Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать состояние информационного обеспечения в муниципальном управлении и разработать предложения по улучшению уровня информатизации в Управлении социальной защиты Министерства социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе.

Работа содержит 1 файл

Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

В качестве программной  оболочки для создания такого банка  была выбрана автоматизированная система обработки информации «Адресная социальная помощь», используемая в 53-х регионах России. В данной системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также виды работ, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот, а также способы составления различных списков, отчетов, выплатных документов [34, c. 114]

Целью программной системы «Адресная социальная помощь» является:

– создание единого банка данных, содержащего информацию социально-экономического и социально-демографического характера о той части общества, которую ставят на учет в органах и учреждениях социальной защиты населения;

– обеспечение адресности социальной помощи, услуг и льгот;

– обеспечение принятия оптимальных решений при оказании различных видов помощи, услуг и льгот с учетом социально-экономического потенциала семьи;

– предоставление специалистам или руководителям объективной информации о населении, состоящем на учете в органах социальной защиты;

– получение аналитических и отчетных данных о результатах социального обслуживания населения за любой период времени (около 350 выходных экранных и печатных форм) [34, c. 120].

Автоматизированная система  обработки информации «Адресная  социальная помощь» состоит из шести основных программных комплексов:

– адресная социальная помощь;

– предоставление социальных услуг;

– прогнозирование ресурсов для социального обслуживания населения;

– анализ результатов социального обслуживания населения;

– формирование социально-демографического портрета района и региона;

– начисление и выплата социальных пособий

Пользователями системы  являются специалисты районных (муниципальных) органов и учреждений социальной защиты населения.

В системе автоматизированы все основные виды работ, связанные  с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также, связанные с оказанием им различных  видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот и с составлением различных списков, отчетов, выплатных документов [34, c. 123].

На основе законодательных  актов, федеральных социальных программ и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ (ранее Министерства социальной защиты населения РФ) разработаны общесистемные справочники, которые позволяют классифицировать:

– категории семей (социально-демографические типы семей);

– индивидуальные признаки учета в органах социальной защиты (в т.ч. и льготные категории) граждан или семьи в целом;

– потребности и заявки граждан в различных видах социальной помощи, услуг и льгот;

– виды социальной помощи и услуг, оказываемых гражданам;

– виды льгот, предоставленных гражданам по законодательству;

– источники финансирования;

– причины отказа в социальной помощи.

Используя вышеперечисленные  справочники, пользователь имеет возможность  осуществить настройку программной  системы на особенности своего региона, учесть свои социальные программы, местные  законодательные акты и региональные методические материалы.

Все комплексы работают с единым банком данных, который создается в программном комплексе «Адресная социальная помощь».

Автоматизированная система  «Адресная социальная помощь» состоит  из программных модулей, написанных на языке FoxPro 2.6. Работает на ПЭВМ типа IBM PC 80386 и выше в среде операционных систем MS DOS версии 6.2 и выше. Каждый комплекс работает как в автономном режиме, так и в локальной сети NOVELL NetWare версии 3.11 и выше [34, c. 187].

Система сопровождается и постоянно дорабатывается по предложениям и замечаниям функциональных управлений Министерства труда и социального развития РФ и регионов РФ.

Система «Адресная социальная помощь» работает в четырех уровнях: территориальном, муниципальном, региональном и федеральном.

В состав каждого комплекса  входит система запросов, которая  дает возможность пользователю осуществить  выбор данных из информационных баз  по различным критериям и показателям. Эти показатели могут быть объединены различными логическими условиями.

Система поставляется с  набором автоматизированных рабочих  мест, которые отражают функциональные и должностные обязанности специалистов учреждений и органов социальной защиты населения районного (муниципального) и регионального уровня. Кроме того, в системе разработаны специальные средства, которые позволяют создавать свои автоматизированные рабочие места. Все они взаимосвязаны между собой и позволяют работать в сетевом режиме с общим банком данных [34, c. 188].

