Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат
Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.
62.Гигиенические требования к
учебникам, учебным пособиям.
Гигиена учебных пособий - это в основном
гигиена зрения. Нарушение гигиенических требований
к внешнему оформлению книг вызывает напряжение
зрения, утомление глаз и может вести к
стойким изменениям в строении и функциях
органов зрения (близорукость ит. д.) и
ухудшению качества учебной работы школьников.
При чтении книг с мелкой, неразборчивой
печатью учащиеся быстрее утомляются.
Основные гигиенические требования к
книге и учебным пособиям сводятся к следующему:
а) внешнее оформление книги (пособия)
должно обеспечивать полную ясность зрительного
восприятия для нормального глаза;
б) величина букв и других знаков должна
быть такой, чтобы основные детали их были
видны под углом зрения в 1 градус;
в) размер букв и изображений должен учитывать
расстояние, на котором читается книга
(30-35 до 50 см) или рассматривается классное
пособие, демонстрируется опыт (8-10 м);
г) буквы и изображения должны чётко вырисовываться
на окружающем фоне, не требуя повышенной
освещённости места занятий или приближения
глаз к книге (пособию);
д) книга и пособие по своему оформлению
должны быть красивыми, аккуратными и,
в частности, побуждать детей к соблюдению
гигиенических привычек при обращении
с ними (брать книгу чистыми руками, не
класть на загрязнённый стол и т. д.).
Сведения о гигиене книги и учебных пособий
учителю следует использовать в учебно-воспитательной
работе с учащимися, при демонстрации
пособий, оформлении таблиц и пр.
Книга, полностью удовлетворяющая гигиеническим
требованиям, не предостережёт детей от
чтения её в неудобной позе или при недостаточном
свете, если учитель не будет вести соответствующей
воспитательной работы с учащимися. С
другой стороны, надо воспитывать у детей
бережное обращение с книгой, например,
надо приучать детей не оставлять книг
и пособий открытыми, особенно на солнце:
от света бумага желтеет и уменьшается
контрастность фона и бумаги. Запачканная
книга не только представляет плохой пример
в воспитательном отношении, но может
быть причиной распространения инфекции.
Гигиенические требования
к учебным и наглядным пособиям. Наглядное
пособие не достигает своей основной цели,
если оно плохо видно ученикам. Недопустимо,
чтобы пособие вызывало напряжение зрения
при разглядывании его.
Печатные и самодельные пособия отчётливо
видны ученикам в том случае, когда они
состоят из элементов, каждый из которых
виден под углом 1 градус.
Пособие должно быть без напряжения видно
с задних рядов (в классе - 8 м, в учебных
лабораториях - 10 м). При простых формах
шрифта высоту букв для классного пособия
надо предусматривать не менее, чем в 3,5
см, а для каждого элемента изображений
и других знаков - не менее 3,5 мм.
Надписи на картах и таблицах должны отстоять
друг от друга не менее, чем на двойную
высоту букв.
Географические и исторические карты
и другие аналогичные пособия должны раскрашиваться
прозрачной краской небольшой насыщенности.
Рисунки на наглядных пособиях следует
делать достаточными по величине, вполне
чёткими.
Основные требования к
школьно-письменным принадлежностям. Высокое качество тетрадей, перьев,
ручек, чернил, карандашей имеет весьма
существенное значение как в педагогическом,
так и в гигиеническом отношении.
Размер тетрадей принят следующий: 170 мм (ширина) на 210
мм (высота). Принятая разлиновка тетрадей
имеет своей задачей облегчить детям овладение
правильными начертаниями букв и направлением
строки. Линии делаются чёткими, голубого
цвета, не слишком яркими, раздражающими
глаза, и не бледными, обусловливающими
напряжение зрения.
Расстояние между линиями обеспечивает соответствующую высоту
букв в тетрадях: в первом классе 8 мм, во
втором классе 5 мм и 4 мм.
В третьем классе, чаще всего со второй
половины его, дети переходят к письму
по одной линейке с расстоянием (интервалом)
между строками в 10 мм, а в пятом и последующих
классах 8 мм.
Наклонные линии(под углом в 65° к горизонтали)
помогают ученику выработать навык слегка
наклонного почерка, наиболее удобного
для связного и беглого письма.
Поля в тетрадях выделяются шириной в 2,5-3,0 см. Они создают возможность
отдыха для глаз при письме и чтении и
удобны для внесения и исправления записей
учителя. Длина строки тетради делается
14 см, не считая полей. Более длинная строка
потребовала бы излишней работы глазных
мышц для приспособления глаза к рассматриванию
изображений, находящихся в разных местах
длинной строки.
