Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:35, курсовая работа
Цель: таким образом, целью нашего исследования является внедрение в практику работы воспитателя русских народных подвижных игр. Учитывая актуальность проблемы, мною была выдвинута
Гипотеза: при внедрении в работу с детьми дошкольного возраста русские народные подвижные игры, то возможно добиться заметных успехов в развитии физических качеств (ловкости).
Задачи:
1.Анализ работы воспитателей ДОУ по использованию русских народных подвижных игр в физическом развитии детей;
2.Уточнить влияние народных игр на развитие физических качеств (ловкости).
3.Подобрать народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1 Теоретические основы русских народных подвижных игр.
1.1 Истоки подвижных игр.
1.2 Русские народные подвижные игры в работах отечественных педагогов и психологов.
1.3 Методика проведения народных подвижных игр с детьми среднего возраста.
1.4 Особенности славянских игр для детей.
1.5 Физические качества дошкольников и их влияние на развитие русских народных подвижных игр.
Заключение
Глава 2 Практическая часть.
2.1 Констатирующий эксперимент.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Контрольный эксперимент.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Народная игра – это игра, широко распространённая в национальном обществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого общества.
Игра – деятельность не продуктивная, её мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, она остаётся не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян один из лучших тому примеров, т. к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.
Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. Они возникли не на пустом месте, а прообразом служили для них реальные события как бытовые, так и культурно – исторические. Народные игры можно разделить на несколько типов.
- Игры, отражающие отношение человека и природы. Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Во многом именно от природы зависело, будет ли сыта община, жить в достатке или придётся голодать. Закономерно, что эта связь нашла своё отражение в культуре, обычаях, традициях у славянских народов. Дети стремились подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый ряд игр, в которых отражаются отношения человека к природе. Во многих из них лесные хищники – лиса, медведь, волк главные действующие лица (волки во рву, хромая лиса, медведь и вожак).
- Игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия наших предков дошло до наших дней в многочисленных играх. Глядя на которые не трудно представить, чем они жили в старину (невод, удочка, птицелов).
- Игры по религиозным мотивам. Подобные мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурирует не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетных играх (водяной, черти в аду, дедушка – рожок и другие).
- Игры на находчивость, быстроту и координацию. Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательными становятся они, будучи оформленными, ввиде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования вот главные составляющие славянских народных игр (горелки, жмурки, салки).
- Игры на силу и ловкость. Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра то занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти качества (слон, чехарда, бой петухов и другие).
- Военные игры. На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением для мальчишек. За долгую историю военные игры, не претерпели каких – либо серьёзных видоизменений, и дошло до нас почти в первозданном виде (кулачный бой, снежки, казаки – разбойники).
Отмечу, что деление это весьма условное и не ставит перед собой цели загнать все народные игры в определённые классификационные рамки. Вполне возможно, что какие – то игры подойдут сразу к нескольким категориям. В каждую из этих игр дети могут играть вполне и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков.
Ещё одной особенностью славянских игр является использование в них зачинов, считалок, жеребьёвок. Они являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на безоговорочное и точное выполнение правил.
Зазывалки – специальные речёвки, используемые для сбора участников на игру. Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперёд руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Всё это время зазывала произносит зазывалку с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывало заканчивал набор.
Считалки – называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего. Считалки могли начинаться как загадки или как сказки. Концовки разнообразны с присутствием: «выйди, вон», «всё равно тебе водить» и т. д. «Выход» - это заключительный элемент в общей композиции считалки.
Жребий
– выполняет функцию высшей справедливости.
Его решению подчиняются все беспрекословно.
Жребий это условный знак, какой – нибудь
предмет, например дощечка, картонка. Берут
по количеству участников одинаковых
предметов. На одном ставят метку. Складывают
в какой – нибудь ящичек, а затем игроки
берут по одной. Кто вытягивает жребий
с условной меткой, тому и водить.
1.5 Физические качества дошкольников, и их влияние на развитие русских народных подвижных игр.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость связь эта взаимна. Чем богаче и шире арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности.
Выносливость – способность к длительному выполнению какой – либо деятельности без снижения её интенсивности, это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий.
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменившихся условиях правильно, быстро и находчиво.
Гибкость – морфофункциональное свойство опоро – двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев.
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление.
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения.
Для развития и тренировки двигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать. Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне. И в этом как раз помогают народные подвижные игры. Именно они создают такую атмосферу, где каждый ребёнок в непринуждённой обстановке, наравне со всеми сверстниками выполняет всевозможные движения, тем самым развивая свои физические качества. Потому, как в каждой народной подвижной игре используется движение на развитие одного, а чаще нескольких физических качеств, сразу.
Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановке.
Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он делает глубокий анализ ловкости и называет её не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. По мнению Н.А.Бернштейна ловкость и хорошая координация движения не одно и то же, между ними существуют явные различия. «Двигательная ловкость - это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость».
Кроме образных и красноречивых объяснений автор даёт научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
1. правильно (т.е. адекватно и точно);
2. быстро (т.е. скоро);
3. рационально
(т.е. целесообразно и
4. находчиво
(т.е. изворотливо и
Н.А.Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, Н.А.Бернштейн выделяет два разряда ловкости:
1. телесная ловкость;
2. предметная, или ручная, ловкость.
Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости. Н.А.Бернштейн отмечает: «ловкость это не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость - это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть».
К показателям ловкости относятся следующие факторы:
1. способность быстро обучаться;
2. использовать двигательный опыт;
3. быстро
реагировать на изменение
При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребёнка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры - игровые упражнения.
Большое место в развитии ловкости занимают русские народные подвижные игры.
Поскольку
психофизические качества формируются
у ребёнка комплексно, развитие одного
из качеств, способствует улучшению других
психофизических качеств.
Заключение.
Результаты
исследования литературы, показали, что
одной из эффективных форм сохранения
здоровья, физического совершенства детей
дошкольного возраста, являются народные
игры. В данной работе мы выполнили поставленные
перед нами задачи и доказали что традиционные
народные игры являются действенным средством
всестороннего, и, прежде всего умственного
и физического развития детей. Они помогают
освоению и закреплению ранее полученных
знаний и умений, развивают физические
качества в различных игровых ситуациях.
Предоставленные тесты и диагностические
методики могут
быть использованы в практической
деятельности дошкольных учреждений.
Народные игры могут органически включаться
в современный воспитательно-образовательный
процесс в дошкольных учреждениях, делая
этот процесс естественным. Данная работа
может использоваться в виде методического
пособия работниками физического воспитания
и воспитателями ДОУ.
Глава 2 Практическая часть.
Одна из задач физического воспитание в дошкольных учреждениях создание таких условий, которые способствовали развитию у детей среднего дошкольного возраста физических качеств (ловкость).
Эксперимент проводился на базе Государственного Общеобразовательного Учреждения детский сад № 1767, Восточного Административного Округа города Москвы в течение 2010 – 2011года. Под наблюдением находилось 10 человек в возрасте 4 -5 лет (таблица №1).
Таблица №1
Список детей | возраст | Группа здоровья |
Алиев Фарман | 4года 8месяцев | |
Гончарова Маша | 4года2месяца | |
Каюмов Максим | 4года4месяца | |
Новикова Альбина | 4года1месяц | |
Пронь Алёша | 4года2месяца | |
Полежаева Анжелика | 4года8месяцев | |
Соколов Сергей | 4года9месяцев | |
Сергеев Петя | 4года8месяцев | |
Чернова Татьяна | 4года5месяцев | |
Червяковская Анна | 4года1месяц |
Информация о работе Влияние подвижных игр на детей дошкольного возраста