Функции государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:31, доклад

Описание работы

Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержа ние и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представитель ной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления).

Работа содержит 1 файл

Функции государственного управления.docx

— 23.25 Кб (Скачать)

Функции государственного управления

Проблема управленческих функций позволяет создать оптимальную  структуру и систему управления, определить объективные потребности  органов управления в различных материалах и средствах.

Функция управления — это  конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего  и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержа ние и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представитель ной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Од ним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т. е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.

В учебнике функции управления рассматриваются как функции  органов исполнительной власти (государственного управления).

В самом общем виде функции  государства и его органов  — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным  управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление  организационно-правового воздействия  органа государственного управления на конкретные объекты управления.

Основные функции государственного управления — это все общие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные  для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности  в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

Информационное обеспечение  деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления  государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.

Прогнозирование и моделирование  развития системы госу дарственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование — это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельности государственных органов.

Планирование — это  определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей раз вития тех  или иных процессов в системе  государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в  системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это раз  работка целей, задач и направлений  развития и реформы государственной  деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются про граммы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные  программы), а также программы  по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и  его структуры.

Организация — это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов  и подходов, определение структуры  управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация  в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение  надлежащего функционирования органов  государственного управления.

Распорядительство, т. е. оперативное  регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления  полномочий государственных органов  и должностных обязанностей, обеспечение  режима должной государственной  деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).

Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и  отдельных действий государственных  органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение  содержания государственной деятельности (например, управленческой).

Координация — это согласование деятельности различных государственных  органов для достижения общих  целей и задач государственного управления. Координация — это  формирование «ансамбля» управленческой деятельности автономных административных центров и обеспечение гармоничного его функционирования. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями (в настоящее время координационными органами являются преимущественно государственные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно- надзорные функции).

Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного

управления и ее структуры  требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также  конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого  и сделанного в системе государственного управления. Контроль — это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и  степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор , осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

9. Регулирование — использование  методов и способов управления  в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

Полный перечень направлений  реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение  правил поведения и действия в  конкретной сфере посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и  т. д.); установление механизма контроля требуемых действий, т. е. осуществление  контрольной и координационной  деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. д.

Содержание государственного регулирования складывается из следующих  элементов: нормативное установление общих требований в конкретной сфере  управленческой деятельности; экономическое  и правовое регулирование развития конкретных отраслей; государственная  поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей; контроль за выполнением установленных законом требований и положений; координационное управление; реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий. Функция государственно горегулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах.

В некоторых отраслях государственного управления государственное руководство  и управление невозможно, да и нецелесообразно  заменять государственным регулированием. Например, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией подчинено  режиму централизованного прямого  управления. Вместе с тем в отраслях управления промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется  на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей  мере способствует созданию благоприятных  экономических, организационных и  юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Государственное регулирование  отрицает прямое административное вмешательство органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, а также налоги, сборы, та рифы, пошлины, государственный заказ.

Государственное регулирование  характеризуется как «положительное»  государственное управление, т. е. непрерывное  решение вопросов общественной и  государственной жизни государством и его исполнительно-распорядительными  органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц  попадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации, ветеринарии и т. д.

10. Учет — это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления. Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные право вые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.

 


Информация о работе Функции государственного управления