Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:35, курсовая работа
Цель: таким образом, целью нашего исследования является внедрение в практику работы воспитателя русских народных подвижных игр. Учитывая актуальность проблемы, мною была выдвинута
Гипотеза: при внедрении в работу с детьми дошкольного возраста русские народные подвижные игры, то возможно добиться заметных успехов в развитии физических качеств (ловкости).
Задачи:
1.Анализ работы воспитателей ДОУ по использованию русских народных подвижных игр в физическом развитии детей;
2.Уточнить влияние народных игр на развитие физических качеств (ловкости).
3.Подобрать народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1 Теоретические основы русских народных подвижных игр.
1.1 Истоки подвижных игр.
1.2 Русские народные подвижные игры в работах отечественных педагогов и психологов.
1.3 Методика проведения народных подвижных игр с детьми среднего возраста.
1.4 Особенности славянских игр для детей.
1.5 Физические качества дошкольников и их влияние на развитие русских народных подвижных игр.
Заключение
Глава 2 Практическая часть.
2.1 Констатирующий эксперимент.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Контрольный эксперимент.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни.
4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.
Народные подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, что позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, а так же в соответствии с поставленными воспитательными задачами.
Подвижная игра – не заменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.
В
подвижных играх
1.2 Русские народные подвижные игры в работах отечественных педагогов и психологов.
К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Обратимся к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающейся учёный отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры с древнейших времён занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. Е. А. Покровский подчёркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движениям тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
На основе анализа национальных игр он пришёл к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е.А. Покровский писал, что именно национальные игры представляют собой важнейшее воспитательное средство, согласно с духом народа, по подобию того, как достигается народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т.п.
Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит ещё от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, - интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.
П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценным средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, справедливости, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить детей владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию». На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которые они им доставляют. В игре дети живут их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего как физическое, так и духовное».
Необходимость обратить
Народные
игры образны, поэтому они увлекают
преимущественно детей
Но, не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение.
Древние летописцы увлекались больше строем жизни людей взрослых, описанием их войн и характеров предводителей, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.
Большинство
народных игр уходит корнями в
религиозные пласты жизни. Например,
одной из причин появления подвижных
игр являются обрядовые игры, связанные
с суевериями и предрассудками. Языческая
романтика придавала особую красочность
русской народной культуре. Верования
племён основывались на поклонении солнцу
(Ярило), огню, воде и земле. Человек ожидал
от природы ниспослания земных благ, почитая
предков, произнося магические заклинания
и принося жертвы духам и богам. Кроме
этого, культура Руси развивались на основе
жесточайшей эксплуатации народа, главным
образом крестьянства. Всё это отразилось
в играх, которые являлись частью жизни
русского народа. Игрою пронизаны в разной
степени практически все области устного
народного творчества от песни, которая
«играется», до свадьбы своеобразной драматической
игрой с четким поведением ритуально-игровым
поведением каждого персонажа. Особые
формы ритуально-игрового поведения можно
найти в календарных обрядах и народных
гуляньях, устраиваемые на Святки, Масленицу,
Троицу и т.п. Игра в это время была не просто
досужим развлечением, а способом организации
хозяйственной, семейной и общественной
жизни человека. Игра учила и наставляла.
Игра развивала все человеческие способности
такие как: сообразительность, наблюдательность,
ловкость, выносливость, пластичность,
умение общаться так, как этого требуют
обстоятельства.
1.3 Методика проведения народных подвижных игр детьми среднего дошкольного возраста.
Методика проведения народной подвижной игры в целом ничем не отличается от проведения подвижной игры и включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, наблюдательность и предвидение. Стимулируя интерес ребёнка к игре, увлекая, его педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Важно помочь ребёнку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Наблюдательность и любовь к детям позволяет педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельность, корректировать поведение ребёнка и своё собственное, создавать радостную атмосферу в группе. Методика проведения игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребёнка и владеющего разнообразными двигательными навыками.
Обязательным условием успешного проведения любых подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор и планирование народных подвижных игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, времени года, особенностей режима, место проведения, интересов детей.
Значительное внимание уделяется подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми.
Тематика сюжетных народных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействует формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которые не может не проявить воспитываемые у него качества.
Ребёнок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснения педагога, был недостаточно внимателен и т.д.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьёвка), взрослому не следует её разучивать заранее, а желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала. Такая игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположение игроков и атрибутов, правилах игры. Он может дать один – два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно.
Сюжетную народную игру также можно объяснить по разному. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу. Например: рассказывает о жизни того народа, в чью игру предстоит играть, показ иллюстраций, предметы быта и искусства. Можно образно рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего. Успешное проведение во многом зависит от удачного распределения ролей.
Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физические и индивидуальные особенности детей. Команды подбираются равные по силам, для активизации неуверенных детей соединяют со смелыми и активными.
В ходе игры задача педагога:
-
следить за движениями, которые
должны соответствовать
-
следить за дозировкой
- делать краткие указания (указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу),
- поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих,
-
приучать детей ловко и
-
приучать добиваться
Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться ещё лучших результатов. К обсуждению игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.
Педагогу
следует помнить, что главная его задача
заключается в том, чтобы научить детей
играть активно и самостоятельно. Только
в этом случае они приучаются сами в любой
игровой ситуации регулировать степень
внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться
к изменяющимся условиям окружающей среды,
находить выход из критического положения,
быстро принимать решения и приводить
его в исполнение, проявлять инициативу,
т.е. дошкольники приобретают важные качества,
необходимые им в будущей жизни.
1.4 Особенности славянских игр для детей.
Информация о работе Влияние подвижных игр на детей дошкольного возраста