Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат
Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.
46. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
Реакция детского организма на физическую
нагрузку меняется по мере роста и
развития организма. На динамическое физическая
нагрузка дети и подростки реагируют повышением
частоты сердечных сокращений, максимального
артериального давления. Чем меньше возраст
ребенка, тем в большей степени они реагируют
даже на небольшое физическая нагрузка.
Дети и подростки, которые занимаются
физической культурой и трудом строго
нормируемыми нагрузками, тренируют сердечно-сосудистую
систему, повышают ее функциональные и
резервные возможности. В них возрастает
работоспособность, выносливость организма
по сравнению с нетренованими сверстниками.
В ответ на физическую нагрузку увеличивается
объем крови, который прокачивается сердцем
за минуту (минутный объем крови). У тренированных
детей это происходит за счет скорее увеличение
систолического объема чем частоты сердечных
сокращений. Во время максимальных физических
нагрузок у тренированных подростков,
в отличие от нетренированных, минутного
объема крови достаточно для обеспечения
всех органов кислородом.
У школьников-спортсменов после дозированной
физической нагрузки (20 приседаний за
30 сек.) частота сердечных сокращений увеличивается
на 60-70% (у нетренированных на 100%), максимальное
артериальное давление повышается на
25-30%, минимальный снижается на 20-25% (в нетренированных
соответственно на 40% и 5-10%). У подростков
со скрытой недостаточностью сердечно-сосудистой
системы эти показатели еще хуже: максимальное
артериальное давление снижается, минимальный
- повышается, время на восстановление
сил продолжается более 3 мин., появляется
одышка, головокружение. Если такие же
признаки появляются у спортсменов, это
является свидетельством перетренировки
организма вследствие неправильно нормированных
физических нагрузок.
Во время статического физической нагрузки
(длительное сидения, стояния и т.д.) растет
и максимальный и минимальный артериальное
давление у тренированных и нетренированных
детей и подростков. Такая реакция происходит
даже на легкое статическая нагрузка (30%
от силы сжатия ручного динамометра) и
регистрируется в течение 5 мин. после
прекращения нагрузки. В начале учебного
года эти показатели меньше чем в конце.
Длительное статическая нагрузка может
вызвать у школьников спазм артериол (общий
кровяное давление при этом повышается),
может способствовать возникновению органических
изменений сердечных мышц, клапанов.
Одной из мер профилактики сердечно-сосудистых
заболеваний является увеличение двигательной
активности школьников во время учебного
процесса в пределах возрастных границ
допустимых физических нагрузок.
Природа наделила человека правильным
,гармоничным дыханием ,которое саморегулируется
в зависимости от потребностей кислорода
организмом.
Процесс дыхания начинается со вздоха воздуха
,содержащего кислород, который используется
при биологическом окислении конечных
продуктов обмена веществ и последующего
выдоха с удалением углерода .Различают
два типа дыхания: внешнее и клеточное.
Основу внешнего дыхания составляет
дыхательный акт ,который возможен благодаря
сокращению дыхательных мышц.
Если наше дыхание
спокойно ,то дыхательный акт совершается
с участием диафрагмы и наружных мышц.
При глубоком напряженном вдохе дополнительно
подключаются мышцы туловища и шеи.
В момент вдоха
в организм человека с воздуха поступает
кислород. Его количество определяет глубину дыхания. В среднем
в организм поступает от 400 до 800 мл воздуха
за один вдох .Глубина дыхания больше
у мужчин ,чем у у женщин. У находящегося
в состоянии покоя взрослого человека
частота дыхания составляет
12-18 раз в минуту .Во время нагрузки
она возрастает до 30-40 раз в минуту.
Контроль за частотой дыхания,а также
его саморегуляцией выполняет дыхательный
центр-нервное образование ,находящееся
в мозгу и обеспечивает слаженную работу
дыхательных мышц.Челок может влиять на
частоту и глубину своего дыхания.Например,мы
задерживаем дыхание при плавании под
водой.Но мы не можем долго влиять на этот
процесс, так как при длительной задержке дыхания мозг
испытывает кислородное голодание,его
дыхательный центр остается без стимуляции,
что может привести к потере сознания
и даже смерти.
Наши легкие выполняют
две функции: доставка с воздухом кислорода
при вдохе и выведение при выдохе углерода.
Легкие, сердце и кровеносные сосуды доставляют
кислород из вдыхаемого воздуха к тканям
и клеткам тела для выработки энергии.
нос его основная функция-быть органом дыхания
и обоняния.
Нос
Именно он первым
встречается с потоком
вдыхаемого воздуха ,а
также предохраняет
дыхательные пути от
попадания пыли либо
иных инородных тел.
Первым встречается
с потоком вдыхаемого
воздуха,а также предохраняет
дыхательные пути от
попадания пыли либо
иных инородных тел.
Полость носа занимает
почти центральное положение
в лицевом черепе .К
полости носа относятся
собственно носовую
полость и придаточные
пазухи.
Нос
-наиболее
выступающая часть головы
и является органом
дыхания и одновременно
начальным отдельным
отделом дыхательной
системы. Верхняя
часть это частично
костная ткань ,а
частично хрящи. Верхняя
часть носа состоит
из двух костей,которые
расположены между костями
глазной орбиты. Носовые
хрящи и хрящи ноздрей
делают кончик носа
достаточно подвижным.
Внутренняя часть
носа состоит из двух
полостей, разделенных
между собой костно-хрящевой
перегородкой. Каждая
из ноздрей покрыта
внутри слизистой
оболочкой ,а также
жесткими волосками. Задняя
часть полости носа
разделена тремя костными
выступами ,которые
называются носовыми
раковинами, на
три хода. Каждый
ход покрыт слизистой
оболочкой,хорошо снабжаемой
кровью.
Благодаря
этому вдыхаемый
воздух увлажняется
и нагревается, но
это также становится
причиной носовых кровотечений.
Ежедневно слизистая
оболочка носовой полости
вырабатывает примерно 0,5л
слизи.
Гортаноглотка
Традиционно под словом
горло понимают часть
нашего организма которая
ведет в дыхательный
и пищеварительный тракты .В
пищеварительной
системе она соединяется
с пищеводом, а
в дыхательной -с трахеей.
натомически в горле
выделяют два участка: глотка
и гортань.
Глотка выполняет
функцию проведения
воздуха в легкие, а
пищи-в пищевод. Функция
гортани заключается
в проведении воздуха
в трахею и выводу из
нее, также гортань
участвует в образовании
звуков, составляющих
голос.
Глотка находится
позади ротовой полости
и идет вниз внутри шеи. она
имеет большое количество
мышц.
Условно ее делят
на три части: носоглотку,
ротовую и гортанную
части.
Носоглотка-самая
верхняя часть глотки-расположена
выше мягкого неба и
сообщается с задним
отделом носовой полости.
В носоглотке с обеих
сторон головы находится
отверстие евстахиевой
трубы ,соединяющей
среднее ухо с горлом. Через
этот проход микроорганизмы
ротовой и носовой полости
могут свободно попадать
в среднее ухо.
На верхней стенке
возможно также разрастание
глоточной миндалины ,известное
как аденоиды, они
могут затруднять носовое
дыхание и понижать
слух.
Вторая часть глотки-ротовая-находится
сзади за ротовой полостью. По
ней воздух проходит
изо рта в легкие .Сокращение
мышц глотки помогают
также в образовании
звуков речи ,а
с помощью языка участвуют
в процессе проталкивания
пищи к пищеводу. Кроме
того в ротовой части
глотки расположены
миндалины, относящиеся
к лимфатической системе.
Миндалины стоят
на защите организма
от болезнетворных микробов.
Третья часть глотки-участвует
лишь в процессе глотания. Гортань
соединяется с подъязычной
костью сухожильной
мембраной .Поскольку
глотка работает на
две системы: участвует
в прохождении воздуха
в легкие ,а
пищи-в пищевод.
Трахея
Трахея
как отмечалось выше, горло
соединяется с трахеей, верхний
отдел которой и расположен
в передней его части. Сама
же трахея находится
впереди пищевода и
начинается ниже перстневидного
хряща.
Трахея состоит из
хрящевых полуколец ,соединенных
связками. Благодаря
им образуемая в
результате трубка защищена
от смыкания .У
основания шеи трахею
можно легко прощупать
через кожу. У
верхнего отдела шеи
трахея покрыта щитовидным
хрящом который
особенно хорошо просматривается
у мужчин.
В грудной клетке
трахея разделяется
на два главных бронха. Изнутри
трахея выстлана слизистой
оболочкой, на
которой имеются реснички, способствующие
выведению из нее микробов
и пыли.
Легкие
Они расположены
в грудной
полости ,их дыхательная
поверхность
приблизительно в 75
раз превышает поверхность
тела человека..
Правое и левое легкие
состоят из отдельных
долей .В правом
их три :верхняя, средняя
и нижняя ,а
левом две: верхняя
и нижняя..
Доли в свою очередь
делятся на легочные
сегменты. Основу
их образуют разветвляющиеся
бронхи, которые
переходят в воздушные
мешочки ,называемые
альвеолами .Вдоль
правого и левого бронхов
в легкие входят легочные
артерии.Они делятся
на мелкие кровеносные
сосуды, которые
проходят по бронхиолам
и обеспечивают кровоснабжение
ткани легких..