Карандаши надо советовать детям покупать средней
твёрдости (№ 2, В и НВ). Стержень карандаша
изготовляется из измельчённого графита
и должен быть насыщенного чёрного цвета.
Твёрдые карандаши требуют значительных
усилий при письме, дают бледные, мало
различаемые знаки и потому (с точки зрения
гигиены) не могут быть рекомендованы
для школьного употребления.
Использование пеналов (для хранения и
переноски ручек, перьев, карандашей) приучает
детей к аккуратности, чистоте и порядку.
Резинки. У учащихся иногда появляется манера
смачивать слюной резинку и графит карандаша;
учитель должен бороться с этой антигигиенической
привычкой.
Классные мелки всего удобнее величиной
85 и 15 мм, белого цвета, средней твёрдости.
Они дают сочную контрастную черту. Полезно
перед употреблением обёртывать бумагой.
Использование в школах цветного мела
допускается в тех случаях, когда это является
важным в педагогическом отношении: для
выделения частей слова или буквы на уроках
грамматики, при черчении диаграмм, при
нанесении кривых, в стереометрии и т.
п.
63. основные задачи и гигиенические принципы физического воспитания учеников
Физическое воспитание — это организованный
процесс воздействия на человека физических
упражнений, природных факторов, гигиенических
мероприятий с целью укрепления его здоровья. Основные задачи физического воспитания:
Физическое воспитание подростков — система, включающая основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение и различные формы и средства физического воспитания. Основное обучение включает занятия или уроки физической культуры, дополнительное — должно быть представлено физкультурно-оздоровительными и физкультурно-спортивными мероприятиями. Основной и дополнительный виды обучения являются обязательными для режима дня детей и подростков, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях, и осуществляют дифференцирование в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности детей.
Факультативное обучение является не обязательным, с точки зрения его организации в образовательных учреждениях, но важным в плане повышения двигательной активности подростков, коррекции нарушений в их здоровье, спортивной подготовке. Данный вид обучения должен быть представлен внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам, в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия).
Самостоятельное обучение — индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием средств физического воспитания.
В образовательных учреждениях
разного типа используют как основную
форму занятий урок физической культуры.
Дополнительными формами
• гимнастика до учебных занятий;
• физкультурные минутки во время уроков;
• физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах;
• ежедневный час здоровья в группах продленного дня.
Факультативное обучение включает:
а) спортивную тренировку: кружки физической культуры; спортивные секции; группы общей физической подготовки;
б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: ежемесячные дни здоровья и спорта; внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты;
в) лечебно-оздоровительные
Самостоятельное обучение включает подвижные игры с друзьями, старты всей семьей, экскурсии и походы с друзьями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоятельную тренировку по индивидуальному плану.
Физическая культура и спорт оказывают всестороннее влияние на организм подростков, в том числе на трудовые, профессионально значимые функции и качества.
Профессионально-прикладная физическая
подготовка (ППФП) — специализированный
педагогический процесс, обеспечивающий
развитие и совершенствование
сопутствующую — в 10-11-х
классах. Преимущество остается за сочетанием
вариантов использования ППФП.
Физическое воспитание
подростков осуществляется в соответствии
со следующими гигиеническими принципами:
• дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности подростков;
• систематичность занятий, постепенное
увеличение нагрузок и комплексное
использование разнообразных
• создание полноценных условий внешней среды во время занятий физкультурой.
Основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные факторы, массаж, личная гигиена.
Организация физического воспитания
учащихся в общеобразовательной
школе определяется учебной программой
по физической культуре и программой
занятий с учащимися, отнесенными
по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе, и другими
документами. Содержание уроков физической
культуры определяется программой отдельно
для учащихся 1-4, 5-9,
10-11-х классов. Программы для 10-11-х классов
составлены с учетом пола.
В режиме учебного дня должны предусматриваться
не менее 2 (3) уроков по физической культуре
продолжительностью 45 мин. в неделю,
утренняя зарядка, физкультурные паузы
на уроках, подвижные игры на переменах,
ежедневный физкультурный час в
режиме групп продленного дня. Во
внеурочное время планируются проведение
спортивных праздников
(День физкультуры. День здоровья и т.д.)
и занятия в спортивных секциях.
Уроки (занятия) физической культурой имеют научно обоснованную структуру и продолжительность. В структуре урока (занятия) выделяют три части — вводную, основную, заключительную.
Задача вводной части урока
— создать у подростков эмоциональное
настроение, активизировать их внимание,
постепенно подготовить организм к
предстоящей повышенной физической
нагрузке. В этой части урока должны
быть построение, ходьба с выполнением
дыхательных упражнений, упражнения
для профилактики нарушений опорно-
Задача основной части урока
— обучение основным двигательным
навыкам и их закрепление, развитие
физических качеств, тренировка различных
мышечных групп и совершенствование
физиологических функций
Задача заключительной части занятия физической культурой — обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у подростков. Обязательными элементами заключительной части урока являются ходьба с выполнением дыхательных упражнений и подведение итогов урока. Продолжительность этой части занятия 3-5 мин.
Важным фактором является достаточность нагрузок для подростков, которая может определяться моторной плотностью уроков физической культуры (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и обшей продолжительности занятий, в процентах) и должна составлять 60-80%. На занятиях физкультурой должны использоваться современное, исправное оборудование и спортивный инвентарь, в том числе тренажеры.
64. отдельные формы физического
воспитания учеников и их
1. Урок физической
культуры.
а) является самой массовой формой организованных,
систематических и обязательных занятий
школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной
государственной программы, рассчитанной
на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога
при учете возрастно-половых и индивидуальных
особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному
физическому совершенствованию всех учащихся
вне зависимости от их двигательных способностей,
спортивных результатов, распределения
на медицинские группы и т.д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной
школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45
мин каждый. Их основное содержание - двигательная
деятельность.
2. Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня.
^ Утренняя
гимнастика до учебных занятий. Ее цель - способствовать организованному
началу учебного дня, улучшению самочувствия
и настроения, повышению работоспособности
учащихся на первых уроках. Основа гимнастики
до занятий - это комплексы из 7-9 физических
упражнений динамического характера,
воздействующих на различные мышечные
группы, выполняемые в течение 6-7 мин (в
младших классах - не более 5-6 мин). Комплексы
упражнений обновляются через 2-3 недели,
т.е. 2-3 раза в четверти. Утренняя
гимнастика проводится на открытом воздухе,
а при неблагоприятной погоде - в помещении
(в проветренных коридорах, рекреациях).
Общее руководство и организацию утренней
гимнастики осуществляет учитель физической
культуры. Ему помогают учителя-предметники,
ведущие первый урок в данном классе.
физкультминутки
и физкультпаузы на уроках. Их цель - снятие «томления, повышение
продуктивности умственной или физической
работы, предупреждение нарушения осанки.
Физкультминутки проводятся на общеобразовательных
уроках при появлении первых признаков
утомления (нарушения внимания, снижения
активности и т.п.) под руководством учителя
или физорга. Время начала физкультминутки
определяет педагог, проводящий урок.
Комплексы физкультминуток состоят из
3-5 упражнений (потягивания, прогибания
туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы
и приседы с различными движениями руками),
повторяемых по 4-6 раз. Продолжительность
выполнения комплекса упражнений 1-2 мин.
В старших классах проводятся физкультпаузы
во время занятий в учебно-производственных
мастерских (на уроках труда).
^ Игры и физические
упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством
активного отдыха, укрепления здоровья
и восстановления работоспособности учащихся
в процессе учебного дня. Важными условиями
проведения физических упражнений и игр
на перемене являются наличие хорошо заранее
подготовленных мест занятий, достаточное
количество инвентаря и оборудования.
Как правило, во всех играх дети участвуют
добровольно, по желанию.
^ Ежедневные
физкультурные занятия в группах продленного
дня (спортивный час) направлены
на решение следующих задач: укрепление
здоровья; закаливание организма учащихся;
повышение уровня физической и умственной
работоспособности; под-Держание ее устойчивости
на протяжении всего учебного года; совершенствование
двигательных умений и навыков, изученных
на уроках физической культуры; формирование
умений и воспитание привычки самостоятельно
заниматься физическими упражнениями.
3. Внеклассные формы
организации занятий. К внеклассным формам физического
воспитания школьников относятся: 1) спортивные
секции по видам спорта; 2) секции общей
физической подготовки; 3) секции ритмической
и атлетической гимнастики; 4) школьные
соревнования; 5) туристские походы и слеты;
6) праздники физической культуры; 7) дни
здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных
форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать
успешному и полному овладению материала
программы по предмету «Физическая культура»;
б) удовлетворять интересы школьников
к занятиям массовыми видами спорта и
на этой основе выявлять детей, имеющих
хорошие способности к занятиям определенными
видами спорта; в) обеспечивать здоровый,
активный, содержательный отдых. Содержание
занятий в различных формах внеклассной
работы определяется с учетом возраста,
пола и интересов школьников.
Формы организации
физического воспитания детей школьного возраста.