Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа
Свыше 30 высших и более 200 средних специальных учебных заведений насчитывается в нашей республике. В них для народного хозяйства готовят специалистов разных профессий. И какую бы из них мы ни избрали, в каждой требуется крепкое здоровье и хорошее физическое развитие.
Введение ------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Средства формирования физической культуры личности.
1.1Понятие о средствах. Физическое упражнение – основное и специфическое средство формирования физической культуры личности -------------------------------------------------------------------------------------- 5
1.2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений -------------------------------------------------------------------------------- 6
1.3. Классификация физических упражнений ----------------------- 7
1.4. Содержание и форма физических упражнений ------------ 9
1.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы --- 9
1.6. Понятие о технике физических упражнений ------------------- 10
1.7. Характеристики техники физических упражнений
1.7.1. Пространственные характеристики ----------------------------- 11
1.7.2. Временные характеристики ---------------------------------------- 12
1.7.3. Пространственно-временные характеристики------------- 13
1.7.4. Силовые характеристики -------------------------------------------- 14
1.7.5. Ритмические характеристики ------------------------------------- 15
1.7.6. Обобщенные(качественные) характеристики ------------- 15
Глава 2. Методы формирования физической культуры личности.
2.1 Исходные понятия: <метод>, <методический прием>, <методика>, <методический подход> --------------------------------------- 16
2.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору ------------------------------------------------ 18
2.2.1. Методы, направленные на преобретение знаний ------- 19
2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками -------------------------------------------------------------- 21
2.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей ---- 22
Заключение ------------------------------------------------------------ 29
Список используемой литературы ------------------------- 30
Приложение:
Используя средства народной культуры ---------------- 31
1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ — это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология их освоения.
2. Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности.
3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.
4. Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.
5. В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий.
6. Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели, т.е. к намеченному результату.
Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.
Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «метод» в самом общем виде можно определить следующим образом:
МЕТОД— это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия «метод» используется и термин «методический прием».
Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.[1]
Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.
Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:
♦ в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазанья, плавания и т.д.);
♦ в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания — в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).
В литературе встречаются также понятия «методический подход» и «методическое направление», которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к «методическому подходу» относит то, что в другом именует «методическим направлением».[6]
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).
Все рассмотренные выше понятия тесно связаны между собой и дополняют друг друга.[10]
2.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Здесь рассматривается классификация, в основании которой лежит направленность методов на решение специфических педагогических задач, связанных с формированием отдельных сторон физической культуры личности. Пользуясь ею, из общего набора методов можно выбрать те, которые наиболее полно содействуют решению конкретной задачи: образовательной, воспитательной или физического развития.
В предлагаемой классификации методы подразделяются на три группы:
1. Направленные на овладение знаниями.
II. Способствующие овладению двигательными умениями и навыками.
III. Направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.
В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной метод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении классификации мы исходили из представлений о том, что каждая группа методов должна строиться и использоваться на базе закономерностей, лежащих в основе процесса усвоения знаний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развитие физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.
Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако, несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классификации к той или иной группе методов формирования физической культуры личности.
Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:
1. Закономерностями формирования двигательных навыков и развития физических способностей и вытекающими из них методическими принципами.
2. Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития личности занимающихся.
3. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.
4. Возможностями занимающихся — их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.
5. Возможностями самих преподавателей — их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хорошо говорил по этому поводу П.Ф. Лесгафт: «Можно сказать: метод — это я».
6. Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.
7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление).
8. Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов тренировки.
9. Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия (температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).[3]
2.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
Знания — один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.
Рассказ — это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями.К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых — совместным, коллективным.
Описание — это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.
Характеристика — это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?» К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода — теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: «Зачем это нужно делать?» и «Почему так, а не иначе?».
Разновидностью объяснения являются:
сопроводительные пояснения — лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;
инструктивные – точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.
Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осуществляется с помощью указания, команды, подсчета, распоряжения, приказа и др.
Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слуховые и другие ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формироваться в результате воздействия на обучаемого двух групп факторов, различающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании.
Одна группа факторов связана с передачей информации, адресованной обучаемому извне и относящейся к «чужому» исполнению движения. Такой подход к познанию движения обычно называют «экзогенным», т.е. внешнего происхождения.
Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы называют «эндогенными, т.е. это внутренние ощущения, восприятия, представления.
В связи с этим применяются экзогенные или эндогенные способы и приемы создания чувственного образа изучаемых упражнений.
В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино— и видеомагнитофонных записей, предметных и символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой и т.д.), звуковая и световая демонстрация.
Во втором случае применяются методы направленного «прочувствования» движения, содействующие созданию эндогенной «картины движения». В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры движений и тем самым лучше прочувствовать их.
Для выяснения правильности формирования восприятия техники движений, их характеристик педагог должен постоянно получать информацию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, графической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при передвижении всего тела в пространстве и времени.[11]