядно потрудиться [33, c. 129].

Все неувязки в структуре, в языке и содержании городских сайтов происходят из трех ключевых нерешенных задач:

– нечеткая постановка целей создания городского сайта;

– размытое представление об аудитории городских сайтов (фактически сегментация и выделение каких-то характеристик различных групп аудитории не производится);

– недостаточное кадровое обеспечение процесса разработки и поддержки сайта.

Обобщая вышеизложенное, считаем необходимым отметить, что  изучение выбранных официальных  сайтов российских городов (Омск, Королев  и Шуя) показывает наличие проблем, в целом сходных с перечисленными выше. Таким образом, нельзя говорит о том, что эти проблемы характерны только для Республики Татарстан.

Применение же выбранного исследовательского инструментария к  оценке сайтов европейских (не только британских) городов дает примерно одинаковый результат, что, с одной стороны, позволяет говорить о целесообразности выбранной методики, а с другой (исходя из результатов исследования) – свидетельствует о наличии сформированного видения проблемы за рубежом [33, c. 130].

Свои сайты имею и  многие города и регионы России. В качестве примера можно взять сайт г. Ханты-Мансийска.

 

    1. Информационные системы в сфере социальной защиты населения на примере Ханты-Мансийского автономного округа

 

Быстрый рост количества информации, особенно начиная со второй половины 20 века, стал приводить к заметному замедлению и ухудшению работы с ней. Возникла необходимость более качественной обработки, передачи и более быстрого поиска информации. В это же время происходит бурное развитие научно-технического прогресса и, как одной из его составляющих, информационных наук и технологий [34, c. 101].

Это дало возможность принципиально  по-новому подойти к проблеме хранения, обработки и передачи информации, особенно ее больших массивов с помощью  электронно-вычислительных устройств.

В настоящее время эти технологии очень широко используются, в том числе, и при обработке информации, используемой в муниципальном управлении.

Работы в области  автоматизации и применения новых  информационных технологий в сфере  социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа ведутся по следующим основным направлениям:

– организация разработки, внедрение и сопровождение программно-технических комплексов локальных сетей телекоммуникаций, связанных с ведением информационных баз данных в сфере социальной защиты населения автономного округа;

– внедрение прогрессивных форм и методов обработки отраслевой информации, участие в формировании единой информационной системы автономного округа;

– осуществление методического, информационного, программного и технического обеспечения органов управления социальной защиты населения автономного округа по вопросам информатизации.

В сфере автоматизации  и применения информационных технологий деятельность проводилась во исполнение мероприятий, согласно принятой в автономном округе «Программы создания отраслевой автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Ханты-Мансийского автономного округа», принятой Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа №155 от 30.04.96 г. (далее Программа), которая действовала на протяжении 6 лет [34, c. 102].

К числу приоритетных направлений работ по Программе  относятся:

– разработка информационной модели управления процессами социальной защиты на уровне региона;

– внедрение программных средств обработки данных, обеспечивающих получение информации о социально-незащищенных группах населения;

– создание сетевой компьютерной системы сбора, хранения и обмена информацией на уровне район (город) – округ в виде функциональных подсистем системы обработки информации «ЗАЩИТА»;

– создание единого интегрированного банка информации по социальной защите населения региона.

Благодаря освоению финансовых средств, выделенных бюджетом автономного  округа на проведение работ по этой Программе, органы социальной защиты населения 8-ми муниципальных образований округа были оснащены новейшей компьютерной техникой для построения инфраструктуры электронного документооборота.

До передачи полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному  фонду РФ в органах социальной защиты населения программный комплекс «Назначение и выплата пенсий и пособий» (разработчик ФГУП «Институт  межотраслевой информатики», г. Москва) использовался в 18-ти муниципальных образованиях автономного округа, в результате чего были автоматизированы функции по назначению и выплате пенсий, проводились массовые пере расчеты пенсий в связи с изменением федерального и окружного пенсионного законодательства. За последние 2 года в программный комплекс 4 раза вносились изменения в соответствии с изменением размеров доплат из средств бюджета автономного округа. Для создания и актуализации регионального банка информации в сфере социального обеспечения населения по электронной почте и на магнитных носителях в течение года проводится сбор данных получателей пенсий и пособий [34, c. 105].

В связи с передачей  базы данных получателей пенсий Пенсионному  фонду РФ перед органами социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа остро встал вопрос о создании единой базы данных граждан, обслуживаемых органами социальной защиты населения автономного округа.

Информация о работе Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления