Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. [5, с.67]
Форма государственного устройства показывает части внутренней
структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения,
отношения между центром и местными органами власти.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.2
Форма государственного устройства как один из элементов формы государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.4
Характеристика унитарных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
Характеристика федеративных государств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.10
Характеристика конфедераций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.21
Оглавление:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.2
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19
Список
литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .стр.21
Введение
В данной работе я ознакомлюсь с формами государственного устройства и их подробными характеристиками. Но прежде чем приступить непосредственно к цели курсовой работы(выявить основные характеристики форм государственного устройства), следует сделать небольшое вступление:
В современном мире насчитывается около 200 государств. Каждое
государство имеет свою исторически обусловленную внутреннюю структуру. Однако все разнообразие территориального, правового устройства государства можно систематизировать и классифицировать. В связи с этим важно знать, что представляют собой основные формы государственного устройства.
Для начала дадим определение основным понятиям, с которыми будем работать:
По-моему мнению, основополагающим определением, без которого не имело бы смысла рассматривать данную тему, является государство.
Существует множество определений относящихся к данному понятию. Приведем некоторые из них:
Государственное устройство – это внутренняя территориальная структура государства, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между государством в целом и отдельными его частями, в частности между центральными и местными органами власти.
Также, прежде всего, следует обратить внимание на многообразие понятия «устройство государства» в теории государства.
Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном. [5, с.63]
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. [5, с.67]
Форма государственного устройства показывает части внутренней
структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения,
отношения между центром и местными органами власти.
В данной работе я рассмотрю 3 основные формы государственного устройства:
А также постараюсь дать как
можно более подробную
Для начала вернемся к определению:
Форма
государственного устройства
– это национально-территориальное
или административно-
Форма государственного устройства закреплена в конституциях в первых главах, большинство конституций регулирует принципы территориальной организации государства, подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на ее целостность.
« Статья 1. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.»[6, с.7]
Форма государственного устройства зависит от исторических, экономических, социальных и национальных условий каждой конкретной страны, а также от сложившейся традиции. В конституциях могут закрепляться принципы соотношения центральной и региональной властей, компетенции различных частей государства, соотношение их полномочий, порядок рассмотрения спорных вопросов. В некоторых конституциях нет прямого обозначения формы государственного устройства, но из их содержания становится ясно к какой из форм можно отнести данную страну.
Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые и сложные. К простым формам относятся унитарные, к
сложным – федерации и империи. Кроме того, в теории государства и права
традиционно определенное место отводится рассмотрению различных видов
объединений государств: конфедерации, содружеству, сообществу и т.д.
Для систематизации вышесказанного приведем таблицу:[8, c.76]
Таблица 1.Формы государственного устройства
Формы государственного устройства |
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод, форма государственного устройства
наиболее полно раскрывает и показывает
внутреннюю структуру государств. Свидетельством
тому может служить конституция, в которой
форма государственного устройства закреплена
в первых ее главах.
Прежде всего, дадим определение:
Унитарное государство - это простое по строению государство,
подразделяющееся
на административно-
Все
административно-
Население
унитарного государства
имеет единую государственную
принадлежность, единое
гражданство. Никакие административно-
Для унитарного государства характерна единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всех территории страны и без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.
В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы представляют собой звенья единой централизованной системы.
В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы для непосредственного удовлетворения социальных и иных нужд. [5, c.36]
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата его деятельности и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.
С
точки зрения территориальной организации
государственной власти, а также
характера взаимоотношений
государственной власти все унитарные государства можно разделить на два
вида:
1.
Централизованные унитарные
Отличаются отсутствием автономных образований, то есть все
административно-
статус. Чаще всего это государства с ярко выраженными авторитарными
политическими режимами, например ряд стран Тропической Африки, где
значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит
родоплеменным вождям. [8, c.65]
Другими примерами централизованных государств – Норвегия, Швеция, Румыния, Дания и т.п.
2.
Децентрализованные унитарные
В составе таких унитарных государств имеются автономные образования,
правовой статус которых отличается от правового статуса других
административно-
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий.
Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).
В политической
автономии ее органы имеют право
издания местных законов по строго
определенным вопросам, точно зафиксированным
в конституции либо иных законах
государства. Автономия такого рода
существует, например, в Финляндии (Аландские
острова, населенные преимущественно
шведами). Административная же автономия
не обладает правом издавать собственные
местные законы (она может издавать только
постановления и иные нормативные акты),
однако по сравнению с обычными административно-