Актуальные проблемы ТГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Разнообразие определений государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Основные признаки государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Содержание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права, существующие в далеком прошлом и в настоящее время государств. И если бы наука не изучала и не обобщала все то наследие, которое нам досталось, то люди бы забывали ценный опыт прошлого поколения.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Разнообразие определений государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 5

2. Основные признаки государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Современная наука чрезвычайно разветвленная  совокупность отдельных научных  отраслей. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

  1. технические (например, механика);
  2. естественные (например, физиология);
  3. гуманитарные.

    Гуманитарные  науки изучают общество, человека, социальные

отношения и институты, формы общественного сознания, мышления и так далее.

       Юридические науки относятся к гуманитарным наукам. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды:

     - теория государства и права;

     - историко-правовые науки (история  государства и права, история  политических и правовых учений);

     - отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, финансовое право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право и так далее);

     - прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и так далее).

     Теория  государство и право тесно  взаимодействует с философией, весьма активно используя ее методы (метафизику и диалектику) и категории (сущность и явления, содержание и форму, взаимосвязь и необходимость, цель и средства и так далее). В свою очередь теория государства и права дает материал о государстве и праве для философских обобщений.

      Теория  государства и права изучает  в обобщенном виде великое множество  государств и систем права, существующие в далеком прошлом и в настоящее время государств. И если бы наука не изучала и не обобщала все то наследие, которое нам досталось, то люди бы забывали ценный опыт прошлого поколения.

      Теория  государства и права четко  изучает «законодательный процесс возникновения, функционирования и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права». Теория государства и права изучает государство и право в их единстве. Дисциплина теория государства и права вводит студентов в юридическое образование, являясь фундаментальной наукой. Развивает у студентов абстрактное и аналитическое мышление, формирует политическую и правовую культуру.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Разнообразие определений государства.

      Государство – продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени  зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно- организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

      Государство – исторически развивающееся  явление. С поступательным развитием  общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие  структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

      Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

      Немецкий  юрист Р. Моль в 1872 году писал, что  «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и проводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости».

      Заслуживает внимание то, как определяли понятие  государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин. Хвостов писал, что государство – союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

      Гумплович определяет государство как естественно  возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного  правопорядка.

        Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на социальное и правовое. Так как право – существенный элемент государства, то познание последнего невозможно без учения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом, должно занимать определенное место в самом праве, - должно существовать правовое понятие о государстве. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем права. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед Н.М. Коркунов.

      Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает».

      Марксистско-ленинская  наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса. Акцентируя внимание в основном на социально-экономических факторах, обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу  прочие подчиненные классы.

      Анализируя  буржуазное государство середины 19 века, Маркс и Энгельс отмечает, что оно есть по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист.

      Развитие  марксистско-ленинского учения о государстве  в последующее время было ориентировано  в основном на более углубленное  раскрытие классового характера государства в любых его проявления, в том числе и социалистического. В послеоктябрьский период советская философско-юридическая мысль во взглядах на государство оставалась неизменной. Государство – политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий экономический порядок и подавлять сопротивление других классов.

        В учебной литературе взгляды  на государство, его понятие  и сущность излагались в исключительно  классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой. Сущность государства заключается в том, - что господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса». А.И.Денисов, опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал, что государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть – диктатуру.

      В работах 60-70-х годов понятие государства  рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Государство – это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классового организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства. Несколько конкретизирует определение государства С.С.Алексеев, - государство рассматривается как особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

      Классовость как важнейший признак любого государства признавалась большинством советских юристов. Так В.С.Петров считает, что определение государства вообще либо определенных исторических типов в частности возможно только с учетом марксистского диалектического понятия государства, раскрывающего его классовую сущность.

      Многообразие  взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся  явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

      Познание  закономерных свойств и признаков  государства вообще, видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершеневич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название государство. Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях. 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Основные признаки  государства.

      В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет, прежде всего, вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

      Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признаки:

Информация о работе Актуальные проблемы ТГП