Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа
Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.
Введение 3
1 Виды форм государственного устройства 4
2 Унитарное государство 7
3 Федеральная форма государственного устройства 14
Заключение 27
Список литературы 28
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ
В Г. МИНСКЕ
Кафедра публичного (частного) права
К
У Р С О В
А Я Р А Б
О Т А
по дисциплине
«Теория государства и права»
Тема:
«Форма государственного
устройства»
Выполнил:
по специальности юриспруденция
Мазан Виталий Валерьевич
Минск, 2010
Содержание
Введение 3
1 Виды форм государственного устройства 4
2 Унитарное государство 7
3 Федеральная форма государственного устройства 14
Заключение 27
Список литературы 28
Введение
Проблемы
формы государственного устройства
возникли после того, как увеличившиеся
размеры территории государства,
далеко вышедшей за рамки города
с окрестностями, потребовали
создания специальных органов
и учреждений для управления
периферией. В период абсолютизма
центральная власть в лице
монарха определяла административно-
По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
Административно-
Самоуправляющиеся
территориальные единицы обладают
самостоятельностью в рамках
конституции. Решения органов публичной
власти или населения этих единиц,
принятые в пределах установленных
конституцией или законом автономных
прав, не могут быть отменены органами
государства или органами публичной
власти более крупной единицы.
1. Виды форм государственного
устройства
Форма государственного устройства –
это национально-территориальное или
административно-
Существуют следующие формы государственного устройства:
1. Унитарное государство (Беларусь)
2. Федеративное государство
3. Конфедеративное (на данный момент не существует в природе)
4. Региональное государство.
1. Унитарное государство - это единое,
цельное государственное образование,
состоящее из административно-
а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания).
Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.
б) Централизованным
- управление в региональных единицах
осуществляется назначаемыми сверху чиновниками.
Децентрализованным (Великобритания)
- наоборот, на всех уровнях административно-
Унитарное государство может быть однонациональным ( Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан) [8, с. 97].
2. Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают:
а) Договорные
и конституционные. Федерации созданные
на основе союза, путём объединения
ранее самостоятельных
б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер.
Главное
различие между обеими формами
заключается в том, что при
унитарной форме территория
государства состоит из политико-административных
или административных
единиц, тогда как при
федеративной форме высшие
территориальные единицы представляют
собой государствоподобные
образования или даже государства
- субъекты федерации.
Слово «штат», входящее в
официальное название ряда
федеративных государств
и обозначающее субъект
федерации (США, Мексики,
Бразилии и др.) означает, не
что иное, как «государство». Соответственно
для федеративной формы
характерно конституционно
установленное разграничение
компетенции между федерацией
в целом и ее субъектами,
существование и границы которых
обычно гарантированы конституцией,
тогда как в унитарном
государстве компетенция территориальных
единиц, как и нередко само
их существование и границы, устанавливаются
текущими актами центральной
власти. Можно сказать, что
субъекты федерации всегда обладают
государственной автономией.
Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или равнозначные им акты.
Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия.
Европейский
союз несет в себе черты не
только конфедеративные, но даже
уже и федеративные, поскольку
некоторые акты органов Союза
имеют прямое действие на
территориях государств-членов.
Территориальное
устройство может быть как
симметричным, так и асимметричным.
При симметричном территориальном
устройстве государства политико-территориальные
единицы, его непосредственно составляющие,
имеют равный статус. Например,
Германия состоит из 16 земель с
одинаковым конституционно-правовым
статусом, то есть имеет симметричное
федеративное территориальное
устройство. В состав же США
наряду с 50 штатами входят
федеральный округ Колумбия,
свободно присоединившееся государство
Пуэрто-Рико, некоторые другие
островные территории, не имеющие
статуса штата, из чего можно
сделать вывод об асимметричном
территориальном устройстве этой страны.
Что касается унитарных государств,
то чисто симметричное устройство
встречается нечасто: столицы обычно
имеют несколько или
Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым предоставлена национально- территориальная автономия.
Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации.
Крайне
редко можно в конституциях встретить
норму, определяющую минимальное
число жителей, необходимое
для образования территориальной
единицы. Так, часть вторая ст. 5
Конституции Исламской Федеративной
Республики Коморских островов
1978 года в редакции 1982 года устанавливает,
что община может быть образована
при наличии не менее 100 жителей
(в первоначальной редакции
этот минимум составлял пять
жителей) [4, с. 864].
Следует
также иметь в виду, что названия
территориальных единиц редко
свидетельствуют о правовом их
статусе. Например, в Швейцарии
кантон - это субъект федерации,
в Люксембурге - основная
политико-административная единица,
а во Франции - судебный округ
и избирательный округ по выборам
генерального совета департамента.
В Германии община - это
низовая единица в сельской
местности, а в Болгарии и
Польше - также и в городской.
Провинции в Италии и Испании
- единицы среднего уровня, в
Китае - высшего, а в Канаде,
Пакистане, Аргентине - и
вовсе субъекты федерации. Имеющие
у нас хождение переводы таких
названий часто не основываются
на едином принципе: применительно
к Италии мы говорим об областях,
а применительно к Франции
- о регионах, хотя очевидно, что
это - одно и то же. Точно так
же применительно к Великобритании
мы говорим об общине, а к
Франции - о регионах. Несомненно,
однако, что община (коммуна) - всегда
самоуправляющаяся единица, равно
как и город (за исключением
не которых столичных городов),
тогда как другие единицы могут
и не иметь самоуправления
(например, болгарские области, германские
правительственные и