Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Государство, будучи союзом совместно живущих людей, объединенных в одно целое связью подданства, определенным правом и общей государственной властью, конкретно в истории выступало в различных видах: были государства большие и малые, с населением, состоящим из людей одной религии и национальности, и людей разных религий и национальностей, с населением, распадавшимся на резко различные касты и сословия, и с населением, как теперь распадающимся только на экономические классы. Были государства по преимуществу торговые, земледельческие и промышленные, признающие рабство и не допускающие его и т.д.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство, будучи союзом совместно живущих людей, объединенных в одно целое связью подданства, определенным правом и общей государственной  властью, конкретно в истории  выступало в различных видах: были государства большие и малые, с населением, состоящим из людей одной религии и национальности, и людей разных религий и национальностей, с населением, распадавшимся на резко различные касты и сословия, и с населением, как теперь распадающимся только на экономические классы. Были государства по преимуществу торговые, земледельческие и промышленные, признающие рабство и не допускающие его и т.д.

По своей политической организации государства также  разнородны. Основным признаком их является организация власти и формы  государственного властвования [15, с. 46].

В теории государства  и права, равно как и в некоторых  иных общественных науках рассматривается  проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни  человека – государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука.

Важность четкого определения  формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения  того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации, о форме государства.

Среди множества проблем, касающихся государства, особое место  занимают вопросы определения понятия  форм государства. В научной и  учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.

Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и его форма.

Исследовать государство  с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы – значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.

Форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства» [11, с. 180].

Значительное внимание исследованию формы государства  уделяется в современной отечественной  и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, так же, как и среди предшественников, нет единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Актуальность изучения формы государства и ее составных частей обусловлена той исключительно важной ролью, которую призвано выполнять государство в общественной жизни народа.

Изучению понятия «формы государства»  посвящены работы многих авторов, в их числе: Н.И. Матузова, С.С. Алексеева, Ю.С. Завьялова,             Д.А. Авдеева, А.В. Малько, и др. В трудах названных ученых проанализированы основные подходы к сущности, содержанию форм государства.

Объектом исследования являются исторические и теоретические аспекты развития формы государства и ее составных частей, особенности оснований их классификации, их место и роль в становлении и развитии правовой системы.

Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

 Целью курсовой работы является рассмотреть форму государства, т.е. изучить ее составные части, структуру, методы осуществления государственной власти.

Указанная цель определяет следующие задачи:

  1. сформулировать понятие формы государства и определить ее признаки;
  2. изучить разновидности форм правления;
  3. провести анализ основных форм территориального устройства;
  4. исследовать основные виды политического режима.

Наиболее значимыми  методами научного познания, использованные в исследовании явились: диалектический, исторический, системный, интерпретации  правовых идей, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Они составили  основу анализа формы государства и ее составных частей, позволили сформулировать наиболее важные выводы.

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Признаки государства, первоначально выраженные в его  предпосылках, в ходе исторического  процесса развиваются в форму  государства.

Вообще всякая форма  – это организация предмета, явления. Причем надо различать внутреннюю и  внешнюю формы. Гегель поясняет это  различие. «Возьмем, например, книгу: для  ее содержания конечно безразлично, написана она или напечатана, переплетена  она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно» [15, с. 46].

Таким образом, в отличие  от внешней, внутренняя форма органически  связана со своим содержанием. И  в силу этого она непосредственно выражает и воплощает собой сущность явления.

Внутренняя форма определяется как устройство или способ взаимосвязи  элементов явления.

 Типология государства  тесно связана с понятием формы  государства. Особенности каждого  конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Нет четкого соотношения  между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут  встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, с другой – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им [12, с. 171].

Форма государства –  это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.

Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок  образования и структуру органов  государственной власти, специфику  их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с  другом и с населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства – это устройство государственной власти и ее организация.

Исследование различных  аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями.

В различных странах  государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.

Форма государства – это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения, т. е. форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивается и изменяется [15, с. 47].

За всю историю развития государства и права были высказаны  десятки различных суждений по вопросу  о формах государства. Предлагались самые различные подходы к решению этой проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются.

Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ  Платон (427-347 г. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления  «идеального государства» как государства  «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свои формы.

Аристократия, приводящая к появлению частной собственности  на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, – в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, может вырождаться в свою противоположность – тиранию. Это самая худшая форма государства, считал Платон, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Тиран всегда захватывает власть «от имени народа» или «как ставленник народа».

Учения и отдельные  идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах, причем не только на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, но и в последующие столетия. Значительное внимание исследованию формы государства уделяется юристами и в настоящее время. Также как среди их предшественников, между современными авторами нет единого взгляда о видах форм государства. Высказываются самые разные точки зрения, имеют место различные подходы к определению понятия и содержания форм государства [11, с. 181].

Традиционным, например, для государствоведения и правоведения 60-70 гг. было представление о форме государства, как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Не трудно заметить, что  содержание понятия «форма государства» – с тремя взаимосвязанными элементами, – весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывает предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, «осязать» и соответственно изучать.

Вот почему форму государства  можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором  проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной  власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

Но это еще пока самый общий подход к пониманию  формы государства, самое первое приближение. Для дальнейшего продвижения  необходимо подробно рассмотреть все  три элемента, составляющих форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему политико-правовая теория, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание форму государства.

 Научные разработки  и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценки категории – форма государства. Понятно, что строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государства, особенно его «классовую» сторону. При этом не всегда обращается внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

Информация о работе Форма государства