Физические качества человека. Средства и методы их воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:00, реферат

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.
Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.
Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Содержание

Введение 3
1. Понятие физических способностей 4
1.1 Сила 6
1.2 Выносливость 8
1.3 Ловкость 10
1.4 Координационные способности 11
1.5 Гибкость 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

реферат по физре воспитание физ.качеств.docx

— 37.03 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

Институт  управленческих кадров

Факультет инновационной подготовки

Кафедра физической культуры

Специальность «Государственное управление и экономика» 
 

Реферат

     на  тему: «Физические качества человека. Средства и методы их воспитания» 
 
 
 

Студентки

2 курса, группа ГУЭ-2                                                              Карпович Н.А. 

Руководитель                                                                              

(преподаватель кафедры,  судья по

 спорту 1 категории)                                                                 Жамойдин Д.В.

 
 
 

  
 
 

Минск 2011

Физические  качества человека. Средства и методы их воспитания 

Введение 3

1. Понятие физических способностей 4

1.1   Сила 6

1.2   Выносливость 8

1.3   Ловкость 10

1.4   Координационные способности 11

1.5   Гибкость 14

Заключение 16

Список  литературы 17 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с  предыдущими десятилетиями. Это, в  конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко  снижает работоспособность организма.

     Но  и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой,   может в некоторых случаях  рассматриваться  с отрицательной  стороны.

     Физическая  культура должна входить в жизнь  человека с раннего возраста и  не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь  нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему  вред.

     Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого  человека. 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие физических способностей
 

         Под физическими  качествами понимают социально обусловленные  совокупности биологических и психических  свойств человека, выражающие его  физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

         К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и  т. д.

         От других качеств  личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач  через двигательные действия.

         Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться  различно. У одних отмечается более  высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения  параметров движения и т. п.

         Под физическими  способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные  функциональные возможности органов  и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность  выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической  средой жизнеобитания человека. При  этом одна физическая способность может  развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех  же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов  и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может  выразить в полном объеме соответствующее  физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как  о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

         Изложенные представления  о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств  лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется  в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуславливается  врожденными задатками, определяющими  индивидуальные возможности функционального  развития отдельных органов и  структур организма. Чем более надежно  функциональное взаимодействие органов  и структур организма, тем более  устойчиво выражение соответствующих  физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств  достигается через решение разнообразных  двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных  двигательных задач характеризует  всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью  органов и структур организма  говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

1.1 Сила

         Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.

         Силовые способности  проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством  мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах.

         Величина проявления силы действия зависит от внешних  факторов – величины отягощений, внешних  условий, расположения тела и его  звеньев в пространстве; и от внутренних – функционального состояния  мышц и психического состояния человека.

         Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах  человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой  силы.

         Проявление силы действия человека зависит также  от соотношения фаз движения и  дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании  и наименьшая - при вдохе.

         Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы  тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной  массе тела.

         Силовые способности  определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния  мышц. Мышечные напряжения проявляются  в динамическом и статическом  режимах сокращения, где первый характеризуется  изменением длины мышц и присущ преимущественно  скоростно-силовым способностям, а  второй- постоянством длины мышц при  напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В  практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозначаются терминами» динамическая сила» и  «статическая сила» В качестве примера проявления статической силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической - прыжок вверх.

         Собственно силовые  способности проявляются преимущественно  в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии  на человека внешних сил.

         Степень проявления собственно силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных  в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в  развитии силовых способностей: использование  упражнений с максимальными условиями  и использование упражнений с  непредельными отягощениями Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с  предельными или околопредельными (90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к перевозбуждению нервных центров, в результате чего в работу дополнительно включаются «лишние» для выполнения данного упражнения мышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.

         Упражнения с непредельными  отягощениями характеризуются выполнением  двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой  объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроля за техникой движений. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается  в течение длительного времени.

         Скоростно-силовые  способности проявляются при  различных режимах мышечного  сокращения и обеспечивают быстрое  перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. Развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, прыжок).

         Для развития скоростно-силовых  способностей используют упражнения с  преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать  определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное  воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким  образом, чтобы каждая последующая  серия включала в работу новую  мышечную группу, позволяла значительно  повысить объем нагрузки при строгом  чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост  функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность  локального направленного воздействия  на определенные мышечные группы здесь  ограничена. Упражнения, направленно  воздействующие на развитие скоростно-силовых  способностей, условно разделяют  на два типа: упражнения преимущественно  скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.

         Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально  возможном темпе.

      1. Выносливость

         Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в  различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

         Продолжительность механической работы до полного утомления  можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и  декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных  признаков усталости, вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и  частичным изменением структуры  двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением  темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности  работы вплоть до ее прекращения.

Информация о работе Физические качества человека. Средства и методы их воспитания