Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 15:46, курсовая работа
Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, и, соответственно, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.
Введение 3
1 Виды форм государственного устройства 4
2 Унитарное государство 7
3 Федеральная форма государственного устройства 14
Заключение 27
Список литературы 28
Верховный Суд Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Российская Академия Правосудия
Ростовский
филиал
Курсовая работа
Кафедра общетеоретических правовых дисциплин
Дисциплина
«Теория государства и права»
Тема:
«Форма государственного устройства»
Научный руководитель:
Профессор,
д.ф.н. Власов В.И.
Выполнила: студентка 1 курса группы № 102 заочно сокращённой формы обучения
Сапсаенко
Полина Сергеевна
Рсотов-на-Дону
2003
г.
Содержание
Введение 3
1 Виды форм государственного устройства 4
2 Унитарное государство 7
3 Федеральная форма государственного устройства 14
Заключение 27
Список литературы 28
Введение
Проблемы формы
государственного устройства возникли
после того, как увеличившиеся
размеры территории государства,
далеко вышедшей за рамки города
с окрестностями, потребовали создания
специальных органов и учреждений
для управления периферией. В период
абсолютизма центральная власть
в лице монарха определяла
административно-
По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
Административно-
Самоуправляющиеся
территориальные единицы обладают
самостоятельностью в рамках
конституции. Решения органов публичной
власти или населения этих единиц, принятые
в пределах установленных конституцией
или законом автономных прав, не могут
быть отменены органами государства или
органами публичной власти более крупной
единицы.
1 Виды форм государственного устройства
Существуют две основные формы государственного политико-территориального устройства: унитарная и федеративная.
Главное различие между обеими
формами заключается в том,
что при унитарной форме
территория государства состоит
из политико-административных
или административных
единиц, тогда как при
федеративной форме высшие
территориальные единицы представляют
собой государствоподобные
образования или даже государства
- субъекты федерации.
Слово «штат», входящее в
официальное название ряда
федеративных государств
и обозначающее субъект
федерации (США, Мексики,
Бразилии и др.) означает, не
что иное, как «государство». Соответственно
для федеративной формы
характерно конституционно
установленное разграничение
компетенции между федерацией
в целом и ее субъектами,
существование и границы которых
обычно гарантированы конституцией,
тогда как в унитарном
государстве компетенция территориальных
единиц, как и нередко само
их существование и границы, устанавливаются
текущими актами центральной
власти. Можно сказать, что
субъекты федерации всегда обладают
государственной автономией.
Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или равнозначные им акты.
Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия.
Европейский
союз несет в себе черты не только
конфедеративные, но даже уже
и федеративные, поскольку некоторые
акты органов Союза имеют прямое
действие на территориях государств-членов.
Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.
Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым предоставлена национально- территориальная автономия.
Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации.
Крайне
редко можно в конституциях встретить
норму, определяющую минимальное
число жителей, необходимое
для образования территориальной единицы.
Так, часть вторая ст. 5 Конституции
Исламской Федеративной Республики
Коморских островов 1978 года в редакции
1982 года устанавливает, что община
может быть образована при наличии
не менее 100 жителей (в первоначальной
редакции этот минимум составлял
пять жителей)1.
Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица, а во Франции - судебный округ и избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Канаде, Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение переводы таких названий часто не основываются на едином принципе: применительно к Италии мы говорим об областях, а применительно к Франции - о регионах, хотя очевидно, что это - одно и то же. Точно так же применительно к Великобритании мы говорим об общине, а к Франции - о регионах. Несомненно, однако, что община (коммуна) - всегда самоуправляющаяся единица, равно как и город (за исключением не которых столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные и административные округа).
2 Унитарное государство
Унитарное
государство - это единое государство,
состоящее не из государственных образований
(штатов и т.д.),хотя в его составе могут
быть и отдельные автономные государственные
образования, а из административно-
Унитарные
государства состоят из политико-административных
или административных
территориальных единиц, статус
которых регулируется главным
образом актами текущего законодательства
центральной власти. В унитарных
государствах действует, как
правило, единая система законодательства,
единая система государственной
администрации, единая судебная
система. Если же какой-то части
страны предоставлена национально-территориальная
автономия, то здесь могут быть
особенности: например, общегосударственные
законы, затрагивающие сферу
законодательной автономии
такой государствоподобной единицы,
на ее территории не действуют,
по крайней мере, без ее согласия.
В подавляющем большинстве
современных унитарных государств
основное территориальное деление
является политико-административным.
Наряду с ним во многих
странах имеются административно-
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.
Во
многих странах процессы урбанизации
привели к возникновению обширных
городских агломераций, однако,
как правило, они не преобразовались
в единые территориальные структуры
и не имеют общих органов
публичной власти; создаются координационные
органы. Все чаще городские и
сельские общины создают союзы
(синдикаты) с общими органами,
которым передаются некоторые
полномочия общин и средства,
необходимые для их реализации.