Функции государства и государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:12, доклад

Описание работы

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

Содержание

Глава 1.Функции государства. 3
1.1.Классификация функций государства. 4
1.2. Внутренние функции. 6
1.3. Внешние функции. 10
1.4. Правовые формы выполнения функций. 14
Глава 2.Функции государственного управления 15
2.1. Функции государственного управления как
управленческого права 16
2.2. Функции государственного управления как
основные направления деятельности органов
исполнительной власти (содержательный подход) 19

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

 
Оно сводится, как правило, к:

 
а)выработке экономической политики;

 
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими 
государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и тд.

 
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, 
стимулированию государственными средствами предпринимательства и 
свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, 
правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.

 
г) регулированию внешнеэкономических  отношений государства

В периоды экономических  кризисов, состояния депрессии, на переходных 
этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это 
характерно, например, для современного этапа развития России. Как 
показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент 
реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без 
адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов.
 

  1. Социальная  функция. Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

 
Так в Конституции Российской Федерации  в частности сказано: “Каждому 
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, 
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях 
предусмотренных законом.” 2

 
В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и 
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию 
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, 
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, 
развитию физической культуры и спорта, экологическому и 
санитарно-эпидемиологическому благополучию.

  
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.  
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения 
жизненного уровня граждан.

 
В реализации социальной функции большое  место принадлежит проведению 
государственной политики в области образования, науки, культуры, 
здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
 

  1. Экологическая функция.
 

 В современную  эпоху проблемы охраны и рационального  использования 
природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и 
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и 
государств.

 
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются 
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число 
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из 
важнейших общегосударственных задач.

 
Деятельность по охране природы  в рамках своей компетенции осуществляют 
все звенья механизма государства и его органов.

 
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и 
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской 
Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на 
соответствующей территории.”

 
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах. 
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

 
1). Природные богатства подлежат  охране со стороны государства 
независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

 
2). Использование природных богатств  должно быть рациональным, 
соответствовать развитию государства.

 
3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных  законодательств и 
строгая ответственность за его нарушение.

 
Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены  различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.

 
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность 
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед 
государством в области охраны и рационального использования природных 
ресурсов.

 
Кроме этого, в России действует  Закон “Об охране окружающей среды” от 
19.12.1991 г, которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
 

  1. Налогообложение. Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12. 1992 г., где регламентируются права, обязанности и 
    ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок 
    установления и отмены налогов и других платежей, объекты 
    налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взыманием налогов на территории Российской Федерации.3 Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба ,подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.
 
  1. Защита  прав и свобод граждан.

Эта функция  государственной деятельности проявляется  в обеспечении 
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и 
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и 
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего 
мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, 
снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из 
различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из 
тех причин, которые вызывали возникновение государства. 
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и 
достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного 
имущества, на охрану частной собственности.

    1. Внешние функции:
 
  1. Интеграция  в мировую экономику. Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения. при этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.

 
Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

 
Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении 
мирового порядка и установлению стабильных отношений между 
государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую 
экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма 
внешнеэкономической деятельности.

  1. Поддержка иностранных инвестиций. Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функций интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией. Определяя условия и порядок деятельности на территории Российской федерации предприятий с иностранными инвестициями, законодатель предоставляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпринимателей, а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики или в так называемых свободных экономических зонах.

 
Например, для иностранных инвесторов, в этих зонах действует 
упрощенный порядок их регистрации, льготный налоговый и таможенный 
режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан. 
В настоящее время широкое распространение получили совместные 
предприятий с иностранными капиталовложениями, которые стали основной 
формой привлечения в страну иностранных инвестиций.
 

  1.  Функция  обороны. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

 
Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является 
долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.4 Гражданин 
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным 
законом .” Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...” 
За воинское преступление - преступления против установленного порядка 
несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во 
время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут 
ответственность (уголовную). Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.

 К особым  вооруженным государственным организациям относятся:

 
1. Службы внешней разведки. Они  осуществляют сбор информации  на случай ведения военных действий.

 
2. Служба безопасности. Она предназначена  для защиты государственной 
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

 
3. Полиция (милиция) является основой  и гарантом общественного порядка. 
Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, 
спокойствие и безопасность граждан.

 
В России принят специальный Закон “Об обороне” от 24.09. 1992, в котором 
определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что 
оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций 
государства.5
 

  1.  Функция  поддержки мирового порядка. Функция  поддержки мирового порядка предполагает деятельность по 
    сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. 
    Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего 
    государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с 
    организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, 
    терроризмом.  
    Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. 
    Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с 
    международной преступностью.
 
  1. Функция сотрудничества с другими государствами. Функция  сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. 
    На этой основе создаются различные организации, деятельность которых 
    направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни 
    общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 
    Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими 
    государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и 
    регулировать.
 

 
1).Политические отношения: Государство  обязано защищать своих граждан 
находящихся на территории других государств и оказывать им 
покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Информация о работе Функции государства и государственного управления