Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа
целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть что такое форма правления,
- изучить такой вопрос как форма государственного устройства,
- изучить формы государственно-правового режима.
Введение…………………………………………...…………………... 3
Форма правления……..…..……………………….……………... 5
Форма государственного устройства………………………….. 19
Форма государственно-правового режима……………………. 25
Заключение ……………………………………………………………29
Список использованной литературы ………………………………31
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Астраханский
государственный технический
Кафедра теории и истории государства и права
Учебная дисциплина: Теория государства и права
курсовая работа на тему:
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Выполнил:
Телеков Э. К.
Научный руководитель:
Д.ю.н., доцент
С.А.Киреева
Астрахань 2010
ПЛАН
Введение…………………………………………...………
Заключение ……………………………………………………………29
Список использованной литературы ………………………………31
Введение.
В современном мире государства различаются по многим факторам, одними из них являются организация власти, территория, политика.
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного развития государства, обобщению и использованию лучшего государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в РФ. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
Более полное представление
о форме конкретного
Форма правления характеризует порядок образования и организацию высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления, государства подразделяются на монархические и республиканские.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом, и его составными единицами. По форме устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерации и конфедерации).
Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть что такое форма правления,
- изучить такой вопрос
как форма государственного
- изучить формы государственно-
1. Форма правления.
Форма правления - это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.
Различают две основные формы правления - монархическую и республиканскую.
Монархия (с греч.-единовластие) - такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть по наследству. Монархическая форма правления весьма разнообразна, настолько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключение. В силу этого ряд монархических государств не вполне соответствует предложенному определению1.
Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку - монарху. От монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь, символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными.
Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, слуги, охрана).
Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником является старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных федеративных монархиях, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии он выбирается сроком на пять лет из числа султанов девяти штатов. Именно путем выборов на более чем трехсотлетний срок воцарилась в 1613 году на российском троне династия Романовых2. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления - народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего - главы государства).
Для того чтобы подчеркнуть особый, верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась. Так, царь в дореволюционной России объявлялся помазанником божьим, император Японии - сыном богини Солнца Аматерасу и т.д3. Обычно при заговорах, дворцовых переворотах, восставший народ или заговорщики пытались посадить на трон того, кто имел якобы законное право на царствование.
В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.
Главная отличительная черта абсолютной монархии - сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует. Абсолютные монархии наиболее характерны для традиционных государств с различными разновидностями авторитарного политического режима. Данную форму правления имели восточные деспотии, государства на территории Западной Европы в периоды раннего и позднего феодализма.
В настоящее время абсолютная монархия - довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, король одновременно является верховным судьей. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман - Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку монарх считается высшим духовным лицом страны.
Согласно конституциям ряда стран вся власть - законодательная, исполнительная, судебная - исходит от монарха, и его теократические полномочия очень значительны.
Таким образом, некоторые государства, несмотря на провозглашение в различной степени ограниченной власти монарха, все-таки сохраняют основные черты абсолютной монархии, близки к ней. Речь идет, например, о Бахрейне, Кувейте, Брунее, Катаре, где имеются дарованные монархами конституции, в некоторых из перечисленных государств избирались парламенты.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена законодательно, а также существованием представительного органа власти. Здесь можно говорить о реализации в той или иной степени принципа разделения властей. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.
Парламентская (или конституционная) монархия. В ней власть монарха законодательно ограничена практически во всех сферах деятельности. Сам этот институт сохраняется благодаря живучести монархической идеи в сознании народа. В этой связи показателен пример Испании, где после почти сорокалетней диктатуры Франко в 1975 году народ на референдуме высказался за восстановление монархии, и в стране воцарился король Хуан Карлос 14. Монарх в парламентской монархии играет в основном представительную роль, является «символом нации», «символом единства нации». Говорят, что монарх царствует, но не правит, поскольку лишен реальных полномочий. В парламентских монархиях законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним.
За монархом могут
традиционно сохраняться
Далеко не всегда в парламентских монархиях среди государственных органов доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993гг.), и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность5. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма6.
Парламентская монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др.)7. В этих странах развитие институтов государственной власти шло путем постепенных преобразований, эволюции, с сохранением старой формы, наполнения ее новым содержанием. Конституции некоторых развивающихся стран, к примеру, Малайзии, Таиланда, Непала, также закрепляют принципы организации высших органов государственной власти, характерные именно для парламентарных монархий. Однако фактическое положение монарха и аристократии не является там только номинальным, поэтому форме правления этих государств присущи и элементы дуалистической монархии.
Дуалистическая монархия - это промежуточный вариант между абсолютной и парламентской монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии8. Это форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом, прежде всего как с органом, утверждающим бюджет.
Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение компромисса между монархом (и вообще аристократией) и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Дуалистическая монархия - форма правления в традиционных государствах. К дуалистическим с определенными оговорками можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века.