Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат
Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.
Физическое
воспитание учащихся колледжей профессионального
образования и средних специальных учебных заведений
Задачи физического
воспитания. В процессе физического
воспитания учащихся решаются следующие
основные задачи:
-формирование осознанной потребности
в физической культуре, здоровом образе
жизни;
-обучение прикладным двигательным умениям
и навыкам, необходимым в жизни и конкретной
трудовой деятельности и при прохождении
военной службы;
-всестороннее развитие физических качеств
и обеспечение на этой основе крепкого
здоровья и высокой работоспособности
учащихся;
-совершенствование в избранном виде спорта.
Добиться практического решения поставленных
задач возможно путем систематического
использования средств физического воспитания:
физических упражнений, оздоровительных
сил природы (солнца, воздуха, воды) и гигиенических
факторов.
Основные разделы
программы физического воспитания.
Программа предусматривает проведение
занятий с учащимися по следующим трем основным
разделам.
1.Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания
на уроках физической культуры следующие.
Гимнастика. В нее входит
изучение строевых, общеразвивающих, акробатических
упражнений, упражнений на гимнастических
снарядах.
^ Легкая
атлетика. В нее входят
разновидности бега, прыжков, метаний.
Спортивные игры
включают в себя занятия по баскетболу,
волейболу, футболу, ручному мячу (гандболу).
В течение всего срока обучения в профессиональном
училище учащиеся должны овладеть техникой
и тактикой одной из спортивных игр. Выбор
спортивной игры зависит от условий, которыми
располагает учебное заведение, специализации
преподавателя и желания учащихся. Рекомендуется
принимать во внимание профессионально-прикладную
значимость спортивной игры.
^ Лыжная
подготовка предусматривает
изучение различных способов передвижения
на лыжах и развитие физических качеств.
Проводится в виде урока длительностью
до 90 мин.
Плавание как обязательный
вид физической подготовки учащихся предусматривает
изучение различных способов плавания
и развитие физических качеств. Отмена
занятий по плаванию возможна только при
полном отсутствии условий в районе расположения
учебного заведения.
^ Единоборства
(юноши). В целях повышения уровня
военно-прикладной подготовленности юношей
предусматривается изучение элементов
из различных видов борьбы и других единоборств.
^ Элементы художественной,
ритмической гимнастики (девушки).
° художественной гимнастике осваиваются
упражнения без предмета, с предметами,
упражнения с элементами акробатики. В
ритмическую гимнастику включаются комплексы
упражнений (в зависимости от года обучения
от 14 до 24 упражнений), которые выполняются
в аэробном режиме под музыкальное сопровождение.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия
в режиме учебного дня. Вводная гимнастика проводится в течение 5-7 мин
перед началом работы в мастерских и на
производстве. Она стимулирует функциональные
возможности организма до уровня, обеспечивающего
быстрое вхождение в работу и высокую
работоспособность учащихся в течение
дня. Комплекс состоит из 6-8 общеразвивающих
упражнений.
^ Физкультурная
пауза проводится в течение 3-5
мин в учебных мастерских и на производстве
в середине учебного или рабочего дня,
а также после утомительной работы, длительных
неподвижных или ограниченно подвижных
поз, вызывающих чрезмерное напряжение
отдельных групп мышц и психических процессов.
Она предупреждает утомление и восстанавливает
работоспособность учащихся. Комплекс
состоит из 5-7 упражнений.
^ Физические упражнения
на длинных (подвижных) переменах.
Применяются комплексы физических упражнений
оздоровительной направленности, игры
под музыку, комплексы упражнений игрового
характера и др.
3. Физическая культура во внеучебное
время.
^ Занятия в группах
(секциях) общей физической подготовки.
Основными задачами занятий являются
рациональное использование свободного
времени, укрепление здоровья и профилактика
заболеваний, разностороннее физическое
развитие, улучшение двигательной функции
и повышение общей работоспособности.
В процессе тренировочных занятий используются
гимнастические, акробатические и легкоатлетические
упражнения, бег на лыжах, спортивные игры,
плавание, занятия на тренажерах и др.
^ Занятия в спортивных
и туристских секциях. В спортивных
секциях учащиеся повышают свое спортивное
мастерство, готовятся к выполнению разрядных
норм и требований в избранном виде спорта
и к участию в спортивных соревнованиях
как внутри учебного заведения, так и в
проводимых вышестоящими спортивными
организациями.
