Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать состояние информационного обеспечения в муниципальном управлении и разработать предложения по улучшению уровня информатизации в Управлении социальной защиты Министерства социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе.

Работа содержит 1 файл

Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Управление социальной защиты в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, Положением, приказами и распоряжениями Министерства, договором между Министерством и органом местного самоуправления в Нижнекамском муниципальном районе по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, соглашениями между Министерством и территориальными структурами федеральных министерств и ведомств [20, c. 6].

В пределах компетенции  Министерства по вопросам своего ведения, определенным Положением, управление социальной защиты обеспечивает реализацию функций государственного управления в области социальной защиты населения Нижнекамского муниципального района, осуществляет в пределах своей компетенции организационное, методическое руководство, координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству учреждений, находящихся на территории Нижнекамского муниципального района.

Современное местное  самоуправление не осуществляется без  использования информационных технологий. В Управлении социальной защиты Нижнекамского муниципального района ответственным за использование информационных технологий является специалист-эксперт, должность которого введена в 2006 году.

Ведущий специалист-эксперт  принимает участие в реализации функции управления социальной защитой в Нижнекамском муниципальном районе, где среди прочих должностных обязанностей имеет следующие обязанности в области информатизации:

– осуществляет контроль по формированию и поддержке в актуальном состоянии банка данных получателей пособии и компенсаций населения города;

– обеспечивает сохранность банка данных населения города;

– обеспечивает информационно методическое руководство всех учреждений, оказывающих социальные услуги населению города;

– внедряет информационные технологии в системе адресной социальной защиты населения города;

– проводит освоение системных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию работ по социальной защите населения города;

– обеспечивает сохранность и работоспособность программного и информационного обеспечения;

– организует работу по эксплуатации и сопровождению программных средств;

– осуществляет контроль соблюдения правил техники безопасности и охраны труда специалистами города при работе на ПЭВМ;

– осуществляет информационное взаимодействие с органами государственного управления, предприятий и организаций, учреждений социального обслуживания, в соответствии с нормативными актами;

– проводит ежедневный прием и отправку корреспонденции электронной почты [21, c. 2].

Таким образом, ведущий специалист-эксперт  является главным специалистом в области информатизации Управления социальной защиты Нижнекамского района и от него зависит степень информированности сотрудников управления и граждан, пришедших на прием. Этот вывод мы сделали на основании должностных инструкций ведущего специалиста-эксперта.

Для определения роли информационного  фактора в Управлении социальной защиты Министерства социальной зашиты РТ в Нижнекамском муниципальном  районе нами было проведено социологическое  исследование «Информационное обеспечение  Управления социальной защиты Министерства социальной зашиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе». Цель исследования – проанализировать информационную систему В УСЗ.

Изучив статистические данные и  отчетные документы, мы провели опрос  служащих УСЗ и граждан, пришедших на прием.

На вопросы нашей анкеты ответили 10 служащих и 30 граждан, пришедших на прием. 90% служащих считает необходимостью наличие в УСЗ информационной сети. Для осуществления своей деятельности услугами единого информационного центра г. Нижнекамска и Нижнекамского района пользуется 30% служащих. В своей работе не нуждается в единой информационной базе 75% служащих.

Среди проблем информационного взаимодействия УСЗ с населением были выделены: отсутствие необходимой информации – 80%, отсутствие обратной связи – 50%;

Услугами Интернет в  своей работе несколько раз в  месяц пользуется 75% служащих. Причинами редкого выхода в Интернет назвали: отсутствие достаточного количества точек выхода, а также отсутствие необходимости.

Во время трудовой деятельности 80% проходили обучение по информационно-компьютерным теологиям. В результате обучения у 50% обученных повысились уровень работы и производительность труда.

Проанализировав анкетные данные и рисунок 2 мы можем сделать  вывод, что умеют пользоваться услугами сети Интернет 60% служащих управления социальной защиты, 10% владеют технологией мониторинга, 100% владеют навыками работы на персональном компьютере. 90% служащих занимается самообразованием в области информационных технологий.

90% считает, что в среди проблем информационного обеспечения в первую очередь нужно решать проблемы, связанные с программным обеспечением.

50% опрошенных служащих изменили бы и усовершенствовали программу по информационному обеспечению.

50% опрошенных считает, что использование информационных технологий в деятельности тормозит нехватка компьютерного оборудования, 75% считает, что нехватка программного обеспечения, 50% – недостатки программного обучения.

На основании полученных результатов мы можем сделать  вывод, что система информационного обеспечения управления социальной защиты, по мнению служащих, несовершенна и требует существенных изменений, что в управлении социальной защиты необходимо реконструкция всего компьютерного оборудования и замена программного обеспечения, а также обучение персонала компьютерным технологиям в области информатизации.

