Форма государственного устройства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности формы государственного устройства, а также анализ существующих на современном этапе форм государственного устройства как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Для реализации цели целесообразно пошаговое решение следующих задач:

Изложение теоретических основ: дать определение формы государственного устройства, рассмотреть её виды;
Исследование особенностей форм государственного устройства в современный период;
Анализ государственного устройства РФ, выявление его особенностей и проблем.

Содержание

Введение 2
1. Понятие формы государственного устройства, её виды 4
1.1. Определение формы государственного устройства 4
1.2. Виды форм государственного устройства 5
2. Особенности форм государственного устройства в современный период 10
2.1. Распределение полномочий между центром и периферией в современных унитарных государствах и федерациях 10
2.2. Проблема децентрализации власти в федерациях, образованных по территориальному признаку 11
2.3. Появление промежуточных форм государственного устройства 12
3. Государственное устройство РФ: особенности и проблемы 14
3.1. Государственное устройство РФ. Анализ правовых основ 14
2.2. Особенности современного российского федерализма 15
Заключение 20
Литература и нормативные акты 22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

     Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так  не существует двух совершенно одинаковых государств. В определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено государство, кто им правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

     Тема  данной курсовой работы  - Форма государственного устройства как составная часть формы государства. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он интересен не только исследователям, правоведам и историкам, но и людям других профессий, наблюдавших сначала распад союзного государства СССР и последующие проблемы в новообразованных суверенных государствах, а затем распад и гражданскую войну в Югославии и нерешенные до сих пор вопросы деления государства по национальным или каким-либо иным признакам.

     Вопрос  о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое  значение, особенно на современном  этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами  новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

      Целью данной курсовой работы является исследование сущности формы государственного устройства, а также анализ существующих на современном  этапе форм государственного устройства как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Для реализации цели целесообразно пошаговое решение  следующих задач:

  1. Изложение теоретических основ: дать определение формы государственного устройства, рассмотреть её виды;
  2. Исследование особенностей форм государственного устройства в современный период;
  3. Анализ государственного устройства РФ, выявление его особенностей и проблем.

   В процессе написания курсовой работы были использованы учебные пособия по дисциплине Государство и право, публикации авторов на заданную тему в периодических изданиях, а также нормативные акты РФ.

 

1. Понятие  формы государственного  устройства, её виды

1.1. Определение формы  государственного  устройства

 

     История существования государства свидетельствует  о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма  государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»1.

     Форма государственного устройства входит в  состав формы государства, наряду с  формой правления и политическим режимом.

     Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.2

1.2. Виды форм государственного  устройства

 

     На  сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная3. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств4.

     Наиболее  распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

     Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные  образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

     В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

     Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются более широкой автономией и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра. В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

     В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности5. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др6. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

  • Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
  • Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
  • В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
  • В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
  • Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

     Важнейший вопрос любой федерации - распределение  полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

     Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация. Можно выделить 2 наиболее часто встречающихся варианта:

     1. Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). При этом варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше. Примером такого способа образования федерации является США.

     2. Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

     Большинство из существующих на сегодняшний день федераций сформированы по территориальному признаку и центральная власть в  них обладает верховенством по отношению  к высшим государственным органам  членов федерации. Однако выделяют также национальные федерации, в которых национальные государственные образования имеют суверенитет, а общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Пример: Индия.

     Ряд исследователей выделяет также смешанный тип федеративного устройства, к такому типу относится форма государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается. Более подробно этот вопрос рассмотрен в Главе 3 данной работы.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод о том, что главное  различие  между  унитаризмом и федерализмом  заключается   в том, что при   унитарной  форме   территория  государства   состоит  из политико-административных     или      административных     единиц, тогда   как   при   федеративной   форме   высшие   территориальные единицы   представляют   собой    государствоподобные   образования или   даже   государства  -   субъекты  федерации.   Слово  "штат", входящее   в   официальное   название   ряда   федеративных   государств   и   обозначающее   субъект   федерации    (США,   Мексики, Бразилии  и  др.)  означает, не  что  иное,  как "государство". Соответственно   для   федеративной   формы    характерно   конституционно    установленное    разграничение     компетенции    между федерацией  в  целом  и  ее  субъектами,  существование  и  границы которых  обычно  гарантированы  конституцией,  тогда  как   в  унитарном  государстве  компетенция  территориальных  единиц,  как и  нередко  само  их  существование и  границы, устанавливаются текущими   актами  центральной   власти.  Можно   сказать,  что субъекты  федерации  всегда  обладают  государственной  автономией.                                                       

     Этот  критерий помогает  и в  случаях, когда  различие между унитаризмом  и  федерализмом  в  конкретном  государстве весьма невелико,  как,  например, в  федеративных Венесуэле  или Канаде,  где  штаты, не  имеют конституций,  а  также  в  унитарных  Испании  или  Италии,  где высшие территориальные   единицы   также    обладают   государственной автономией.

      В последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств.

      Конфедерация  — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и  др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Информация о работе Форма государственного устройства на современном этапе