Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат

Описание работы

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.

Работа содержит 1 файл

2 курс.docx

— 559.33 Кб (Скачать)

В ткани клетчатки расположены многочисленные нервные окончания и корни волос.

Оттуда, из волосяных  луковиц, под углом к поверхности  кожи прорастают волосы. Около каждой волосяной луковицы находятся одна -две сальные железы, выделяющие кожной сало. Им смазывается поверхность кожи и волос. 

 Кислая мантия кожи

Пот, кожное сало и  ороговевшие клетки соединяются  на поверхности кожи в тонкую пленку. Она состоит из жирных кислот, аминокислот, холестерина и молочной кислоты. Эта пленка создает на поверхности  кожи слабо кислую среду (со значением рН от 5 до 6) – так называемую кислую, или гидролипидную мантию кожи. Она в большой степени защищает кожу от инородных грибков и бактерий, так как в химически кислой среде эти болезнетворные микроорганизмы обычно не выживают. Качественные косметические кремы повышают естественные кислый фон на поверхности кожи и удерживают мантию кожи в равновесии. Мыло и сильнодействующие очищающие средства в состоянии надолго вывести кожу из равновесия.

При сухой коже достаточно вымыться обычным мылом, чтобы разрушить защитную мантию на 2-4 часа.

Значение рН измеряется по шкале от 0 до 14. По нему определяют, кислая это или щелочная жидкость. Кислые жидкости (например, лимонный сок) имеют низкое значение рН, щелочные (например, разведенный в воде стиральный порошок) – высокое. Нейтральной жидкостью, к примеру, является дистиллированная вода, у которой значение рН равно 7.

 

№51 .Уход за телом 
 
Для мытья многие косметологи рекомендуют пользоваться не мылом, а гелями для душа. Главный аргумент заключается в том, что, несмотря на отличные очищающие свойства обычного мыла, по сравнению с гелями для душа и жидким мылом, оно все же несколько сушит кожу. Связано это с тем, что мыло нарушает нормальный pH-баланс кожи. Если же при этом мы умываемся жёсткой водой, то даже нормальная здоровая кожа со временем превращается в сухую.  
 
В гелях содержится меньше мыла и, соответственно, меньше щелочи, а некоторые производители заменяют мыло другими моющими компонентами. Гели создаются на водной основе. Они мягко очищают кожу, не нарушая ее естественный кислотно-щелочной баланс. Вредное действие щелочи в гелях смягчается специальными добавками, например, лимонной кислотой.  
 
Щелочные компоненты создают пену, которая при смывании хорошо очищает кожу. И лишь затем начинают действовать различные добавки – увлажнители, кислоты, ароматизаторы, травы, эфирные масла, выбирать которые следует в зависимости от состояния кожи:

  • абрикосовое масло восполняет потерю кожного жира при мытье кожи, защищает ее от негативного влияния окружающей среды
  • масло авокадо – чемпион среди овощей и фруктов по содержанию солей и микроэлементов, содержит витамины А, Д и Е, а также до 35 % жира; благодаря этому способствует разглаживанию мелких морщин, увлажняет и питает кожу
  • грейпфрутовое масло сужает поры, восстанавливает саморегулирование клеток, тонизирует кожу и нормализует повышенную функцию сальных желез – именно поэтому используется в косметических средствах для жирной кожи
  • масло жожоба защищает кожу от пересыхания и увлажняет ее, устраняет воспаление и способствует заживлению трещинок на коже – подходит для ухода за сухой кожей
  • для ухода за сухой кожей используется и масло какао – оно содержит свыше 50 % жира, 20 % белковых веществ и около 2 % алкалоида теобромина, который снимает усталость; масло какао смягчает и успокаивает кожу, восстанавливает ее водно-жировой баланс
  • в состав экстракта алоэ входит свыше 160 компонентов – аминокислот, витаминов, минералов, поэтому оно имеет прекрасные заживляющие, бактерицидные, тонизирующие и увлажняющие свойства
  • зверобой характеризуется противовоспалительным, противомикробным и противоаллергенным действием
  • экстракт календулы в сочетании с ромашкой – оптимальное средство для ухода за жирной кожей.

 
При мытье, особенно с применением  мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. Оздоровительное действие на кожу и организм в целом имеет  мытьё в бане. 
 
Ноги необходимо ежедневно мыть прохладной водой с мылом. Холодная вода уменьшает потоотделение, улучшает кровообращение и снимает усталость. Полезно также применять смягчающие гели и кремы для ног, значительно улучшающие состояние кожи ног. 
Тщательно вымытые руки после посещения туалета, возвращения домой с улицы являются непременными условиями соблюдения чистоты кожи. Обязательное условие соблюдения личной гигиены – мытьё рук перед едой.  
При выполнении работ по дому, связанных с использованием моющих средств, в саду и огороде следует пользоваться резиновыми перчатками, которые предохранят кожу рук от сухости и различных микротравм, наносить на кожу рук смягчающие кремы, одновременно делая массаж от кончиков пальцев, массируя каждый палец, затем ладонь, затем запястье. 
 
Гигиенические средства, препятствующие потоотделению и уничтожающие запах пота 
 
К гигиеническим средствам, препятствующим потоотделению и уничтожающим запах пота относятся антиперспиранты и дезодоранты. Однако при этом кожу они не очищают, скрыть запах немытой кожи не могут и никоим образом даже частично не способны заменить воду и мыло — основные гигиенические средства. 
 
Антиперспиранты – средства, препятствующие появлению пота. Как правило, эти средства либо совсем не имеют запаха, либо имеют, но мягкий и нейтральный, а потому предназначены они не для всего тела, а только для участков с обильным потоотделением – например, под мышками и на подошвах ног.  
 
Дезодоранты не уменьшают потоотделение, а только предотвращают появление запаха пота, так как в их состав входят дезинфицирующие и дезодорирующие консерванты, которые уничтожают микроорганизмы, способствующие появлению неприятного запаха.  

  • Гигиена полости рта 
     
    В полости рта человека постоянно накапливаются бактерии. Практически все продукты и напитки, содержащие легко ферментируемые углеводы — сахар и  крахмал — обеспечивают питание бактерий. Колонии бактерий и выделенные ими вещества образуют зубной налет.  
     
    Правильная гигиена полости рта включает:
  •  
    тщательную чистку зубов с помощью зубной щетки и пасты
  •  
    очищение полости рта после каждого приема пищи
  •  
    уход за межзубными промежутками

 
Гигиена зубов 
 
Тщательная чистка зубов - немаловажный фактор в поддержании полости рта в хорошем гигиеническом состоянии. Чистка зубов должна быть регулярной, и правильной. 
 
Стандартная методика чистки зубов:

  1. Предварительно вымыть руки.
  2. Полость рта тщательно прополоскать теплой водой.
  3. Зубную щетку тщательно промыть теплой водой.
  4. Зубную пасту нанести на всю длину поверхности щетины.
  5. Чистить зубы надо по определенной схеме, чтобы добиться более полного очищения (горизонтальные, вертикальные и круговые движения с преобладанием вертикальных "выметающих" движений).
  6. В процессе чистки зубов и по ее окончании полость рта прополаскивать водой для удаления избытка пасты.
  7. Зубную щетку тщательно промыть проточной водой и поставить в стакан щетиной вверх (хранить щетку необходимо так, чтобы она могла хорошо просохнуть).

 
Чистить зубы надо минимум дважды в  день — утром и вечером перед  сном, по возможности и после каждого  приема пищи (по крайней мере, после  завтрака и ужина). Если нет возможности  почистить зубы после еды, интенсивно прополощите рот водой, используйте  зубную нить. 
 
^ Выбор зубной пасты 
 
Для эффективной профилактики заболеваний полости рта нужно иметь в запасе зубную пасту трех видов: фторосодержащую, на основе лекарственных трав, антибактериальную (с антисептиком). При этом применение антибактериальной пасты или на основе лекарственных трав необходимо чередовать с фторосодержащей.  
 
^ Выбор зубной щетки

  • более предпочтительны щетки из искусственного волокна;
  • жесткость щетки должна соответствовать особенностям полости рта (необходимо руководствоваться собственными ощущениями, а также советами стоматолога);
  • удобнее использовать щетку с индикатором годности – специально окрашенными щетинками, которые теряют цвет при износе. Другие модели щеток надо менять один раз в 2-3 месяца, или еще раньше, если щетина потеряла форму. Зубная нить 
     
    В чем уникальность и преимущество зубной нити как приспособления для гигиены ротовой полости? Только с ее помощью можно тщательно и эффективно очистить межзубные промежутки, в которых скапливаются остатки пищи и зубной налет, приводящий к разрушению эмали. Зубная нить помогает улучшить внешний вид зубов и предотвратить неприятный запах изо рта.

Практическая  работа: Гигиеническая оценка расписания уроков

Учитывая динамику работоспособности учащихся, для  рационального составления школьного  расписания необходимо учитывать трудность  предмета и преобладание статического или динамического компонента во время занятий (динамический компонент преобладает на уроках труда, физкультуры, пения и т. п.).                                                                                                           Деление предметов на легкие и трудные - очень относительно, трудность их зависит от индивидуальных способностей учащихся, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Поэтому единого критерия трудности школьных предметов нет ни у педагогов, ни у гигиенистов, ни даже у самих учащихся. Условно предметы в порядке убывания их трудности можно распределить следующим образом: математика, физика, химия, иностранный язык, родной язык и литература, география, биология, физкультура, трудовое обучение, черчение, ИЗО, музыка и пение.

Для учащихся младших  классов наиболее трудны математика и чтение. В 5 - 8-х классах предметами первой степени трудности являются математика, русский и иностранный языки. Для старшеклассников наибольшую трудность представляют математика, физика, обществоведение, иностранный язык.

Наблюдения, проведенные  НИИ гигиены детей и подростков Российской Федерации показали, что  предметы, с которыми учащиеся впервые  встречаются при обучении, оказывают наиболее выраженное утомляющее действие. В младших классах наиболее утомительными предметами являются чтение (1- 2-е кл.), природоведение (в 3-м), история (в 4-м), в средних классах - география, физика (в 6-м), химия (в 7-м), в старших классах - физика, химия, математика, география, литература.

Правильное распределение  уроков достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием предметов: трудные уроки сменять  более легкими, а уроки, требующие  большого умственного напряжения, участия  второй сигнальной системы, уроками, построенными, в основном, на использовании сигналов первой сигнальной системы.

Предметы, требующие  значительного умственного напряжения, необходимо ставить на 2-е - 3-й уроки, легкие - на последние. На понедельник и субботу следует планировать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть наиболее нагруженными.

При составлении  расписания уроков следует избегать сдваивания уроков, расположения в  расписании друг за другом уроков, сходных  по характеру рабочих операций на них, таких как физика и математика, история и география, русский и иностранный языки и т. п. Нецелесообразно сдваивание уроков по труду, так как длительное действие однообразных раздражителей при этом приводит к более выраженному утомлению и неблагоприятно скажется на последующих занятиях.

Рационально чередование  предметов естественно-математического  и гуманитарного циклов с уроками  физкультуры, труда, рисования, пения, что создает благоприятные условия  для переключения учащихся с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и создает условия для восстановления функциональной активности клеток коры головного мозга и обеспечивает более высокую работоспособность, как в течение учебного дня, так и в течение всей учебной недели.

По той же причине  следует избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным, приводят к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Сдвоенные уроки допустимы в старших классах при проведении контрольных работ по математике, написании сочинений, лабораторных работ по химии и физике. Контрольные работы требуют от учащихся большого напряжения умственных и психических сил. Наиболее целесообразно проводить контрольные работы в те дни и часы, когда работоспособность учащихся наибольшая. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, на последних уроках.

Благоприятное влияние  на функциональное состояние организма  оказывают правильно организованные уроки труда и физкультуры, на которых преобладает динамический компонент (динамическая нагрузка). Это является мощным фактором сохранения работоспособности учащихся и улучшения функционального состояния ВИД в течение учебного дня и недели.

Наиболее благоприятную  динамику работоспособности обеспечивают эти уроки при проведении их на 3-м или 4-м часу, то есть при появлении  начальных стадий утомления. В этом случае переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у  учащихся и повысит их работоспособность  на 5 - 6-м уроках.

В качестве одного из возможных способов гигиенической  оценки школьного расписания можно  использовать ранговую шкалу трудности (табл. 1).

Таблица 1                                                                                                                                                                            

Предмет

Баллы

Математика, русский  язык (для национальных школ)

11

Иностранный язык

10

Физика, химия

9

История

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география

б

Физкультура

5

Труд

4

Черчение

3

Рисование

2

Пение

1


В расписании уроков после каждого предмета проставляют  баллы по ранговой шкале трудности, а затем подсчитывают сумму баллов в отдельные дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота.

Цифровые данные изображаются графически: на оси X - откладываются дни недели (1-6 или понедельник - суббота), на оси у - сумма баллов. Полученные точки соединяются между собой. Образованная кривая представляет собой графическое изображение уровня сложности учебных дней в неделе .

Школьное расписание оценивается положительно в том  случае, если образуется кривая с одним  подъемом - в среду или четверг, или с двумя - в среду и в  пятницу. Школьное расписание оценивается  как "нерациональное" при наибольшей сумме баллов в понедельник или  субботу, а также при равномерном  распределении нагрузки в недельном  цикле.

 

Характеристика  светового   режима в классе.  Освещение в классе обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна, их 3, они расположены по одной стене класса, равномерно. Они дают достаточное естественное освещение. Свет падает на рабочее место учащихся с левой стороны, что соответствует игиеническим требованиям. При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью ламп накаливания. Их в классе 8, они расположены в 2 ряда. Достаточность освещения мы определяли простым методом, основанном на следующем: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность считается достаточной. Тест, проведенный на примере 3-х учеников, показал, что освещенность в классе достаточная.

Информация о работе Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку