Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат
Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.
Пыль на оконных стёклах тоже задерживает свет, а значит, и ухудшает освещение. Около 50% световых лучей через грязные, запыленные окна не проходит. Оконные стёкла должны быть ровными, так как волнистые стёкла, как и грязные, задерживают до 50% света.
Совершенно недопустимо
Для оценки уровня освещённости пользуются специальным прибором – люксметром. При его отсутствии естественную освещённость можно определить более простыми способами. Одним из них является следующий: если из самого отдалённого места помещения небо видно во весь проём окна, то освещённость признаётся хорошей; если 2/3 просвета окна – удовлетворительной, и, если небо видно лишь в 1/3 части окна, - неудовлетворительной.
Имеется и другой метод. Если учащийся с нормальным зрением в проветряемом месте свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии 50 см от глаз, то освещённость принято считать достаточной. Оба эти способа определения уровня освещённости могут быть легко использованы учителем.
Искусственное освещение
Для улучшения естественного освещения
в пасмурные дни и во время
занятий второй смены школьные здания
оборудуются источниками
Необходимо подчеркнуть, что если
уровень естественного
Искусственное освещение по сравнению с естественным лишено ряда преимуществ (прежде всего общебиологического действия) солнечного света. Однако влияние его на зрительные функции и работоспособность учащихся достаточно велика. Установлено, что острота зрения учащихся прямо пропорциональна уровню освещения. При освещённости рабочих мест в 100 лк острота зрения в течение учебного дня не уменьшается, тогда, как при освещённости 50 лк к концу учебных занятий наблюдается некоторое снижение остроты зрения, а при освещённости в 30 лк острота зрения резко снижается уже на втором и третьем уроках.
С повышением уровня искусственного
освещения увеличивается
Массовые обследования зрения учащихся показали, что в школах с плохим освещением больше близоруких детей, чем в школах с хорошим освещением.
Для того чтобы искусственное освещение не способствовало снижению работоспособности и не ухудшало зрительных функций учащихся, оно должно отвечать целому ряду гигиенических требований.
Первое гигиеническое
Кроме общего освещения, в учебных помещениях обеспечивается дополнительное местное освещение классных досок, рабочих мест в мастерских, столов в читальных залах.
Другое гигиеническое
Свет, поступающий от ламп, должен
быть рассеянным, что достигается
применением специальных
В последние годы школы стали
оборудоваться лампами дневного
света, которые имеют значительные
преимущества перед лампами накаливания.
Спектр света этих ламп близок к
видимой части спектра
Гигиенические исследования влияния
люминесцентного освещения на организм
школьников показали, что при освещении
класса люминесцентными лампами
работоспособность учащихся луче, чем
при освещении лампами
Смешанное освещение
Многие считают, что смешанное освещение вредно для глаз. Однако это не совсем так. Смешанное освещение состоит из различных по длине волн, это обстоятельство делает его менее желательным, чем, например, достаточное естественное освещение. Но отрицательного влияния на организм человека оно не оказывает. Вредно выполнять зрительную работу при недостаточном уровне естественного освещения, и в этом случае смешанное освещение будет благоприятствовать зрительным функциям. Поэтому включать электрический свет следует не дожидаясь, пока совсем стемнеет. В некоторых зарубежных школах искусственный свет включается автоматически, с помощью фотоэлементов, как только освещение снижается до определённого уровня. Это устройство целесообразно, но и без него, при достаточно внимательном отношении педагогов к охране зрения учащихся, можно своевременно обеспечить достаточный уровень освещения в классе.
Контроль за освещением рабочего места
В обязанность учителя входит контроль за освещением рабочего места школьника дома. Учитель должен порекомендовать родителям следующее: стол, за которым занимается школьник, следует поставить около окна, окно не следует загораживать цветами, шторами и занавесками. Для того чтобы на рабочем месте ученика обеспечить достаточное искусственное освещение, нужно, кроме общего источника света, иметь настольную лампу с лампочкой мощностью в 50-75 вт и обязательно с абажуром, закрывающим лампочку полностью.
Имеет значение и цвет абажура. Максимальная работоспособность бывает при жёлто – зелёном или белом свете. Поэтому на рабочем месте школьника абажур должен быть зелёного или молочно-белого цвета. Нельзя разрешать заниматься школьникам при погашенном общем освещении, когда горит одна настольная лампа, так как резкий переход зрения с хорошо освещённой книги или тетради к рассматриванию тёмных предметов в комнате оказывает вредное влияние на глаза.
Для максимального
использования дневного света
и равномерного освещения
1. сажать деревья не ближе 15 метров, кустарник не ближе 5 метров от здания школы;
2. не расставлять на
3. очистку и мытьё стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещённости должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300лк, на классной доску – 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500лк, в кабинете информатики на столах – 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк
Из санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», которые вступили в силу 1 сентября 2003 года.
Воздушно-тепловой режим
Одним из важнейших средовых факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей, является воздушно-тепловой режим помещения.
В закрытых помещениях детских и
подростковых учреждений за время пребывания
в них детей повышаются температура
и влажность воздуха. Изменяется
химический состав воздуха вследствие
выделений продуктов
Основным источником микрофлоры в помещениях является флора носоглотки и пыль. Исследования, проведённые в школах показали, что количество колоний в 1 м3 воздуха от начала учебного дня к концу второй смены возрастает в 6-7 раз. Наряду с сапрофитной микрофлорой содержится и патогенная.
Наиболее эффективный путь борьбы
с бактериальной
В воздухе помещений появляется
примесь органических веществ –
аммиака, летучих жирных кислот, сероводорода,
оказывающих неблагоприятное
Ионный состав воздуха изменяется
потому, что лёгкие ионы адсорбируются
дыхательными путями, парами воды, пылевыми
частицами. Исследования показали, что
количество лёгких ионов в воздухе
классных комнат находится в обратных
отношениях с запылённостью воздуха,
его влажностью и содержанием
углекислоты. При широкой аэрации
происходит благоприятное изменение
ионного состава воздуха
В результате жизнедеятельности организма
в окружающую среду выделяется значительное
количество тепла. По наблюдению многих
авторов, температура в классной
комнате к концу занятий
О качестве воздуха в помещении
принято судить по количеству углекислого
газа в нём, так как содержание
последнего изменяется параллельно
с изменением химического состава
и физических свойств воздуха, происходящих
за счёт выдыхаемого воздуха. Конечно,
содержание двуокиси углерода является
лишь косвенным показателем
Однако и в настоящее время
содержание углекислоты в воздухе
в совокупности с характеристикой
температуры, влажности воздуха
широко используется как показатель
воздушной среды закрытых помещений.
Путём наблюдений установлена предельно
допустимая концентрация углекислоты
в помещениях для детей 0,1%. Эта
величина и легла в основу расчёта
необходимого объёма воздуха на одного
ребёнка в час и последующего
примерного расчёта кратности
Для того чтобы предотвратить изменение физико-химических свойств воздуха, следует осуществлять воздухообмен. При расчёте необходимого объёма воздуха на ребёнка в час принято исходить из количества выдыхаемой им в час углекислоты и предельно допустимой концентрации её в воздухе помещений. Выделенная углекислота должна распределиться в воздухе помещения и не превысить предельно допустимого содержания. Расчёт ведётся по формуле:
С= К: (Р-q)
Где С-объём воздуха, необходимый ребёнку; К - количество углекислоты (м3), выделяемое ребёнком в течение часа; Р – предельно допустимое содержание углекислоты в 1 м3 воздуха; q- содержание углекислоты в 1 м3 атмосферного воздуха.
Количество углекислоты, выделяемой за час, зависит от возраста ребёнка и характера выполняемой им работы. Дети дошкольного возраста выдыхают около 4 л углекислоты в час, дети младшего школьного возраста – 8-10 л, старшие школьники – 10-12 л.
Исходя из предельно допустимого содержания углекислоты в помещениях для детей 0,1% и содержания её в атмосферном воздухе 0,04% вычисляем объём воздуха на одного ребёнка школьного среднего возраста:
С=0,012: (0,001-0,0004)=0,012:0,0006=20 м3.
При физической работе и подвижных играх выделяется в 2-3 раза больше углекислоты, и необходимый объём воздуха также увеличивается вдвое-втрое.
Изменение физических, химических и биологических качеств воздушной среды оказывает неблагоприятное влияние на организм детей: ухудшается работоспособность, появляются головная боль и вялость. Химические загрязнения воздуха могут вызвать токсическое действие, аллергию. Повышается заболеваемость. Поэтому большое значение придаётся санитарно-гигиеническому контролю за показателями воздушной среды и правильной эксплуатации систем отопления и вентиляции в детских и подростковых учреждениях.
Температура воздуха в помещениях для детей и подростков должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещения, строительно-климатической зоны, возраста детей и др.
Оптимальные показатели относительной влажности воздуха приняты 30-50%, подвижности воздуха – 0,06-0,25 м/с, допустимые: 25-60% и не более 0,3м/с. В игровых и групповых, расположенных на 1-м этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть 230С.