Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Государство является очень сложным социальным институтом, поэтому для его постижения особое место в отечественной теории государства и права выделяют изучению формы государства. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.ФОРМА ГОСУДАРСТВА. 6
ГЛАВА 2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. 8
2.1. Монархия 8
2.2.Республика 12
ГЛАВА 3.ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. 19
3.1.Унитарное государство 20
3.2.Федерация 21
3.3.Конфедерация 23
3.4.Межгосударственные объединения 23
ГЛАВА 4.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА. 27
4.1. Антидемократические режимы 28
4.2.Демократический режим 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

       В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

       В ряде президентских республик проявляются  тенденции, которые свидетельствуют  о возрастании власти президента, о превращении его по существу в единственный реальный институт государственной  власти. В таких республиках президент  занимает свой пост пожизненно (КНДР, Малави). Учитывая особую роль президента и  слабость парламента в некоторых  странах Латинской Америки, в  Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками.

       В условиях, когда у власти находятся  военные, возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление, а верховная власть опирается на армию.

       В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни.

       Смешанная республика – республика с элементами президентской и парламентарной республики.

       В смешанной республике наряду с сильным  президентом, в формировании правительства  участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. В связи  с этим правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом.

       Впервые смешанная республика появилась  во Франции в 1958 году по инициативе де Голля, который стремился к  сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма  в стране.

       В некоторых странах (Египет, Перу и  др.) есть должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается  правительство. При сохранении основной ответственности правительства  перед президентом устанавливается  ограниченная ответственность отдельных  министров перед парламентом, что  не свойственно для собственно президентской  республики (Уругвай, Перу, Эквадор), а  в некоторых странах устанавливается  ответственность премьер-министра и всего правительства (Египет).

       Социалистическая  республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической  революции и. по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.

       Основные  признаки социалистической республики:

    1. ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу государственной власти;
    2. высшие и местные органы объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
    3. законодательная и исполнительная власть объединена;
    4. конституционное закрепление руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

       Различают три разновидности социалистической формы правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.

       ГЛАВА 3.ФОРМА  ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

       Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.

       Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства - территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения собственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств); межгосударственные объединения.

       Форма государственного устройства показывает:

  1. из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  2. каково правовое положение этих частей;
  3. как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  4. в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

       По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на четыре основных группы:

    1. унитарное;

    2. федеративное;

    3. конфедеративное;

    4. межгосударственные  объединения.

       3.1.Унитарное  государство

       Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

       Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  1. единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
  2. действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
  3. составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
  4. унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
  5. все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы;
  6. единые вооруженные силы;
  7. одноканальная система налогов;
  8. единая денежная система;
  9. единая судебная система.                                                                                             

       В унитарном государстве административно-территориальные  единицы не обладают политической самостоятельностью.

       Как правило, административно-территориальные  единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают равное положение  по отношению к государству в  целом (симметричные унитарные государства). Если же есть регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (ассиметричные унитарные государства).

       Все унитарные государства можно  разделить на централизованные и  децентрализованные.

    1. Централизованным считается государство, в котором во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники. Например, Финляндия.
    2. Децентрализованные унитарные государства – это те, в которых высшие территориальные единицы являются строго административными, а самоуправляются лишь муниципальные территории. При этом последние избираются населением и пользуются  значительной самостоятельностью в решении вопросов местного значения.

       3.2.Федерация

 

       Федерация  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

       Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями  образования конкретной федерации  и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное  государство.

       Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

     1.Территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

  1. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
  2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.
  3. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  4. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
  5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.);
  6. Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, они лишены права сецессии.

       В зависимости от правовых оснований  образования различают:

  1. Договорные федерации (на основе договора членов федерации);
  2. Конституционные федерации (закрепление формы в конституции).

       По  принципу образования субъектов  федерации различают:

  1. Территориальные федерации (США, ФРГ, Бразилия и др.);
  2. Национальные федерации (СССР, Чехословакия, СФРЮ);
  3. Национально-территориальные федерации (Россия).

    В зависимости  от правового положения субъектов  различают:

  1. Симметричные федерации;
  2. Ассиметричные федерации.

       3.3.Конфедерация

 

       Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.

       При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

       Признаки  конфедерации:

    1. Государства-члены сохраняют суверенитет;
    2. Конфедерация имеет добровольный характер;
    3. Нет общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
    4. Акты органов конфедерации носят рекомендательный характер;
    5. Отсутствие единой армии;
    6. Отсутствие единой системы налогов;
    7. Отсутствие единого государственного бюджета;
    8. Право государств на сецессию;
    9. Сохраняется гражданство государств-членов.

       Как правило, конфедеративные государства  не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

       3.4.Межгосударственные  объединения

       Межгосударственное  объединение – это союз государств, созданный на основе договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников.

Информация о работе Форма государства