В 2004 году были активизированы работы по внедрению и сопровождению этого автоматизированного программного комплекса, в том числе:

– проведена опытная эксплуатация программного комплекса «Адресная социальная помощь» на базе Управления социальной защиты населения г. Ханты-Мансийска;

– составлен примерный план-график внедрения комплекса в органах социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа;

– проведена техническая учеба по навыкам работы с программным комплексом для специалистов по автоматизации и по адресной социальной помощи гг. Когалыма, Радужного, Покачи, Пыть-Яха, Ханты-Мансийска, р.п. Новоаганска, Сургутского, Нижневартовского и Ханты-Мансийского районов;

– на базе Центра переподготовки и повышения квалификации в городе Сургуте организованы курсы повышения квалификации «Использование автоматизированного комплекса «Адресная социальная помощь» в деятельности органов социальной защиты населения.

К концу 2006 года автоматизированная система «Адресная социальная помощь»:

– была внедрена в восьми территориях (гг. Когалым, Лангепас, Мегион, Покачи, Урай, Югорск, районы Сургутский и Нижневартовский);

– семь территорий, уже использующих систему в своей работе, сформировали базу данных по некоторым льготным категориям граждан (гг. Пыть-Ях, Ханты-Мансийск, районы Белоярский, Березово, Октябрьский, Советский, Ханты-Мансийский), из них на 4-х территориях с помощью этой разработки выплачивается адресное социальное пособие дифференцированно, в зависимости от разницы между совокупным душевым доходом и прожиточным минимумом (Советский район и г. Ханты-Мансийск) и фиксированной суммой (Белоярский и Березовский районы).

Три территории автономного  округа (Нижневартовск, Нефтеюганск, Нефтеюганский  районы) использовали для формирования банка данных льготных категорий  граждан программное обеспечение, разработанное Фирмой ЗАО «Информационные технологии и электронные системы», г. Тюмень, что потребовало для формирования единого банка данных льготополучателей дополнительных денежных и трудовых затрат на конвертацию информации из одного программного комплекса в другой [34, c. 190].

В связи со слабой обеспеченностью  органов социальной защиты населения нормативно-правовыми актами в сфере социальной защиты населения, в муниципальные образования была направлена «Информационно-правовая система «Региональное законодательство».

Система содержит информационную базу законов, указов и других нормативных  актов из 77 регионов Российской Федерации, регулирующих предоставление социальных льгот, субсидий, выплат и компенсаций  различным категориям граждан, принятых органами власти субъектов РФ и местного самоуправления и рекомендована для использования в органах соцзащиты Министерством труда и социального развития РФ [34, c. 191].

В связи с тем, что  программный комплекс «Адресная  социальная помощь» требовал значительных финансовых затрат для приведения в соответствие с окружным законодательством, а также с учетом того, что он создан в устаревшей программной среде FOX PRO, в декабре 2006 года структурными подразделениями Департамента социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа совместно с Комитетом по информационным ресурсам Администрации Губернатора автономного округа и Департаментом по экономической политике автономного округа был организован закрытый тендер на разработку автоматизированной системы получателей адресной социальной помощи в Ханты-Мансийском автономном округе, созданной на передовых информационных платформах. Результаты тендера показали, что ни одно конкурсное предложение не соответствует заданным условиям конкурса и предложенным критериям оценки. На основании этого в целях расширения списка участников было решено перенести проведение конкурса на февраль 2002 года при сохранении ранее заданных условий.

Среди основных причин слабой организации процесса внедрения  и сопровождения автоматизированных информационных систем в некоторых муниципальных образованиях следует отметить основную причину – это отсутствие либо большая текучесть кадров среди специалистов по автоматизации в органах социальной защиты населения. Так, в течение 2001 года отсутствовали специалисты по информатизации в гг. Нягань, Радужный, Урай, в Березовском и Нижневартовском районах [34, c. 195]

В связи с передачей  полномочий по назначению и выплате  пенсий Пенсионному фонду РФ с 1 января 2004 года значительно повысилась загрузка специалистов по автоматизации в органах социальной защиты, так как им приходится оказывать помощь по сопровождению программного комплекса «Назначение и выплата пенсий» и обучению специалистов в отделениях Пенсионного фонда автономного округа.

Проведенные в 2006 году работы в области проектирования окружной методической инфраструктуры социальной работы с семьями и детьми в  автономном округе на основе внедрения  информационных технологий позволили  подготовить техническое задание  и заключить договор с Институтом «Учебника «Пайдейя» на разработку концепции информационного портала «Перспективное детство» в корпоративной сети Ханты-Мансийского автономного округа.

В 2007 году планируется  продолжить работы по созданию макета портала, который позволит обеспечить информационный обмен и координацию усилий всех ведомств, служб, общественных организаций и граждан, видящих свои задачи в работе с населением, семьями и детьми, а также хозяйствующих субъектов округа, создающих материальную базу активной социальной политики в области материнства, детства и семьи [34, c. 199].

Одним из динамично развивающихся  направлений информатизации сферы  социальной защиты населения является телекоммуникационная система органов социальной сферы автономного округа. В настоящее время 100% территориальных органов Департамента социальной защиты населения округа активно используют средства телекоммуникаций в целях оперативного обмена информацией, рассылки инструктивно-методических материалов. За счет средств бюджета автономного округа были приобретены 8 персональных компьютеров типа Pentium IV в результате чего еще 8 территорий смогли подключиться к системе электронного обмена (гг. Нягань, Пыть-Ях, Урай, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Советский районы).

Для осуществления постепенного перехода органов управления социальной защиты населения автономного округа на электронную систему статистической отчетности и получения навыков  работы с передовым программным  обеспечением на базе центра социального  обеспечения города Сургута был проведен семинар-практикум для специалистов по информатизации на тему: «Электронная статистическая отчетность. Системы управления базами данных FOXPRO, ACCESS, ORACLE в деятельности органов социальной защиты населения» [34, c. 292].

В конце 2006 года органами социальной защиты населения округа осуществлена передача компьютерной техники и региональной базы данных получателей пенсий Отделению Пенсионного фонда РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу. В основном, передана компьютерная и офисная техника из средств федерального бюджета в количестве 309 единиц общей стоимостью 8,8 млн. руб., что составило 77% от общего количества вычислительной техники, полученной от Министерства труда и социального развития РФ. В связи с этим компьютерная оснащенность органов социальной защиты ХМАО на 1 января 2006 года по сравнению с 1.01.2004 снизилась на 14% (100 персональных компьютеров). В настоящее время оснащенность современной компьютерной техникой типа Pentium 1–4 составляет 68%.

В 2006 году для специалистов социальной защиты населения, населения и ряда заинтересованных организаций России в целях оперативного информирования о задачах, направлениях деятельности и проблемах, стоящих перед системой социальной защиты автономного округа и путях их решений, была организована ссылка на страницу Департамента на Web-сайте структурного подразделения Минтруда РФ ФГУП «Институт межотраслевой информатики». Таким образом, Департамент социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа стал одним из 8-ми региональных органов социальной защиты в Российской Федерации, получивших такую возможность [34, c. 295].

В целях комплексного решения задачи оптимизации структур социальной сферы автономного округа на основе создания единой системы  сбора, хранения и предоставлении информации о состоянии социальной сферы предполагается развернуть работы по формированию на принципиально новом уровне основных компонент единой информационной системы. С этой целью в 2007 году планируется принять среднесрочную Программу «Автоматизированная система обработки информации в сфере социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе на 2007–2010 годы» Проект такой Программы разработан [34, c. 294].

Итак, приоритетными направлениями в развитии и сопровождении информационных систем в органах социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа определены:

– разработка и внедрение единых по округу программных средств;

– реализация мер по переходу основных программных комплексов на современное программное обеспечение, эффективно использующее ресурсы имеющейся вычислительной техники;

– ведение работ по поддержке общих справочников и классификаторов;

– формирование и актуализация электронного банка данных льгот получателей автономного округа;

– продолжение работ по созданию окружной методической инфраструктуры социальной работы с семьями и детьми в автономном округе на основе внедрения новых информационных технологий.

Информация о работе Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления