Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа
Государство, будучи союзом совместно живущих людей, объединенных в одно целое связью подданства, определенным правом и общей государственной властью, конкретно в истории выступало в различных видах: были государства большие и малые, с населением, состоящим из людей одной религии и национальности, и людей разных религий и национальностей, с населением, распадавшимся на резко различные касты и сословия, и с населением, как теперь распадающимся только на экономические классы. Были государства по преимуществу торговые, земледельческие и промышленные, признающие рабство и не допускающие его и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
Государство, будучи союзом совместно живущих людей, объединенных в одно целое связью подданства, определенным правом и общей государственной властью, конкретно в истории выступало в различных видах: были государства большие и малые, с населением, состоящим из людей одной религии и национальности, и людей разных религий и национальностей, с населением, распадавшимся на резко различные касты и сословия, и с населением, как теперь распадающимся только на экономические классы. Были государства по преимуществу торговые, земледельческие и промышленные, признающие рабство и не допускающие его и т.д.
По своей политической организации государства также разнородны. Основным признаком их является организация власти и формы государственного властвования [15, с. 46].
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука.
Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации, о форме государства.
Среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и его форма.
Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы – значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.
Форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства» [11, с. 180].
Значительное внимание
исследованию формы государства
уделяется в современной
Актуальность изучения формы государства и ее составных частей обусловлена той исключительно важной ролью, которую призвано выполнять государство в общественной жизни народа.
Изучению понятия «формы государства» посвящены работы многих авторов, в их числе: Н.И. Матузова, С.С. Алексеева, Ю.С. Завьялова, Д.А. Авдеева, А.В. Малько, и др. В трудах названных ученых проанализированы основные подходы к сущности, содержанию форм государства.
Объектом исследования являются исторические и теоретические аспекты развития формы государства и ее составных частей, особенности оснований их классификации, их место и роль в становлении и развитии правовой системы.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.
Целью курсовой работы является рассмотреть форму государства, т.е. изучить ее составные части, структуру, методы осуществления государственной власти.
Указанная цель определяет следующие задачи:
Наиболее значимыми методами научного познания, использованные в исследовании явились: диалектический, исторический, системный, интерпретации правовых идей, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Они составили основу анализа формы государства и ее составных частей, позволили сформулировать наиболее важные выводы.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.
Вообще всякая форма – это организация предмета, явления. Причем надо различать внутреннюю и внешнюю формы. Гегель поясняет это различие. «Возьмем, например, книгу: для ее содержания конечно безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно» [15, с. 46].
Таким образом, в отличие от внешней, внутренняя форма органически связана со своим содержанием. И в силу этого она непосредственно выражает и воплощает собой сущность явления.
Внутренняя форма определяется как устройство или способ взаимосвязи элементов явления.
Типология государства
тесно связана с понятием
Нет четкого соотношения между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, с другой – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им [12, с. 171].
Форма государства –
это его устройство, выражающееся в характере политических
взаимоотношений между людьми, между людьми
и государством, между государством и
людьми в процессе управления ими, в способах
организации высших органов государственной
власти и в административно-
Категория «форма государства»
показывает особенности внутренней
организации государства, порядок
образования и структуру
Исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Форма государства – это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения, т. е. форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивается и изменяется [15, с. 47].
За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы к решению этой проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются.
Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон (427-347 г. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свои формы.
Аристократия, приводящая
к появлению частной
Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах, причем не только на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, но и в последующие столетия. Значительное внимание исследованию формы государства уделяется юристами и в настоящее время. Также как среди их предшественников, между современными авторами нет единого взгляда о видах форм государства. Высказываются самые разные точки зрения, имеют место различные подходы к определению понятия и содержания форм государства [11, с. 181].
Традиционным, например, для государствоведения и правоведения 60-70 гг. было представление о форме государства, как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.
Не трудно заметить, что содержание понятия «форма государства» – с тремя взаимосвязанными элементами, – весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывает предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, «осязать» и соответственно изучать.
Вот почему форму государства
можно определить как такое устройство
(строение) государства, в котором
проявляются его основные характеристики
и которое обеспечивает в комплексе,
в системе организацию
Но это еще пока самый общий подход к пониманию формы государства, самое первое приближение. Для дальнейшего продвижения необходимо подробно рассмотреть все три элемента, составляющих форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему политико-правовая теория, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание форму государства.
Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценки категории – форма государства. Понятно, что строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государства, особенно его «классовую» сторону. При этом не всегда обращается внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.