В секции туризма проводятся практические
занятия с учащимися по обучению приемам
туристской техники и тактики, а также
туристские соревнования, зачетные и тренировочные
походы-занятия в секциях проводятся 2-3
раза в неделю по 1,5 ч. Самостоятельные
занятия физическими упражнениями дополняют уроки
физической культуры. В процессе самостоятельных
занятий учащиеся совершенствуют физические
качества и двигательные навыки, закрепляют
теоретический и практический материал
по предмету, готовятся к сдаче учебных
нормативов. Содержание самостоятельных
занятий разрабатывается с учетом физической
подготовленности конкретного учащегося,
а их эффективность проверяется преподавателем
на уроках физической куль
Структура
урока и характеристика его
частей. Каждый урок
физической культуры состоит из трех функционально
связанных составных частей: подготовительной,
основной, заключительной. В начале нагрузки
организм преодолевает инерцию покоя
за счет постепенного повышения функциональной
работоспособности своих органов и систем.
Это называется фазой врабатывания, которая
соответствует подготовительной части
урока. Затем достигнутый уровень функциональной
работоспособности определенное время
сохраняется с небольшими колебаниями
в сторону ее увеличения и снижения. Это
называется фазой устойчивой
работоспособности, которая соответствует
основной части урока. По мере расходования
функциональных резервов рабочих органов
и систем организма (сердечно-сосудистой,
дыхательной, мышечной и др.) работоспособность
занимающегося постепенно снижается.
Это называется фазой истощения
или утомления, которая соответствует
заключительной части урока.
1. ^ Подготовительная
часть урока. Основная ее
цель - подготовить занимающихся к выполнению
упражнений в основной части занятия.
Исходя из этого в подготовительной части
решаются следующие методические задачи:
- обеспечение первоначальной организации
занимающихся и психического настроя
на занятие;
- активирование внимания и повышение
эмоционального состояния занимающихся;
- обеспечение общей функциональной готовности
организма к активной мышечной деятельности
(выполнение несложных физических упражнений);
- обеспечение специальной готовности
к первому виду упражнений основной части
урока (выполнение подводящих и подготовительных
упражнений).
В комплекс средств для разминки включают
упражнения с поочередным воздействием
на основные группы мышц и постепенным
возрастанием нагрузки.
Рекомендуется такой порядок выполнения
общеразвивающих упражнений: ходьба, бег,
упражнения для рук и плеч, упражнения
для туловища, упражнения для ног, прыжки,
дыхательные упражнения и упражнения
на расслабление.
Общая продолжительность подготовительной
части составляет 10-20% от общего времени
урока и зависит от продолжительности
занятия, вида учебного материала, температуры
окружающей среды и др.
2. ^ Основная часть
урока. Цель основной
части - решение наиболее значимых оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач,
предусмотренных учебной программой и
планом данного урока.
Для поддержания эмоционального тонуса
и закрепления пройденного на уроке материала
преподавателю следует завершать основную
часть подвижными играми и игровыми заданиями
и упражнениями с включением движений,
разученных на уроке.
Продолжительность основной части урока
зависит от продолжительности занятия,
объема и интенсивности нагрузки, пола
и возраста занимающихся и др. В рамках
школьного урока физической культуры
она обычно длится 25-30 мин.
3. ^ Заключительная
часть урока. Цель заключительной
части урока - постепенное снижение функциональной
активности организма занимающихся и
приведение его в относительно спокойное
состояние. В соответствии с этой целью
решается ряд методических задач:
- снижение физиологического возбуждения
и излишнего напряжения отдельных групп
мышц (медленный бег, спокойная ходьба,
упражнения в глубоком дыхании и на расслабление
самомассаж);
-регулирование эмоционального состояния
(успокаивающие подвижные игры, игровые
задания, упражнения на внимание);
- сообщение домашнего задания для самостоятельных
занятий физическими упражнениями, для
подтягивания «слабых мест».
Длительность заключительной части урока
3-5 мин.
65.Гигиеническое воспитание учеников,
содержание, формы и методы.
Гигиеническое воспитание
школьников дополняется организацией
лекций и бесед преподавателей и медицинских
работников для одного или нескольких
классов, пионерских сборов на темы, касающиеся
охраны здоровья, занятии в различных
санитарных кружках, викторин, вечеров
вопросов и ответов, трансляций бесед
через школьные радиоузлы.
формы гигиенического воспитания, в число которых
входят теоретические занятия, обучение
и привитие гигиенических навыков, только
тогда будут эффективны, когда они станут систематическими
и убедительными. Воспитательное воздействие имеет также
образцовое санитарное содержание и оборудование
самих учебных заведений, общежитий, спортивных
залов и вспомогательных помещений (душевые,
умывальни, раздевалки, туалеты и др.).
Преподаватели физического воспитания
вместе с врачом и медицинской сестрой
на специальных уроках и занятиях осуществляют
теоретическую подготовку и одновременно
обучают процедурам личной гигиены . Эти
практические занятия требуют соответствующей
подготовки гигиенических процедур, оборудования
и личных предметов. Особое значение имеют
первые занятия с обязательной подготовкой
к ним учащихся. В дальнейшем, после цикла
специальных занятий, важно организовать
систематические самостоятельные занятия
учащихся.
Одним из важных разделов гигиенического
воспитания являются средства наглядной
агитации, для чего в бытовых, общественных
и учебно-производственных помещениях
должны вывешиваться красочные плакаты
и стенды.
Необходимо шире привлекать учащихся
к работе санитарного актива, выпуску
санитарных бюллетеней, проведению бесед,
используя научно-популярные фильмы, каталог
которых в системе санитарного просвещения
обширен.
В составлении плана гигиенического воспитания
и его реализации должны принимать участие
и преподаватели, и медицинские работники,
и общественные организации, и сами учащиеся.
В методических требованиях к гигиеническому обучению младших школьников указывалось необходимость конкретности, образности преподавания, максимального использования чувственного восприятия, средств наглядности. Поэтому в гигиеническом обучении наряду со средствами изобразительной наглядности (таблицы, картинки, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, макеты, модели, муляжи и т.д.) особое значение приобретают разнообразные средства и приемы непосредственной, предметной наглядности (демонстрация различных предметов, явлений, процессов в природе, показ приемов выполнения гигиенических требований, оказания первой помощи, демонстрация опытов физиологического и гигиенического характера, экскурсии и др.).
Популяризация гигиенических знаний
среди школьников предусматривала
следующие разновидности
Позитивные последствия
66. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Основная задача полового воспитания
заключается в том, чтобы привить
детям общественно полезные установки
в области взаимоотношений
Основными принципами правильной организации полового воспитания является строгая дифференциация в возрастно-половом аспекте, с учетом социальной и нравственно-моральной зрелости обучаемых школьников.
Учащиеся младших классов должны осознавать свою половую принадлежность. У мальчиков нужно формировать мужские черты личности: мужественность, уважительное и чуткое отношение к маме, учительнице и сверстницам; у девочек – женственность, аккуратность, уважительное отношение к маме, папе, учительнице, учителю, сверстникам и сверстницам.
Детей надо учить правилам поведения в транспорте, в общественных местах. У них необходимо воспитывать стремление к дружбе, к оказанию посильной помощи дома по хозяйству и в школе друг другу. Учащиеся должны осознать необходимость дружбы и откровенности с родителями, понять значение дружной семьи, в которой родители заботятся друг о друге и о детях.
Девочкам, начиная с 9 лет, надо рассказать об изменениях, происходящих в организме под влиянием половых гормонов (рост тела, появление вторичных половых признаков: развитие молочных желез, оволосение лобка и подмышечных впадин, появление менструаций). Их надо убедить в необходимости обращаться за разъяснением к близким взрослым или медицинским работникам при возникновении каких-либо вопросов, связанных с половым созреванием.
Младшие школьники должны понимать различие полов в растительном и животном мире, понимать как происходит размножение растений и животных, иметь общие сведения о строении организма мальчиков и девочек, о беременности женщины, понимать необходимость бережного отношения к женщине, ожидающей ребенка.
Учащихся младших классов
В IV-VII классах продолжается воспитание нравственности. Мальчики должны усвоить, что бережное отношение к женщине – закон для мужчины. Девочек необходимо обучать правилам поведения в присутствии мальчика. Учащимся надо постоянно напоминать о недопустимости насмешек над физическими недостатками людей.
Мальчикам надо рассказать о некоторых анатомо-физиологических особенностях мужского организма, о процессе полового созревания (оволосение подмышечных впадин и лобка, появление поллюций, возможные изменения кожи, мутация голоса). У них надо воспитать потребность тщательного ухода за кожей тела, лица, содержания в чистоте половых органов и заднего прохода, ухода за волосами, смены белья.
Девочкам надо рассказать об изменениях в организме в связи с началом полового созревания (оволосение, некоторые изменения в функции кожи, болезни кожи – угри, увеличение грудных желез, менструация и становление менструального цикла, развитие костей таза, формирование женского типа телосложения), о физической и духовной зрелости. Им необходимо объяснить значение специфической гигиены (ежедневного туалета половых органов, смены трусов, тщательного ухода за кожей) для здоровья, важность своевременного обращения к врачу или близким взрослым в случае зуда в области половых органов (промежности), опасность нерегулярного опорожнения мочевого пузыря и кишечника.
У старшеклассников необходимо сформировать
понятие о гармоническом
Старшеклассникам нужно дать понятие об инстинктах, о связи инстинкта и разума, о положительных и отрицательных эмоциях. Им следует разъяснять, что такое скромность и развязность, душевная чистота и целомудрие, мужское достоинство и благородство, девичья гордость.
У школьников необходимо воспитывать
критическое отношение к своим
и чужим поступкам, товарищеские
взаимоотношения девушек и