Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат
Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.
В ткани клетчатки расположены многочисленные нервные окончания и корни волос.
Оттуда, из волосяных луковиц, под углом к поверхности кожи прорастают волосы. Около каждой волосяной луковицы находятся одна -две сальные железы, выделяющие кожной сало. Им смазывается поверхность кожи и волос.
Кислая мантия кожи
Пот, кожное сало и ороговевшие клетки соединяются на поверхности кожи в тонкую пленку. Она состоит из жирных кислот, аминокислот, холестерина и молочной кислоты. Эта пленка создает на поверхности кожи слабо кислую среду (со значением рН от 5 до 6) – так называемую кислую, или гидролипидную мантию кожи. Она в большой степени защищает кожу от инородных грибков и бактерий, так как в химически кислой среде эти болезнетворные микроорганизмы обычно не выживают. Качественные косметические кремы повышают естественные кислый фон на поверхности кожи и удерживают мантию кожи в равновесии. Мыло и сильнодействующие очищающие средства в состоянии надолго вывести кожу из равновесия.
При сухой коже достаточно вымыться обычным мылом, чтобы разрушить защитную мантию на 2-4 часа.
Значение рН измеряется по шкале от 0 до 14. По нему определяют, кислая это или щелочная жидкость. Кислые жидкости (например, лимонный сок) имеют низкое значение рН, щелочные (например, разведенный в воде стиральный порошок) – высокое. Нейтральной жидкостью, к примеру, является дистиллированная вода, у которой значение рН равно 7.
№51 .Уход
за телом
Для мытья многие косметологи рекомендуют
пользоваться не мылом, а гелями для душа.
Главный аргумент заключается в том, что,
несмотря на отличные очищающие свойства
обычного мыла, по сравнению с гелями для
душа и жидким мылом, оно все же несколько
сушит кожу. Связано это с тем, что мыло
нарушает нормальный pH-баланс кожи. Если
же при этом мы умываемся жёсткой водой,
то даже нормальная здоровая кожа со временем
превращается в сухую.
В гелях содержится меньше мыла и, соответственно,
меньше щелочи, а некоторые производители
заменяют мыло другими моющими компонентами.
Гели создаются на водной основе. Они мягко
очищают кожу, не нарушая ее естественный
кислотно-щелочной баланс. Вредное действие
щелочи в гелях смягчается специальными
добавками, например, лимонной кислотой.
Щелочные компоненты создают пену, которая
при смывании хорошо очищает кожу. И лишь
затем начинают действовать различные
добавки – увлажнители, кислоты, ароматизаторы,
травы, эфирные масла, выбирать которые
следует в зависимости от состояния кожи:
При мытье, особенно с применением
мочалки, кожа массируется, что улучшает
ее кровоснабжение и общее самочувствие
человека. Оздоровительное действие
на кожу и организм в целом имеет
мытьё в бане.
Ноги необходимо ежедневно мыть прохладной
водой с мылом. Холодная вода уменьшает
потоотделение, улучшает кровообращение
и снимает усталость. Полезно также применять
смягчающие гели и кремы для ног, значительно
улучшающие состояние кожи ног.
Тщательно вымытые руки после посещения
туалета, возвращения домой с улицы являются
непременными условиями соблюдения чистоты
кожи. Обязательное условие соблюдения
личной гигиены – мытьё рук перед едой.
При выполнении работ по дому, связанных
с использованием моющих средств, в саду
и огороде следует пользоваться резиновыми
перчатками, которые предохранят кожу
рук от сухости и различных микротравм,
наносить на кожу рук смягчающие кремы,
одновременно делая массаж от кончиков
пальцев, массируя каждый палец, затем
ладонь, затем запястье.
Гигиенические
средства, препятствующие потоотделению
и уничтожающие запах пота
К гигиеническим средствам, препятствующим
потоотделению и уничтожающим запах пота
относятся антиперспиранты и дезодоранты.
Однако при этом кожу они не очищают, скрыть
запах немытой кожи не могут и никоим образом
даже частично не способны заменить воду
и мыло — основные гигиенические средства.
Антиперспиранты – средства, препятствующие
появлению пота. Как правило, эти средства
либо совсем не имеют запаха, либо имеют,
но мягкий и нейтральный, а потому предназначены
они не для всего тела, а только для участков
с обильным потоотделением – например,
под мышками и на подошвах ног.
Дезодоранты не уменьшают потоотделение,
а только предотвращают появление запаха
пота, так как в их состав входят дезинфицирующие
и дезодорирующие консерванты, которые
уничтожают микроорганизмы, способствующие
появлению неприятного запаха.
Гигиена зубов
Тщательная чистка зубов - немаловажный
фактор в поддержании полости рта в хорошем
гигиеническом состоянии. Чистка зубов
должна быть регулярной, и правильной.
Стандартная
методика чистки зубов:
Чистить зубы надо минимум дважды в
день — утром и вечером перед
сном, по возможности и после каждого
приема пищи (по крайней мере, после
завтрака и ужина). Если нет возможности
почистить зубы после еды, интенсивно
прополощите рот водой, используйте
зубную нить.
^ Выбор зубной пасты
Для эффективной профилактики заболеваний
полости рта нужно иметь в запасе зубную
пасту трех видов: фторосодержащую, на
основе лекарственных трав, антибактериальную
(с антисептиком). При этом применение
антибактериальной пасты или на основе
лекарственных трав необходимо чередовать
с фторосодержащей.
^ Выбор зубной щетки
Практическая работа: Гигиеническая оценка расписания уроков
Учитывая динамику
работоспособности учащихся, для
рационального составления
Для учащихся младших классов наиболее трудны математика и чтение. В 5 - 8-х классах предметами первой степени трудности являются математика, русский и иностранный языки. Для старшеклассников наибольшую трудность представляют математика, физика, обществоведение, иностранный язык.
Наблюдения, проведенные НИИ гигиены детей и подростков Российской Федерации показали, что предметы, с которыми учащиеся впервые встречаются при обучении, оказывают наиболее выраженное утомляющее действие. В младших классах наиболее утомительными предметами являются чтение (1- 2-е кл.), природоведение (в 3-м), история (в 4-м), в средних классах - география, физика (в 6-м), химия (в 7-м), в старших классах - физика, химия, математика, география, литература.
Правильное распределение уроков достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием предметов: трудные уроки сменять более легкими, а уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, уроками, построенными, в основном, на использовании сигналов первой сигнальной системы.
Предметы, требующие
значительного умственного
При составлении расписания уроков следует избегать сдваивания уроков, расположения в расписании друг за другом уроков, сходных по характеру рабочих операций на них, таких как физика и математика, история и география, русский и иностранный языки и т. п. Нецелесообразно сдваивание уроков по труду, так как длительное действие однообразных раздражителей при этом приводит к более выраженному утомлению и неблагоприятно скажется на последующих занятиях.
Рационально чередование
предметов естественно-
По той же причине следует избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным, приводят к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Сдвоенные уроки допустимы в старших классах при проведении контрольных работ по математике, написании сочинений, лабораторных работ по химии и физике. Контрольные работы требуют от учащихся большого напряжения умственных и психических сил. Наиболее целесообразно проводить контрольные работы в те дни и часы, когда работоспособность учащихся наибольшая. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, на последних уроках.
Благоприятное влияние на функциональное состояние организма оказывают правильно организованные уроки труда и физкультуры, на которых преобладает динамический компонент (динамическая нагрузка). Это является мощным фактором сохранения работоспособности учащихся и улучшения функционального состояния ВИД в течение учебного дня и недели.
Наиболее благоприятную динамику работоспособности обеспечивают эти уроки при проведении их на 3-м или 4-м часу, то есть при появлении начальных стадий утомления. В этом случае переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у учащихся и повысит их работоспособность на 5 - 6-м уроках.
В качестве одного из возможных способов гигиенической оценки школьного расписания можно использовать ранговую шкалу трудности (табл. 1).
Таблица
1
Предмет |
Баллы |
Математика, русский язык (для национальных школ) |
11 |
Иностранный язык |
10 |
Физика, химия |
9 |
История |
8 |
Родной язык, литература |
7 |
Естествознание, география |
б |
Физкультура |
5 |
Труд |
4 |
Черчение |
3 |
Рисование |
2 |
Пение |
1 |
В расписании уроков после каждого предмета проставляют баллы по ранговой шкале трудности, а затем подсчитывают сумму баллов в отдельные дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота.
Цифровые данные изображаются графически: на оси X - откладываются дни недели (1-6 или понедельник - суббота), на оси у - сумма баллов. Полученные точки соединяются между собой. Образованная кривая представляет собой графическое изображение уровня сложности учебных дней в неделе .
Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом - в среду или четверг, или с двумя - в среду и в пятницу. Школьное расписание оценивается как "нерациональное" при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.
Характеристика светового режима в классе. Освещение в классе обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна, их 3, они расположены по одной стене класса, равномерно. Они дают достаточное естественное освещение. Свет падает на рабочее место учащихся с левой стороны, что соответствует игиеническим требованиям. При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью ламп накаливания. Их в классе 8, они расположены в 2 ряда. Достаточность освещения мы определяли простым методом, основанном на следующем: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность считается достаточной. Тест, проведенный на примере 3-х учеников, показал, что освещенность в классе достаточная.