Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа
Цель работы – исследовать состояние информационного обеспечения в муниципальном управлении и разработать предложения по улучшению уровня информатизации в Управлении социальной защиты Министерства социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе.
Введение
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что в нашей стране идет становление муниципального управления как института народовластия и все вопросы, связанные с увеличением эффективности его работы, приобретают особую важность.
Сегодня во всём мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретаемых знаний.
Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, факторов, характеристик о соответствующих предметах, процессах, явлениях, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляют основу муниципального управления. Управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, распространение социальной информации, то есть той информации, которая связана с отражением и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей [1, c. 2].
Информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации.
Динамично меняющаяся социально-политическая
и финансово-экономическая
Одной из важнейших составляющих
повышения эффективности
Цель работы – исследовать состояние информационного обеспечения в муниципальном управлении и разработать предложения по улучшению уровня информатизации в Управлении социальной защиты Министерства социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе.
Для реализации поставленной цели мы необходима реализация следующих задач:
– определить сущность и значение информации;
– дать понятие информационного обеспечения муниципального управления;
– описать систему прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления;
– проанализировать информационное обеспечение органов местного самоуправления в регионах России;
– изучить информационные системы в сфере социальной защиты населения;
– исследовать информационное обеспечение Управление социальной защиты г. Нижнекамска и Нижнекамского района.
– изучить опыт совершенствования информатизации органов муниципального самоуправления в городах Республики Татарстан;
– выявить проблемы информатизации органов муниципального самоуправления в России;
– разработать предложения по совершенствованию информатизации органов местного самоуправления;
– показать социальную значимость внедрения разработанных мероприятий;
– описать нормативно-правовое обеспечение ВКР;
– описать социологическое обеспечение ВКР;
– описать компьютерное обеспечение ВКР.
Объект работы – деятельность органов местного самоуправления.
Предмет работы. Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
Степень разработанности проблемы.
В настоящее время проблема информатизации муниципального управления стала объектом изучения многих ученых. Информатизацию современного общества изучали такие учение как Урсул А.Д., Иванов А.Д., Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Теория государственного управления нашла свое отражение в трудах Атаманчука Г.В., Глазуновой Н.И., Фатхутдинова Р.А. Интерес к данной теме не пропадает, многие ученые работают в этом направлении, отыскивая новые пути информатизации органов муниципального управления.
Научная новизна работы.
Данная выпускная
Эмпирическая база исследования:
– законодательные и нормативные акты органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Татарстан;
– материалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросов;
– материалы анкетного опроса, проведенного автором данной работы.
Для достижения выдвинутой цели был привлечен обширный круг специальной литературы по теме исследования.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов:
– в принятии управленческих решений с учетом результатов исследования в работе данных об информатизации органов местного самоуправления;
– в разработке стратегии и тактики взаимодействия систем управления;
– при подготовке специалистов по информационным технологиям.
Теоретико-методологическая основа работы.
Цель, задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования.
В процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы.
Эмпирико-теоретический общенаучный метод – описание.
Логико-теоретические общенаучные методы – сравнение и историко-логический, позволяющий проследить процесс развития информатизации органов местного самоуправления
Комплексный подход, позволяющий рассмотреть местное самоуправление и развитие информатизации в качестве самоорганизующейся управленческой целостности. В данном подходе использовался субъектно-объектный анализ, выявляющий природу, сущность системы местного самоуправления с точки зрения информатизации.
В работе был использован также социологический подход, в рамках которого автором было выделено объектное, субъектное и субъективное видение информатизации местного самоуправления. Информатизация местного самоуправления была рассмотрена в качестве социального механизма, посредством которого реализуются сущностные интересы личности, общества и государства на местном уровне. Данный подход также позволил автору выделить информатизацию органов местного самоуправления как одну из основных форм организации, связанную с реализацией личностного потенциала жителей городских и сельских поселений в организации и деятельности местной власти в принятии управленческих решений.
Получить достоверную информацию об объекте исследования и определить практические рекомендации позволил эмпирический метод – опрос респондентов с помощью анкетирования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, четырех разделов, списка использованных источников (50), приложений.
В первом разделе мы изучили теореотико-методологические основы и сущность информационного обеспечения в органах местного самоуправления. Во втором разделе мы проанализировали состояние проблемы информационного обеспечения органов местного самоуправления в России и г. Нижнекамске. В третьем разделе мы изучили позитивный опыт по информационному обеспечению органов местного самоуправления регионов России, Республики Татарстан и составили рекомендации по совершенствованию проблемы информационного обеспечения Управления социальной защиты г. Нижнекамска.
1. Основы информационного обеспечения местного самоуправления
Сегодня в высокоразвитых странах информация и информационно-компьютерные технологии становятся основными факторами, определяющими развитие и процветание национальных экономики Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, функционированию нервной системы, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. Все это связано с процессами передачи, хранения и переработки информации.
Сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». В переводе с латинского означает разъяснение, изложение. Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире [3, с. 455].
Винер своей работе «Кибернетика и общество» рассматривал информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» [4, c. 86].
Киселев А.Г. рассмотрев различные подходы к определению термина «информация», приходит к выводу, что с точки зрения социологии информацию можно рассматривать как «совокупность систематизированных сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, объективно необходимых для устойчивого функционированного социального организма» [4, c. 86].
В понятии информации следует различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы.
Во-вторых, информация является средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретенных знаний.
Однако с позиции кибернетики, как науки об общих принципах управления, под информацией понимается не каждое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты, дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе).
Информация является одним из основных
элементов социального
Информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления. По существу все управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в муниципальном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.
Управленческая информация – это информация пригодная к обслуживанию процессов формирования и реализации управляющих воздействий [5, c. 78].
Как научная категория информация в управленческих структурах характеризуется радом признаков (свойств), к числу которых относится:
– известная самостоятельность данных;
– возможность их многократного использования, сохранения у передающего или получающего субъекта;
– пригодность к обработке, интеграции и «сжатию» объема за счёт изживания дублирующей, повторной и параллельной информации;
– доступность математического анализа;
– системность, коммуникативность.
Информация, циркулирующая в органах муниципального управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к экономической, социальной, общественной обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для нижестоящих управленческих структур, когда они выступают в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов. Необходимые сведения могут содержаться в законах, иных нормативных актах, письмах, справках, сводках, обзорах, юридических решениях и т.д. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль [5, c. 79].
Поскольку управленческая информация представляет собой определенное отражение социальной действительности (а так же природной в той мере, в какой она вовлечена в орбиту общественной человеческой деятельности), ее следует классифицировать, прежде всего, в зависимости от степени соотношения с этой действительностью, реальными процессами, протекающими в ней.
При разделении информации по объектам распределения внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя или руководящего звена (или исходящая от них), на второе – для должностных лиц. При этом рекомендуется сведения, заслуживающие особого внимания, направлять параллельно или перекрестно двум-трем независимым друг от друга работникам, чтобы обеспечить большую активность анализа и оценки [6, c. 89].
Информация о работе Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления