Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа
Свыше 30 высших и более 200 средних специальных учебных заведений насчитывается в нашей республике. В них для народного хозяйства готовят специалистов разных профессий. И какую бы из них мы ни избрали, в каждой требуется крепкое здоровье и хорошее физическое развитие.
Введение ------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Средства формирования физической культуры личности.
1.1Понятие о средствах. Физическое упражнение – основное и специфическое средство формирования физической культуры личности -------------------------------------------------------------------------------------- 5
1.2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений -------------------------------------------------------------------------------- 6
1.3. Классификация физических упражнений ----------------------- 7
1.4. Содержание и форма физических упражнений ------------ 9
1.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы --- 9
1.6. Понятие о технике физических упражнений ------------------- 10
1.7. Характеристики техники физических упражнений
1.7.1. Пространственные характеристики ----------------------------- 11
1.7.2. Временные характеристики ---------------------------------------- 12
1.7.3. Пространственно-временные характеристики------------- 13
1.7.4. Силовые характеристики -------------------------------------------- 14
1.7.5. Ритмические характеристики ------------------------------------- 15
1.7.6. Обобщенные(качественные) характеристики ------------- 15
Глава 2. Методы формирования физической культуры личности.
2.1 Исходные понятия: <метод>, <методический прием>, <методика>, <методический подход> --------------------------------------- 16
2.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору ------------------------------------------------ 18
2.2.1. Методы, направленные на преобретение знаний ------- 19
2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками -------------------------------------------------------------- 21
2.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей ---- 22
Заключение ------------------------------------------------------------ 29
Список используемой литературы ------------------------- 30
Приложение:
Используя средства народной культуры ---------------- 31
12. Евстафьев В.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: Материалы к лекциям и семинарам. — Л.: ВИФК, 1985.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — Изд. 2-е. — М.: Физкультура и спорт, 1970.
14. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
15. Комплексная целевая программа по физической культуре в вузе / Под ред. В.И. Григорьева; СПбУЭФ. - СПб., 1991.
16. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: Учебное пособие. — СПб., 1998.
17. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК. — М., 1992.
Приложение:
Обучая с использованием средств народной культуры
Младший школьный возраст особенно благоприятен для физического развития, и эффект обучения возрастает при умелом использовании педагогических знаний культурных традиций своего народа. Педагогическое воздействие в данном направлении должны быть систематическими, последовательными, чтобы надежнее заложить тот фундамент, на котором строится личность человека и гражданина.
Главная задача двигательного совершенствования младших школьников – ввести их в достаточно широкий круг знаний и умений, и на этой основе стремиться к достижению их разностороннего развития. Чтобы успешно решить эту задачу, младших школьников в первую очередь знакомят и обучают многим русским народным играм и развлечениям, в большинстве своем включающих новые и необычные упражнения. Самой представительной из них являются группа народных игр обще-подготовительного характера.
Умелое использование национальных игр на уроке, их сочетание с другими элементами и средствами обучения – отличительная черта хорошо организованного учебного процесса и предпосылка гармоничного психомоторного развития ребенка.
Эффективность применения элементов народной культуры зависит от методического и организационного обеспечения занятий. Поэтому первое обязательное условие – четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд и указаний учителя, второе – обеспечение преемственности при разучивании новых народных игр и развлечений, третье – строгое соблюдение общих дидактических принципов.
С помощью игр можно успешно решать самые разнообразные задачи, даже образовывать. Разучивая игры с помощью учителя, а затем, играя в них самостоятельно, учащиеся осваивают разнообразный мир движений который особенно на первых парах является для них новым и необычным.
При выборе народной игры для конкретного урока следует идти от более простых освоенных игр к более сложным.
Ученые утверждают, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно происходит на уровне непроизвольного запоминания (в игре), чем произвольного. Кроме того надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей данного возраста. Например игры с прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частичными интервалами отдыха, во время которых преподаватель объясняет смысл, назначение, происхождение игры. Нельзя давать упражнения с большими физическими нагрузками детям.
Игры с элементами прыжков “Волк во дворе”, “Два мороза”, “Заяц без логова”.
Игры с элементами таинственной неожиданности “Жмурки”, “Отгадай чей голосок”, “Прятки”, “Царь горы”.
Игры с музыкой и пением “Хоровод”, “Зайка”.
Игры на быстроту, меткость, ловкость “Бабки”, “Снежки”.
С возрастом у детей растут и укрепляются мышцы и постепенно надо увеличивать нагрузку. В таблице предложены игры и физические качества, которые развиваются в ходе проведения игры.
Название игры | Физические | качества | которые | развиваются | у детей |
| сила | быстрота | выносливость | ловкость | гибкость |
Лапта Охотники и утки Чехорда Рыбаки Чижик Два мороза Гуси-лебеди Два зайца Третий лишний
| +
+
+ +
+ |
+ +
+ + + | + + +
+
+ + + | + +
+
+ + |
+
+
+
|
Руководитель должен быть организатором игры и воспитывать детей в процессе ее проведения. Используя игру он должен ставить перед собой определенную цель:
1) укрепить здоровье занимающихся, способствовать их правильному развитию;
2) овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками;
3) воспитать у детей необходимые физические качества;
4) прививать учащимся организационные навыки.
Выбор игры прежде всего зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определение ее руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовку.
Методика проведения делится на 4 группы:
1-ая - совершенствование техники бега (увеличение длинны и частоты беговых шагов, обучение бегу в быстром, среднем, медленном темпе, развитие силы мышц разгибателей ног и т.д.;
2-ая – совершенствование владения малым мячом (ловля, передача мяча, бросок мяча на дальность);
3-яя – повышение уровня физических качеств;
4-ая – выполнение индивидуальных, групповых, атакующих, защитных действий в зависимости от типа применения народной игры (простые, групповые, индивидуальные).
Средствами достижения поставленной перед уроком цели являются специально подобранные и классифицированные с учетом их методического направления игры.
При разработанном содержании урока следует придерживаться принципа оздоровительной направленности.
Дети должны воспитываться как физически, так и духовно, ведь развитие одного из этих компонентов обязательно отражается на развитии другого(сюда входят коллективные народные танцы, перетягивание каната и др.)
Т.о. ученик выпускник начальной школы должен освоить соответствующие требования, предъявляемые к уровню подготовки занимающихся в образовательной области физической культуры с помощью использования элементов народной культуры в учебном процессе.