Актуальные проблемы молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:24, реферат

Описание работы

Во все времена молодёжь была и остаётся резервом процветания любого общества независимо от государственного устройства и уклада жизни в стране. Это одна из наиболее незащищённых категорий общества, поскольку подвержена влиянию со стороны и зачастую отрицательному. Молодёжь - в большинстве своём – это юноши и девушки, перешедшие во взрослую жизнь, но ещё не до конца утвердившиеся в своих жизненных целях и не определившиеся в своей гражданской позиции. Именно поэтому на всех уровнях власти всё острее поднимаются вопросы о проблемах, существующих у современной молодёжи. Эта проблема интересует всех: начиная учителями и преподавателями и заканчивая учёными и политиками.

Содержание

Методологический раздел программы
Описание проблемной ситуации……………………………………..3
Определение объекта и предмета СИ………………………………..5
Определение цели и задач СИ………………………………………..5
Формулировка гипотез………………………………………………..6
Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий..6
Методический раздел программы
Обоснование выборки…………………………………………………10
Обоснование методов сбора социологической информации……….10
Календарный план……………………………………………………..10
Метод обработки данных……………………………………………..10
Приложение……………………………………………………………..11
1.6 Список литературы……………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Soderzhanie.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

                                              Содержание

    1. Программа социологического исследования
  1. Методологический раздел программы
    1. Описание проблемной ситуации……………………………………..3
    2. Определение объекта и предмета СИ………………………………..5
    3. Определение цели и задач СИ………………………………………..5
    4. Формулировка гипотез………………………………………………..6
    5. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий..6
  1. Методический раздел программы
    1. Обоснование выборки…………………………………………………10
    2. Обоснование методов сбора социологической информации……….10
    3. Календарный план……………………………………………………..10
    4. Метод обработки данных……………………………………………..10
    5. Приложение……………………………………………………………..11

    1.6 Список литературы……………………………………………………...18

 

      1. Программа социологического исследования

                 1. Методологический  раздел программы

                        1.1 Описание проблемной  ситуации. 

    Во  все времена молодёжь была и остаётся резервом процветания любого общества независимо от государственного устройства и уклада жизни в стране. Это  одна из наиболее незащищённых категорий  общества, поскольку подвержена влиянию со стороны и зачастую отрицательному. Молодёжь - в большинстве своём – это юноши и девушки, перешедшие во взрослую жизнь, но ещё не до конца утвердившиеся в своих жизненных целях и не определившиеся в своей гражданской позиции. Именно поэтому на всех уровнях власти всё острее поднимаются вопросы о проблемах, существующих у современной молодёжи. Эта проблема интересует всех: начиная учителями и преподавателями и заканчивая учёными и политиками.

    Так проблемы молодёжи тесно переплетаются с понятием государственной молодёжной политики. Ильинский Игорь Михайлович(советский, российский учёный, доктор философских наук, профессор.): «Общество и государство должны рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов.»

    Опросив 1 875 молодых людей и использовав  богатейшую базу исследований прошлых  лет, социологи Научно-исследовательского центра при Институте молодежи выделили десять главных проблем российской молодежи. Это преступность, деньги, безработица, образование, досуг, здоровье, наркотики, проституция, права и Родина... Анализ проблем показывает, что они расположены в нескольких основных "измерениях" и сопряжены в первую очередь с возможностью реализации молодежью своих прав: человека, гражданина, члена общества. От реализации этих прав зависят перспективы развития и будущее России.1

    Согласно  другому социологическому исследованию  проведенному Фондом общественного  мнения среди 34 000 респондентов основными социально-экономическими проблемами волнующими молодёжь являются: рост цен на товары и услуги(66%), низкий уровень зарплаты(58%), безработица(32%), наркомания (31%), недоступность жилья(31%), алкоголизм (30%). К проблемам вызвавшим меньший интерес респондентов относятся: коррупция в органах власти (19%), ситуация в здравоохранения(16%), ситуация в сфере образования(15%), коррупция правоохранительных органах (11%).2

    Проблемы  молодёжи не исчерпываются социально-экономическими аспектами. Корень многих проблем заложен  в их психологии и отношению к миру. На первый план в совокупности выражающей основные моральные ценности молодёжи выходит индивидуализм и эгоизм. Индивидуализм сам себе не является негативной тенденцией, но вкупе с юношеским максимализмом общество получает молодёжный эгоизм, желание жить только для себя, не принимать в расчёт интересы других людей. Так почти две трети  молодых людей (60,9%) не хотят «жить, оглядываясь на мнение других». Также немаловажное значение приобретает проблема отдаления молодёжи от религии. Большинство молодых людей (54,3%) отводит религии мало места.3

    Интерес вызывает и то, какой видят молодёжь люди другого поколения. Их взгляд открывает  определённые проблемные стороны жизни  молодежи, заслуживающие внимание. Так результат проведённого в  Туле исследования показал, что более половины опрошенных считают современную молодёжь разобщенной (63,1%). Основными причинами респонденты считают неуверенность в завтрашнем дне (32,4%), копирование западных образцов жизни и поведения (25,6%), непопулярность идей патриотизма (23,6%), отсутствие объединяющей государственной идеи (21,1%).4

    Для того чтобы  у нашей страны было будущее, нужно чтобы уже сегодня  она задумывалось о том, чем живёт  молодёжь, какие проблемы стоят перед  нею. Тогда можно будет увидеть  в каком направлении должна вестись работа с молодёжью. Есть основные проблемы стоящие наиболее остро сегодня: алкоголизм и наркотики, бездуховность и безнравственность. К решению этих проблем подключается всё больше и больше людей. Но этими аспектами не исчерпываются проблемы молодёжи. Именно поэтому должны вестись исследования в этом направлении.

    В данной работе исследование проводилось  на примере студентов АГНИ и учащихся техникума. 

                               1.2 Определение объекта и  предмета

                                социологического исследования.

Объект социологического исследования:

молодежь (студенты АГНИ и учащиеся техникума).

Предмет социологического исследования:

актуальные  проблемы современной молодежи. 

                                 1.3 Определение цели и задач

                                   социологического исследования.

Цель  социологического исследования:

изучение  проблем современной молодежи. 

Задачи  социологического исследования:

  1. Выявление ценностных ориентаций современной молодежи (факторы жизненного успеха)
  2. Определение частоты возникновения конфликтов с участием респондентов.
  3. Выявление актуальных проблем:

    а) современной  российской молодежи

    б)  для самого респондента 

  1. Выявление представления молодежи о самой себе.
  2. Выявление социлогического настроения респондентов и социальных институтов, придающих уверенность в будущем.
  3. Определение представления респондентов о патриотизме и меры его развития в российском обществе.
  4. Выявление оценки респондентами деятельности Российского государства по решению актуальных проблем российской молодежи.
  5. Формирование мер, на основе мнений респондентов по решению актуальных проблем молодежи.

                                         1.4 Формулировка гипотез.

  1. Главной проблемой молодежи является проблема межличностных отношений (проблема в общении с друзьями, непонимание со стороны родителей и т.д.)
  2. Учащиеся отрицательно относятся к радикальным методам решения проблем (суициды, употребление наркотиков и т.д.)
  3. Учащиеся не задумывается о проблемах завтрашнего дня, своего будущего.
 

1.5 Теоретическая интерпретация основных понятий. 

Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности.

В более  узком, социологическом, смысле М. — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.5

Ценности  - то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное , истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности не только духовные, но и чувственные, витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека , культуры и общества. Но истину, добро и красоту не следует сводить к пользе. Такие попытки приводят к "смутному времени в царстве ценностей, из которого нет другого выхода, кроме возвращения к [их] тройственной державе" (Г.Федотов). Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный характер. Ценности необходимы для различия целей, которые ставит перед собой воля в деятельности и поступках человека; их место в мотивации - глубже целей и интересов. По М.Шелеру, ценности не следует отождествлять с эмпирической природой разных благ, с "ценными вещами" и пр. Шелер относил к ценностям истинное, благородное, прекрасное, доброе, а также святое; они априорны, познаются в созерцании "мира ценностей" и иерархически упорядочены. Высшую ценность - святое - многие современные мыслители, в отличие от Шелера, предпочитают выводить за пределы иерархии "мира ценностей", называя нередко абсолютной ценностью;

 значимые для человека вещи : жизнь, смерть, любовь , ненависть , несчастья и т.п. и т.д.;

 характеристики  объектов и процессов мира, имеющих  положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными или духовными, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразном и т.д. Позитивные ценности, восхождение человека к ним есть проявление его духовности. Мудрость занимает особое место в системе ценностей как способ их осознания, понимания их иерархии, доминантности. Мудрость составляет сердцевину духовной культуры человечества.6

Ценностные  ориентации — этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации;

 основания, по которым личность или группа "выстраивает" воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости. Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.7

Отношения межличностные — объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, "задает" определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности.

Межличностные отношения, с одной стороны, определяют психологические особенности, степень интенсивности и "знаковую" направленность целого комплекса аттитюдов, диспозиций, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей, а с другой — выступают в качестве той стимульной определяюще-отправной платформы, которая и формирует именно этот, а не какой-то иной характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и при этом в конкретных условиях совместной деятельности и общения8

Взаимопонимание — способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, организациями, странами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон.

 Взаимопонимание  является показателем социально-психологического  общения и имеет исключительное  значение для групповой, общей  деятельности людей. Объективной  основой взаимопонимания выступает общность интересов, близких и отдаленных целей, взглядов. Взаимопонимание конкретно реализуется через взаимовосприятие вербального и невербального поведения. Взаимопонимание между отдельными людьми предполагает межличностное познание друг друга. Это познание является сложным и динамичным процессом. Его структурные элементы: восприятие внешнего облика; предположительное соотнесение внешних признаков с личностными качествами; объяснение поведения, поступков, формирование первого впечатления; становление ряда образов о другом человеке; понимание личности другого.9

Информация о работе Актуальные проблемы молодежи