Атмосферный воздух
поступает в легкие
через трахею и главные
бронхи, а затем
на бронхиолы.
Процесс внешнего дыхания обусловлен изменением объема воздуха в легких в течение фаз вдоха и выдоха дыхательного цикла. При спокойном дыхании соотношение длительности вдоха к выдоху в дыхательном цикле равняется в среднем 1:1,3. Внешнее дыхание человека характеризуется частотой и глубиной дыхательных движений. Частота дыхания человека измеряется количеством дыхательных циклов в течение 1 мин и ее величина в покое у взрослого человека варьирует от 12 до 20 в 1 мин. Этот показатель внешнего дыхания возрастает при физической работе, повышении температуры окружающей среды, а также изменяется с возрастом. Например, у новорожденных частота дыхания равна 60—70 в 1 мин, а у людей в возрасте 25—30 лет — в среднем 16 в 1 мин. Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в течение одного дыхательного цикла. Произведение частоты дыхательных движений на их глубину характеризует основную величину внешнего дыхания — вентиляцию легких. Количественной мерой вентиляции легких является минутный объем дыхания — это объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает за 1 мин. Величина минутного объема дыхания человека в покое варьирует в пределах 6—8 л. При физической работе у человека минутный объем дыхания может возрастать в 7—10 раз.
Рис. 10.5. Объемы и емкости воздуха в легких человека и кривая (спирограмма) изменения объема воздуха в легких при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе. ФОЕ — функциональная остаточная емкость.
Легочные объемы воздуха. В физиологии дыхания принята единая номенклатура легочных объемов у человека, которые заполняют легкие при спокойном и глубоком дыхании в фазу вдоха и выдоха дыхательного цикла (рис. 10.5). Легочный объем, который вдыхается или выдыхается человеком при спокойном дыхании, называется дыхательным объемом. Его величина при спокойном дыхании составляет в среднем 500 мл. Максимальное количество воздуха, которое может вдохнуть человек сверх дыхательного объема, называется резервным объемом вдоха (в среднем 3000 мл). Максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после спокойного выдоха, называется резервным объемом выдоха (в среднем 1100 мл). Наконец, количество воздуха, которое остается в легких после максимального выдоха, называется остаточным объемом, его величина равна примерно 1200 мл.
Сумма величин двух легочных объемов и более называется легочной емкостью. Объем воздуха в легких человека характеризуется инспираторной емкостью легких, жизненной емкостью легких и функциональной остаточной емкостью легких. Инспираторная емкость легких (3500 мл) представляет собой сумму дыхательного объема и резервного объема вдоха. Жизненная емкость легких (4600 мл) включает в себя дыхательный объем и резервные объемы вдоха и выдоха. Функциональная остаточная емкость легких (1600 мл) представляет собой сумму резервного объема выдоха и остаточного объема легких. Сумма жизненной емкости легких и остаточного объема называется общей емкостью легких, величина которой у человека в среднем равна 5700 мл.
При вдохе легкие человека за счет сокращения диафрагмы и наружных межреберных мышц начинают увеличивать свой объем с уровня функциональной остаточной емкости, и его величина при спокойном дыхании составляет дыхательный объем, а при глубоком дыхании — достигает различных величин резервного объема вдоха. При выдохе объем легких вновь возвращается к исходному уровню функциональной остаточной емкости пассивно, за счет эластической тяги легких. Если в объем выдыхаемого воздуха начинает входит воздух функциональной остаточной емкости, что имеет место при глубоком дыхании, а также при кашле или чиханье, то выдох осуществляться за счет сокращения мышц брюшной стенки. В этом случае величина внутриплеврального давления, как правило, становится выше атмосферного давления, что обусловливает наибольшую скорость потока воздуха в дыхательных путях.
Минутный объем дыхания человека в зависимости от возраста, пола и уровня физической активности (л/мин)
Объект исследования |
Состояние |
Легкая |
Тяжелая |
Работа |
Взрослый мужчина 30 лет |
7,5 |
20 |
43 |
111 |
Взрослая женщина 30 лет |
6,0 |
19 |
25 |
90 |
Юноша 14 - 16 лет |
5,2 |
- |
- |
113 |
Девушка 14 - 16 лет |
4,5 |
- |
- |
88 |
Ребенок 10 лет |
4,8 |
14 |
- |
71 |
Ребенок 1 год |
1,4 |
4,2 |
- |
- |
Новорожденный |
0,5 |
1,5 |
- |
- |