Для составления полной картины по информационному обеспечению  нами было опрошено 30 граждан, пришедших  на прием в управление социальной защиты.

Анализ анкетных данных показал, что опрошенных граждан считают необходимостью организации информатизации населения г. Нижнекамска и Нижнекамского района о деятельности УСЗ. Среди граждан, пришедших на прием услугами информационного центра пользуется 10% опрошенных.

35% опрошенных хотели бы получать информацию по выплате пособий на ребенка, 50% – по выплате льгот и субсидий и необходимым выплатам. По улучшению системы информирования от населения поступили следующие предложения: улучшить информационную систему, сделать более доступной, осуществлять прием документов электронной почтой.

80% затруднились ответить на вопрос о получении информации в полном объеме от сотрудников УСЗ. Источниками информации по вопросам социального обеспечения и защиты назвали: 50% – местная пресса, 10% российская пресса, 12% местное телевидение, сотрудники УСЗ – 50%, 13,2% – друзья и родственники. На рисунке 4 отражено, что основными источниками информирования граждан являются местная пресса, друзья и родственники.

полученных результатов  можно сказать, что процесс информатизации УСЗ г. Нижнекамска и Нижнекамского района находится на низком уровне. Население хотело бы получать больше информации за небольшой промежуток времени.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что  уровень информационного обеспечения  находится на низком уровне и требуется комплекс мер по улучшению ситуации.

Отсутствие автоматизированной системы учета предоставляемых  льгот затрудняет реализацию принципа адресного оказания социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Необходимо повышение  эффективности функционирования социальной сферы за счет их комплексной автоматизации и интеграции информационных ресурсов как внутри отрасли, так и между отраслями, необходимо обеспечение городских органов власти и органов территориального управления актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на территории Нижнекамска и Нижнекамского района, улучшать информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и территориального управления.

Важна постоянная интеграция информационных ресурсов отраслей социальной сферы, обеспечение эффективного автоматизированного  обмена в сфере учета населения.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод  о том, что необходим комплекс мероприятий, который обеспечит эффективное функционирование Управления социальной защиты населения города и района на основе комплексной информатизации ее структурных звеньев, использования современных систем передачи данных и создания Общегородского и районного интегрированного банка данных для повышения уровня интеграционных процессов в УСЗ.

Одной из приоритетных задач должно стать оснащение УСЗ необходимыми современными средствами компьютерной техники, программным обеспечением, средствами телекоммуникации и обеспечение их эффективного использования.

Повышение качества управленческих решений, принимаемых УСЗ возможно за счет предоставления актуальной и достоверной информации о населении.

Проблемы информационного  обеспечения существуют не только в Нижнекамске, но и в России в целом.

 

2.3 Проблемы  информатизации управления в  России

 

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов  ее государственного регулирования  весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами [22, c. 23].

Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано  мировыми процессами в этой области – дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания теле- и киностудии, издательские дома, информационные агентства.

В российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы – не приняты законы о  праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных  правах, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса концентрации собственности отечественных средств массовый информации, слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами, финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм, компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности органов управления различных уровней [22, c. 24]

Необходимо развивать  свой «собственный Интернет» на основе российской информации. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых органами муниципальной власти. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены.

Несмотря на столь  не достаточно оптимистичное положение  дел в России относительно информатизации, стоит отметить и положительные стороны этой проблемы.

В последние два-три  года Россия осознав предпосылки  и реальные пути формирования и развития информационного общества начинает двигаться по пути перехода к его  построению. Этот процесс имеет так  же и глобальный характер, т. к. вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество в дальнейшем неизбежно [23, c. 124].

На сегодняшний день в России создано несколько организаций, занимающихся вопросами как информатизации в целом, так и отдельными отраслями, которые в процессе своего развития она порождает (например, сфера электронной коммерции).

Немаловажным звеном в процессе развития информатизации является создание единого электронного правительства  для целей контроля за деятельностью  субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках различных информационных сетей.

В общем виде понятие электронного правительства может выглядеть  следующим образом – как система  управления, основанная на автоматизации  совокупности управленческих процессов  в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества [24, c. 252].

Целью создания электронного правительства  является эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.

Создание системы электронного правительства можно разделить  на четыре стадии.

Первая стадия создания электронного правительства – это разработка информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и справочную информацию о данном государственном учреждении или административно-территориальном образовании.

На второй стадии создания электронного правительства информационный интернет-портал становится инструментом для двустороннего общения между органами власти, с одной стороны, и бизнесом и гражданами, с другой. Для этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного взаимодействия между ними.

На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов, социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу лицензий и т.д.

Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе [24, c. 261].

Информация о работе Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления