Актуальные проблемы ТГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Разнообразие определений государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Основные признаки государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Содержание

Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права, существующие в далеком прошлом и в настоящее время государств. И если бы наука не изучала и не обобщала все то наследие, которое нам досталось, то люди бы забывали ценный опыт прошлого поколения.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
    1. совокупность людей – народ;
    2. господствующую над ними власть;
    3. территорию как предел действия этой власти.  

      Во  взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории. В то же время, отмечают Шершеневич и Кокошкин, каждый из характерных признаков государства сам представляет сложное понятие и поэтому требует самостоятельного исследования.

      Марксистский  взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Автор выделяет следующие общие признаки, присущие государственно-организованному обществу:

    1. Разделение подданных государства по территориальным единицам.
    2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.
    3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.

      Отвлекаясь  от содержательного анализа общих  признаков государства, выделенных и обоснованных представителями различных научных направлений, в целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу. Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от догударственной организации власти характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории.

      Одновременно  с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различного рода общественные движения), которые также оказывают значительное влияние на картину общественной жизни. В этой связи важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества, как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества, типизировать особенности государств различных исторических период, решить вопрос о преемственности прежних  государственных институтов в современных условиях.

      Государство в реальной действительности – это  государство определенной ступени  общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся  на более ранних или более поздних  ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обосабливая его тем самым от других общественных образований. Каковы эти признаки?

      Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порождает социальный институт – гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов  - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредовано связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деяния внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств.

        Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.

      Территория  не общественное, а естественное условие  существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

      Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными  предпосылками возникновения и  существования государства. Не может  быть государства без территории, как не может быть государства без населения.

      Во-вторых, государство – это особая организация  политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

      Разнообразные по своему строению и задачам части  государственного механизма объединяются общим назначением: обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе, и карательные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.

      Механизм  государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного  развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.

      В-третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных, органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводить в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).

      В-четвертых, государство представляет собой  суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.

      Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

      Суверенитет – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем:

      - в универсальности – только  решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

      - в прерогативе – возможности  отмены и признания ничтожным  любого незаконного проявления  другой общественной власти ;

      - в наличии специальных средств  воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

      Верховенство  государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при  решении разнообразных вопрос государственной  и общественной жизни. В суверенитете государства свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

      При известных условиях суверенитет  государства совпадает с суверенитетом  народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

      Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществляли свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации,- государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

      Государство представляет собой особую публичную  власть, не сливающуюся с обществом, отдельную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые  занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне, таким образом, можно говорить не только об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.

      Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Различные налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Данная характеристика государства производна от его понимания как публичной власти, однако в теории государства и права еще с прошлых лет сложилась традиция указывать право на сбор налогов в числе основных признаков государства. Это право  и соответствующая ему обязанность нашли свое отражение и в конституциях современных государств (например, ст. 57 Конституции Российской Федерации).

      Власть  государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, существовавшей в первобытном  обществе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их места нахождения. То же самое можно сказать в отношении власти самых различных общественных организаций, объединяющих людей по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам, а не по территориальному.

      Государство обладает суверенитетом. Суверенитет  – это верховенство власти внутри страны и независимость ее вне страны. Суверенная власть понимается как власть верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, всеобщая. Суверенитет – это одна из характеристик власти, которой, обладает государство. Суверенитет власти государства означает ее верховенство и независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся как в пределах, так и за пределами территории государства. Из этих двух признаков, составляющих суверенитет, долгое время говорили в основном о втором: независимости, неподчинении государства как суверена любому надгосударственному образованию или другому государству.

      Суверенитет государства выражается: в самостоятельности  принятия решений в области внутренней и внешней политики; в распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются (то есть в универсальности – часто используют именно такой термин); возможности отмены решений иных властей (то есть в прерогативе).

      С юридической точки зрения суверенитет  проявляется:

      В исключительном праве на издание  законов, других нормативных актов, правоприменительных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений;

Информация о работе Актуальные проблемы ТГП