Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:54, реферат
Меры административного принуждения разнообразны по своим характеристикам, их достаточно большое количество, и главное, отсутствует единообразное правовое регулирование этих мер. В связи с этим представляется весьма полезной классификация мер принуждения, которая может осуществляться по самым различным основаниям.
Виды мер административного принуждения
Меры административного принуждения разнообразны по своим характеристикам, их достаточно большое количество, и главное, отсутствует единообразное правовое регулирование этих мер. В связи с этим представляется весьма полезной классификация мер принуждения, которая может осуществляться по самым различным основаниям.
Государственное принуждение в зависимости от непосредственного объекта воздействия подразделяют на физическое или психическое принуждение (Козлов. Ю.М., Попов Л.Л.). Бахрах Д.Н. полагает, что этот критерий позволяет подразделить принуждение на психическое, материальное, организационное и физическое воздействие.
История развития. До 50-х годов все меры административного принуждения делились на две большие группы: административные взыскания и иные меры административного принуждения (иногда их еще называли мерами социальной защиты или мерами административного воздействия).
В 1956 г. была предложена
новая, трехчленная классификация
мер принуждения. М.И. Еропкин, основываясь
на исследованиях С.С. Студеникина
и И.И. Евтихиева, исходил из того,
что каждый раз характер конкретной
меры принуждения определяется в
зависимости от специфики обеспечиваемых
правовых отношений в сфере
В соответствии с
этим критерием были выделены три
вида мер административного
- административные взыскания,
- меры административного пресечения,
- административно-
Эта классификация
была далее использована Г.Т. Агеенковой,
которая для отграничения мер
административного пресечения от мер
уголовно-процессуальных предложила учитывать
характер юридических фактов, вызывающих
к жизни охранительное
Таким образом, необходимо учитывать весь комплекс факторов, влияющих на применение той или иной меры:
- во-первых, это характер юридических фактов, вызывающих к жизни охранительное правоотношение,
- во-вторых, непосредственная цель применения меры принуждения,
- в-третьих, способ защиты правопорядка.
Пример: ст. 85 Воздушного Кодекса РФ (ВК РФ) предусматривает в целях обеспечения безопасности полета, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа предполетный досмотр, закрепляя право уполномоченных должностных лиц на его проведение и обязанность пассажиров пройти данный досмотр.
Это типичная профилактическая мера
(или мера предупредительного характера),
цель которой - предупредить возможное
наступление вредных
За совершение данного правонарушения, а именно, за нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте ст. 11.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа. Это мера административной ответственности, цель которой - наказать правонарушителя, основание - факт административного правонарушения, способ охраны - административно-правовой, правовое регулирование - нормы КоАП РФ.
Таким образом, меры административного принуждения весьма многообразны, различаются по целям, основаниям применения, порядку и условиям применения, правовому регулированию и правовым последствиям.
Значение для практики. Классификация, построенная на прочной научной основе, позволяет определить место и роль той или иной меры административного принуждения в системе средств охраны общественных отношений, правильно осуществлять правовое регулирование и применение.
Пример. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. В Мордовии был принят закон «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью», в котором было предусмотрено право органов внутренних дел осуществлять задержание в административном порядке по согласованию с прокурором членов организованных преступных групп сроком до 30 суток. Несмотря на название, фактически данная мера является «по своей сути, основаниям, режиму исполнения и наличию в ней элементов наказания» мерой, имеющей уголовно-правовую и уголовно-процессуальную природу. Административное задержание как мера административного принуждения должно иметь целью пресечение административного правонарушения, но не преступления. Из этого вытекают весьма серьезные выводы о том, что данный субъект РФ своим законом вторгся в предметы ведения Российской Федерации, поскольку административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, уголовное же и уголовно-процессуальное право относится к предметам ведения Российской Федерации.
Виды
мер административного
К классической триаде
мер административного
Бахрах Д.Н. – 3 вида: меры пресечения (меры обеспечения), меры ответственности, восстановительные меры.
Характеристика видов мер по традиционной классификации
1. Меры административного
предупреждения или административно-
Они применяются
в целях охраны государственных
и общественных интересов, безопасности
граждан как средство предотвращения
возможных вредных последствий
либо правонарушений. Поскольку угроза
общественным и личным интересам
и причинение им ущерба могут возникнуть
вследствие не только правонарушений,
но и стихийных бедствий, действий
психически больных лиц и т.п.,
постольку государство
Юридическим фактом (основанием), вызывающим к жизни применение этой меры принуждения является не правонарушение, а наступление особых условий, предусмотренных гипотезой нормы права.
Цель их применения - защитить общественные отношения от потенциальной угрозы, от причинения им вреда, от возможного правонарушения.
Способ охраны правопорядка - применение государственно-властных полномочий, например, право сотрудников милиции беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и организаций, осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, оцеплять участки местности, производить досмотр транспортных средств и т.д.
Правовое регулирование – Закон о милиции, законодательство о чрезвычайном и военном положении и т.п.
Виды:
а) меры, направленные
на предупреждение правонарушений (административный
надзор милиции, таможенный досмотр
и т.д.), меры, препятствующие уклонению
соответствующих субъектов от исполнения
их обязанностей (реквизиция, принудительное
освидетельствование и пр.), меры
лечебно-предупредительного характера
(лечение опасных
б) другие ученые предлагают
выделить четыре группы мер, добавляя
к уже указанным еще одну группу
- меры, применяемые в целях
в) другая классификация – административные ограничения и административные действия. Ограничения – карантин при эпидемиях, закрытие участков границы, дороги или улицы для движения транспорта. Действия – вхождение сотрудников милиции в жилые и служебные помещения, истребование необходимых документов, предполетный досмотр, медицинское освидетельствование и т.д.
Как уже говорилось,
этот вопрос до сих пор остается
дискуссионным. Д.Н. Бахрах, возражая против
отнесения данной меры к принудительным
средствам, отмечал, что «речь идет
о запретах совершать определенные
действия. Все эти запреты есть
не что иное, как нормы права, регулирующие
поведение граждан путем
В современных условиях
количество этих мер еще больше возросло,
при наличии чрезвычайных обстоятельств
или иных случаев государственные
и муниципальные органы для обеспечения
общественного порядка
Административно-
1. Требовать от
граждан и должностных лиц
прекращения административного
правонарушения, удалять граждан
с места совершения
2. Проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;
3. Проверять у
физических и юридических лиц
разрешения (лицензии) на совершение
определенных действий или
4. Вызывать граждан
и должностных лиц по делам
и материалам, находящимся в производстве
милиции; подвергать приводу в
случаях и в порядке,
6. Задерживать и
доставлять в специальные
7. Задерживать и
доставлять в приемники-
8. Доставлять в
медицинские учреждения либо
в дежурные части органов
9. Применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
10. Входить беспрепятственно
в жилые и иные помещения
граждан, на принадлежащие им
земельные участки, на
Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов.
Ст. 15 Закона о милиции регулирует порядок и пределы применения и использования специальных средств и оружия.
Меры административного пресечения (меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении по терминологии КоАП РФ– гл. 27 КоАП РФ).
Несколько непосредственных целей применения: а) для принудительного прекращения (пресечения) административного правонарушения; б) для пресечения преступного посягательства (иногда); в) для обеспечения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении и применения административной ответственности.
Примеры: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, осмотр помещений и территорий (юридических лиц), досмотр транспортного средства, оценка стоимости вещей, задержание транспортного средства, отстранение от управления, медицинское освидетельствование, арест товаров, привод.