Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:08, контрольная работа
Административная ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается.
– принцип
своевременности (состоит в том, что ответственность
за административное правонарушение должна
наступать максимально
быстро).
С учетом перечисленных принципов административной ответственности можно определить Цели административной ответственности:
1. защита правопорядка;
2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
3.
восстановление социальной
4.
предупреждение совершения
Цели административной ответственности опосредуются через функции, которые они выполняет:
1. штрафная (карательная) ответственность – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
2.
воспитательная
3.
компенсационная
Основания административной ответственности:
Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.
Процессуальное
основание административной ответственности
– вынесение в установленном
порядке уполномоченным субъектом
постановления (решения) о привлечении
к административной ответственности.
3.
Законодательство
об административной
ответственности
В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законодательство об административной ответственности – система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности8.
Система законодательства об административных правонарушениях состоит:
1. КоАП;
2.
законы субъектов РФ об
К
ведению Российской Федерации в
области законодательства об административных
правонарушениях относится
1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2.
перечня видов
3.
административной
4.
порядка производства по делам
об административных
5.
порядка исполнения
Задачи законодательства об административных правонарушениях:
– защита личности;
– охрана прав и свобод человека и гражданина;
– охрана здоровья граждан;
– охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– защита общественной нравственности;
– охрана окружающей среды;
– охрана установленного порядка осуществления государственной
– власти;
– защита общественного порядка и общественной безопасности;
– защита собственности;
– защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
– защита общества и государства;
– предупреждение административных правонарушений.
Действие законодательства об административной ответственности различается:
– во времени;
– в пространстве;
– по кругу лиц.
Действие законодательства об административной ответственности во времени:
1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
2.
закон, смягчающий или
3.
закон, устанавливающий или
Действие
законодательства об административной
ответственности в
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.
Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:
1. общего действия (распространяется на все субъекты);
2. специального действия.
При этом выделяются виды специальных субъектов:
– несовершеннолетние;
– должностные лица;
– военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
– иностранные граждане и лица без гражданства;
– юридические лица Российской Федерации;
– индивидуальные предприниматели;
– иные
лица, в отношении которых предусмотрены
какие-либо статутные особенности (родители,
лица их замещающие, ранее при
влеченные к административной ответственности).
4.
Освобождение от
административной
ответственности
и ее исключение
по действующему
российскому законодательству
Правонарушение – это деяние всегда виновное, т.е. умышленное или неосторожное.
В теории права существуют основания исключения юридической ответственности и освобождения от юридической ответственности за совершенное правонарушение. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения (точнее даже – объективно противоправного поступка) ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.
Обстоятельства,
исключающие административную ответственность,
– установленные
Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответственность, являются:
1.
Возраст, по достижении
2.
Крайняя необходимость –
3.
Невменяемость – состояние,
Так, если нет хотя бы одного из элементов состава правонарушения, то нет и самого правонарушения, а без правонарушения не может быть и ответственности за него.
Вменяемость
же лица, привлекаемого к
Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии улица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (это интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект).
Несколько сложнее дело обстоит при наличии некоторых обстоятельств, исключающих общественную опасность совершенного противоправного деяния (непреодолимая сила, необходимая оборона и крайняя необходимость).
К обстоятельствам непреодолимой силы относятся обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения. К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр. А вот крайняя необходимость – это в некотором роде оценочные характеристики, зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения.
Крайняя необходимость – это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в статье 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом.