Функции государства и государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:12, доклад

Описание работы

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

Содержание

Глава 1.Функции государства. 3
1.1.Классификация функций государства. 4
1.2. Внутренние функции. 6
1.3. Внешние функции. 10
1.4. Правовые формы выполнения функций. 14
Глава 2.Функции государственного управления 15
2.1. Функции государственного управления как
управленческого права 16
2.2. Функции государственного управления как
основные направления деятельности органов
исполнительной власти (содержательный подход) 19

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

 
2).Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового 
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое 
развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом 
рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических 
связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, 
инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные 
составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

 
3). Культурные отношения: Культура  каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает 
культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. 
Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

 
4). Участие в охране окружающей  Среды: В настоящее время остро  встал 
вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в 
центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.
 

  1.4. Правовые формы выполнения функций:

Формы осуществления  функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство 
проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, 
идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические 
нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, 
охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы 
осуществления функций:

 
1. Правотворческая - государственная  деятельность, выражающаяся в 
разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

 
2. Правоисполнительная - государственная  деятельность, выражающаяся в 
принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в 
издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только 
на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового 
акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

 
3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная 
деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за 
соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Функции государственного управления 

Анализ функций  государственного управления позволяет  не только более глубоко понять его  назначение и содержание, но и выявить нерешенные проблемы с целью ликвидации пробелов в его материально- и административно-процессуальном правовом регулировании, разработки направлений и определения средств совершенствования и дальнейшего реформирования как с организационной (структура управления), так и с содержательной точки зрения (формы, методы управления, правовые средства). Осуществление управленческих функций позволяет создавать оптимальную структуру и систему управления, определять объективные потребности органов управления в различных материалах и средствах. 

Функция управления — это конкретное направление  управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия  государственного управления на объект управления. Функции управления имеют  конкретное содержание и осуществляются при помощи конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления особо выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т. е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления. 

Следует согласиться  с мнением В. И. Кнорринга, что  при большом числе функций  управления любая их классификация  не является абсолютной, так как  в ней могут существовать смежные  или даже перекрывающие друг друга  элементы. В качестве общих управленческих функций, отражающих важнейшие этапы организации управленческого процесса, В. И. Кнорринг выделяет функции организации, планирования, мотивации и контроля6. Г. В. Атаманчук классифицирует функции государственного управления на внутренние (управление внутри государственной управляющей системы) и внешние (воздействие государственных органов на управляемые объекты), общие (отражающие сущностные моменты управления) и специфические (отражающие особенное содержание отдельных воздействий)7. К общим функциям управления он относит организацию, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль8. 

В настоящей  работе функции управления будут  рассматриваться как функции  управленческого права (права управления) и как функции органов исполнительной власти (государственного управления). 

2.1. Функции государственного  управления как управленческого  права 

Функции государственного управления обусловлены его внутренними  свойствами и принципиальными чертами, раскрывающими его сущность и социально-правовое назначение. Функции государственного управления — это функции самого государства, ибо государственное управление есть решение задач и осуществление функций государства, практическое исполнение субъектами управления своих обязанностей и компетенции государственных органов. 

С точки зрения административно-правовой теории, государственное  управление является правовым институтом, в котором действуют нормы  административного материального  права (организация государственного управления; виды органов федеральной государственной исполнительной власти; их задачи и функции; положения об этих органах власти, устанавливающие их правовое положение) и административного процессуального права (управленческие процедуры, порядок деятельности органов управления, издание административных актов и т. д.).  

Соответственно  следует различать функции государственного управления как социально-государственного явления от функций государственного управления как правового института. В этом смысле можно соотносить функции права (управленческое право) и функции государства (деятельность государственных органов, профессиональная деятельность государственных служащих). Выявление данного соотношения базируется на сравнении функций государства и права. Эти две категории взаимосвязаны, напрямую воздействуют друг на друга и имеют как общие черты, так и различия. Единство функций права и государства заключается в том, что они призваны решать общие задачи. Различие функций права и государства состоит в том, что: они являются выражением различных сущностей, определяющих их специфику и самостоятельный характер; имеют разные способы и формы осуществления; не совпадают по числу и видам; разными являются также пределы осуществления функций9. 

Функции государственного управления в юридическом смысле — это социально обусловленные направления правового воздействия на государственно-управленческие отношения. Отражая специфику свойств государственного управления как государственно-правового явления, функции объединяют содержательную и процессуальную стороны государственного управления10. 

Главной функцией управленческого права является нормативное регулирование государственно-управленческих отношений, преследующее важнейшие  социальные цели, такие как организация  государственного строительства, создание государственного аппарата, обеспечение эффективного его функционирования, гарантирующего благосостояние общества, защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, т. е. организация в целом государственно-управленческих отношений и нормальное функционирование самого управления. 

Управленческое  право выполняет традиционные для правовой системы функции11: 

- обеспечительную (выполнение задач и функций государства и его органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, по реализации компетенции государственных органов, по оказанию эффективного влияния на социальные процессы в целом); 

- интегративную (объединение всех элементов политической системы, государственного аппарата, всего общества для достижения социально значимых целей и удовлетворения публичных интересов); 

- регулятивную (регулирование общественных отношений с использованием имеющихся правовых возможностей, методов организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т. д.). Регулирующая функция означает также: разработку и реализацию политики, направленной на создание конкретных программ (приватизации, инвестиционной деятельности, энергетической, программы реформы систем обороны и безопасности; обеспечения федерализма и т. д.); регулирование хозяйственной жизни в стране (государственное регулирование хозяйственных отношений, государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей и т. д.); управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; регулирование деятельности предприятий негосударственного сектора (коммерческих организаций); регулятивная функция включает в себя также и организующую функцию государственного управления; 

- коммуникативную (обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих в системе государственных органов, использование общественного мнения о результатах функционирования управления и направлениях его реформирования); иногда эту функцию называют информационной; 

- охранительную (функцию принуждения) (применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственного управления). Будучи в большей мере присуща так называемому "принуждающему" управлению, охранительная функция является необходимым элементом демократического правового порядка; 

- организационную (создание структурированной системы органов государственного управления, находящихся во взаимодействии друг с другом и имеющих соответствующие правовое положение, полномочия и компетенцию); 

- правосоздающую (правотворческую) (разработка и принятие правовых актов, регламентирующих как организационные, так и процессуальные отношения в системе государственного управления). Данная функция способствует реализации самих государственных функций, ибо нормативные правовые акты призваны обеспечить деятельность государственных органов и их служащих12; 

- функцию контроля (обеспечение государственного контроля и надзора в сфере управленческой деятельности государства). 

Как известно, одним  из важнейших направлений теории государственного управления является создание кадрового управленческого  потенциала — государственной службы, которая непосредственно реализует функции государственного управления. По своим функциям государственная служба сравнима с социально-правовым назначением всего государства и государственного управления. В. М. Манохин справедливо отмечает, что государственная служба органически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Задачи и функции государства находят свое реальное воплощение в деятельности государственных служащих. В государственной должности заключена часть компетенции государственного органа, она является органической частью его структуры и имеет целью организацию личного состава государственного органа, т. е. государственных служащих13. 

2.2. Функции государственного  управления как основные направления  деятельности органов исполнительной власти (содержательный подход) 

Функции государственного управления как проявление практической деятельности органов исполнительной власти обусловлены социальной ролью  государства и специфическим  назначением органов государственной  исполнительной власти. Вопрос о функциях государства и государственного управления не лишен спорных моментов. Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства имеются существенные различия в методах и формах реализации функций. Соответственно выделяются самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами — государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций. 

Информация о работе Функции государства и государственного управления