Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:29, реферат
Для постижения такого сложного социального института , как государство в
отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .
Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает
подход к форме как к организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов
целого в системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам)
I.Введение.
1. Форма государства ( форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ).
II.Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III.Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV.Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V.Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI.Заключение.
VII.Библиография.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I.Введение.
1. Форма государства ( форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ).
II.Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III.Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV.Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V.Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI.Заключение.
VII.Библиография.
Введение
Для постижения такого сложного социального института , как государство в
отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .
Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает
подход к форме как к организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов
целого в системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам).Посредством такого подхода в
общей теории государства и права открывается возможность не только решения новых проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие аспекты.
Во - первых , форма в связи с сущностью государства как общественного
явления .В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ выражения сущности, система органов
“машина”,посредством которой осуществляется классовое
господство в противоположность неклассовым , неполитическим,
не государственным способам .Существование государственной власти находит свое отражение в ее органах , армии , администрации , судьях и других учреждениях , которые составляют специфическую и постоянную
форму бытия государства .
Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как обнаружение сущности проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление” выступает внешняя форма государства , т.е. проявление вовне определенной его организации (устройства) . Различают организацию верховных органов власти (монархию ,республику ) , взаимоотношение органов классовой власти с населением,территориальную структуру государственной власти .
В третьих, форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма вполне определенного , данного классового содержания.“Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования , в которых выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития .Эти принципы неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и
политического господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и политический режим как внутренняя форма государства , охватывающая главным образом две стороны : механизм государства (внутренняя структура власти , связь элементов власти в данной государственной системе) и функции государства ( методы и формы осуществления функций данной государственной власти).
“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство ,
которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы .
Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент содержания государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства в данном историческом этапе его развития . Внутренняя форма по отношению к внешней форме государства
выступает как определяющая специфику ее содержания , т.е. играет роль
взаимосвязи сущности , содержания и формы государства.
“Форма-содержание” имеет
с чисто внешней формой-явлением”
изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически определенных классов. кроме того , политический режим , как внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая может рассматриваться в качестве внешней формы .
Четкого соотношения между типом и формой государства нет .
С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и
деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму . Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед собой государство. Другими словами , категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень
народа , его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений ,
национальные особенности , природные условия проживания и другие факторы .
Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями ,профсоюзами , общественными движениями , церковью и другими организациями.
В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности, содержания и явления государства . Под формой государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы правления , формы государственного
устройства и политического режима, т.е. соответственно основным , узловым
моментам этой организации. Таким образом можно дать следующее краткое
определение формы государства :
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах
характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать
определение каждому элементу формы государства.
II . ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает
возможность уяснить:
· как создаются высшие органы государства и каково их строение;
· как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами ;
· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны ;
· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :
· монархические ( единоличные, наследственные )
· республиканские (коллегиальные
, выборные )
2.1. Монархия
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть
единолична и переходит , как правило , по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления
являются :
* существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь , король ,император , шах ) ;
* наследственный порядок преемственности верховной власти ;
* представительство государства монарха по своему усмотрению ;
* юридическая безответственность монарха .
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При
феодализме она стала основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления .
В свою очередь монархия делится на :
* абсолютную
* ограниченную ( парламентскую)
* дуалистическую
* теократическую
* парламентскую
Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .
По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным
признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения
буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого бюрократического аппарата .
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам ,которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма
приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .
Как форма правления , конституционная монархия возникает в период
становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными
признаками :
* правительство формируется из представителей определенной партии ( или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент ;
* лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
* в законодательной ,
* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
* правительство согласно конституции несет ответственность не
перед монархом , а перед парламентом .
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,
Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию
и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и
религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия ).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической
формы государственного правления .
2.2. Республика
Республика - это такая форма правления , при которой верховная власть
осуществляется выборными органами , избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются :
* существование единоличного и коллегиального главы государства ;
* выборность на определенный срок главы государства и других
верховных органов государственной власти ;
* осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению народа ;
* юридическая ответственность главы государства в случаях , предусмотренных законом ;
* обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в
Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием .