Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Государство является очень сложным социальным институтом, поэтому для его постижения особое место в отечественной теории государства и права выделяют изучению формы государства. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.ФОРМА ГОСУДАРСТВА. 6
ГЛАВА 2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. 8
2.1. Монархия 8
2.2.Республика 12
ГЛАВА 3.ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. 19
3.1.Унитарное государство 20
3.2.Федерация 21
3.3.Конфедерация 23
3.4.Межгосударственные объединения 23
ГЛАВА 4.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА. 27
4.1. Антидемократические режимы 28
4.2.Демократический режим 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

       Структура межгосударственного объединения  обычно представлена:

    1. Высшим союзным представительным органом;
    2. Союзным исполнительным органом;
    3. Административным органом;
    4. Комитетами и комиссиями по специальным вопросам.

       Основные  виды межгосударственных объединений:

    1. Инкорпорация;
    2. Империя;
    3. Содружество;
    4. Сообщество государств.

       Инкорпорация – поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный суверенитет (например поглощение ФРГ государства ГДР в 90-е годы)

       «Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности».2 Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики, во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка, в-четвертых, культуры, в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств.

       Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они  затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

       В содружестве могут создаваться  и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для  координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

       Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые  могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих  вооруженных силах и т.п.).

       Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения  государств, как содружество, стало  относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.

       Содружество как объединение государств может  иметь переходный характер. Оно может  развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при  нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной  дезинтеграции специфического союза  государств.

       Сообщество  государств. В основе общества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государства, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

       В сообщество могут входить ассоциированные  члены – государства, принимающие  те или иные правила, действующие  в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается  членами сообщества.

       В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов – государств), надгосударственные органы.

       «Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно – технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.».3

       Теория  государства учитывает, что и  в этой сфере, как и в других политико-правовых областях, действует  целая система разных факторов, тенденций, которые дают самые разнообразные  и удивительные сочетания национально-государственных  и административно-территориальных  форм.

       Например, такое образование, как империя – насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.). Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.

     Словом, межгосударственные формы делятся  на два вида: добровольные и насильственные. Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они  уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного общежития, объединения. В перспективе  интеграционные связи между государствами  будут все более и более  возрастать. 

ГЛАВА 4.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.

 

       Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

       Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

       Государственный режим складывается и развивается  под воздействием ряда объективных  и субъективных факторов.

       К объективным факторам относятся  характер экономики, уровень развития общества, уровень его общей, политической и правовой культуры, соотношение  в обществе социально-классовых  сил, исторические, национальные, культурные и иные традиции, особенности стоящей  у власти политической элиты.

       Среди основных субъективных факторов обычно называют дух и волю нации, народа и лидеров.

       О характере режима свидетельствуют  следующие признаки:

    1. Способ и порядок формирования органов государственной власти;
    2. Характер взаимоотношений между различными государственными органами;
    3. Степень реальной гарантированности прав и свобод граждан;
    4. Роль права в жизни общества и в решении государственных дел;
    5. Место и роль в государстве армии, полиции, контрразведки и других аналогичных структур;
    6. Степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;
    7. Основные способы разрешения возникающих социальных и политических конфликтов.

       Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому  основным критерием классификации  государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления  государственной власти. Для рабовладельческих  государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма – и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – и тоталитаризм, и правовая демократия.

       Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие  черты, присущие той или другой разновидности  государственного режима.

    1. Антидемократические режимы

 

       Антидемократический режим может устанавливаться  как при монархической, так и  при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов  парламентаризма, он не согласуется  с парламентарной монархией и  республикой. «Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом».4

       Среди антидемократических режимов чаще всего называют тоталитарный, фашистский и авторитарный.

       Тоталитарный  режим. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный» был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 году для характеристики фашистского движения.

       Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства  над населением, всеми формами  и сферами жизни общества и  опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

       Признаки  тоталитарного режима:

    1. Идеологизация всей общественной жизни на базе официальной для     всей страны идеологии;
    2. Нетерпимость к инакомыслию;
    3. Монополия на информацию;
    4. Подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против населения;
    5. Слияние государственного и партийного аппарата;
    6. Централизация власти;
    7. Отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

       Авторитарный  режим считается более «демократичным»  по сравнению с тоталитарным. Его  главная специфика состоит в  том, что государством руководит  узкий круг – правящая элита, которая  возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:

    1. Власть элиты не ограничена законом;
    2. Народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;
    3. В политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционных партий реально нет;
    4. Наличие сфер, свободных от политического контроля, -  экономика и частная жизнь. Контролю подлежит главным образом политическая сфера;
    5. Приоритет интересов государства перед личными интересами.

       Авторитарный  режим занимает промежуточное положение  между тоталитарным и демократическим  режимами и способен перерасти как  в тот, так и в другой в зависимости  от ориентации правящей элиты.

       Фашистский  режим основывается на  националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Одна нация объявляется главенствующей, а все остальные возводятся в ранг неполноценных или вообще не имеют права на существование.

       4.2.Демократический  режим

 

       Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования  власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую  защищенность ее прав, интересов. Конкретно  режим демократической власти выражается в следующем:

    1. режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;
    2. реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
    3. создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;
    4. в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
    5. власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
    6. основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;
    7. государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

Информация о работе Форма государства