Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа
Государство является очень сложным социальным институтом, поэтому для его постижения особое место в отечественной теории государства и права выделяют изучению формы государства. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.ФОРМА ГОСУДАРСТВА. 6
ГЛАВА 2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. 8
2.1. Монархия 8
2.2.Республика 12
ГЛАВА 3.ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. 19
3.1.Унитарное государство 20
3.2.Федерация 21
3.3.Конфедерация 23
3.4.Межгосударственные объединения 23
ГЛАВА 4.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА. 27
4.1. Антидемократические режимы 28
4.2.Демократический режим 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34
Структура
межгосударственного
Основные виды межгосударственных объединений:
Инкорпорация – поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный суверенитет (например поглощение ФРГ государства ГДР в 90-е годы)
«Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности».2 Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики, во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка, в-четвертых, культуры, в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
Правотворческая
деятельность содружества осуществляется
в форме нормативных актов, которые
могут принимать главы
Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.
Содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
Сообщество государств. В основе общества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государства, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).
В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов – государств), надгосударственные органы.
«Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно – технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.».3
Теория
государства учитывает, что и
в этой сфере, как и в других
политико-правовых областях, действует
целая система разных факторов, тенденций,
которые дают самые разнообразные
и удивительные сочетания национально-
Например, такое образование, как империя – насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.). Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.
Словом,
межгосударственные формы делятся
на два вида: добровольные и насильственные.
Если на начальном этапе развития
человечества преобладали насильственные
формы межгосударственного
Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственный режим складывается и развивается под воздействием ряда объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся характер экономики, уровень развития общества, уровень его общей, политической и правовой культуры, соотношение в обществе социально-классовых сил, исторические, национальные, культурные и иные традиции, особенности стоящей у власти политической элиты.
Среди основных субъективных факторов обычно называют дух и волю нации, народа и лидеров.
О характере режима свидетельствуют следующие признаки:
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма – и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
Антидемократический
режим может устанавливаться
как при монархической, так и
при республиканской форме
Среди
антидемократических режимов
Тоталитарный режим. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный» был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 году для характеристики фашистского движения.
Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Признаки тоталитарного режима:
Авторитарный
режим считается более «
Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты.
Фашистский режим основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Одна нация объявляется главенствующей, а все остальные возводятся в ранг неполноценных или вообще не имеют права на существование.
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем: