Развитие сферы туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности развития сферы туризма в Республике Беларусь..
Задачи курсовой работы:
- провести анализ сегодняшнего состояния рынка туристских услуг в Беларуси за рубежом;
- изучить состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в РБ;
-проанализировать особенности туристической инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;
-дать характеристику основным направлениям и механизмам задач развития отрасли туризма в РБ.
Практическая значимость: представленный в курсовой работе материал является не только источником знаний, но и помощником в процессе подготовки специалистов в сфере туризма.

Работа содержит 1 файл

Развитие туризма РБ.doc

— 137.05 Кб (Скачать)

Наиболее  перспективными направлениями развития туристической отрасли Республики Беларусь, способствующими наращиванию  экспорта туристических услуг и  развитию внутреннего туризма являются:

- транзитный и трансграничный туризм;

- деловой туризм;

- культурно-познавательный туризм;

- спортивный туризм;

- рекреационный и оздоровительный туризм;

- агроэкотуризм;

- водный туризм.

Развитие  транзитного и трансграничного  туризма - основной резерв для увеличения экспорта туристических услуг в  краткосрочной перспективе.

Опыт  разных стран показывает, что успех  их развития предрешен, если широко использовать общую историю и традиционные культурные связи, принцип добрососедства, сходство природных условий на основе международных договоров.

Хороший пример грамотного использования соседских  отношений -Еврорегион «Неман», созданный на территории Литвы, Польши и Беларуси. С помощью программы TACIS идет изучение состояния региона и оценка его возможностей. Общие туристические проекты с соседними государствами выгодны и в том плане, что способствуют получению помощи международных организаций - Всемирной туристской организации, комиссий Европейского сообщества и др. Интересный проект - некогда знаменитый путь «Из варяг в греки». [10, с. 110].

Убедительным  примером служит использование природного наследия у нас и наших соседей  в Польше. У Беларуси и Польши есть две основные и общие достопримечательности  природы: Беловежская пуща и Августовский канал.

Беловежская пуща на территории Польши занимает площадь  примерно в 5 раз меньшую, чем у  нас, но польская сторона принимает  и обслуживает в 5 раз больше туристов на своей территории пущи, чем белорусы на принадлежащей им части заповедника (Польша приняла 300 тыс. туристов в Беловежской  пуще, Беларусь - 67 тыс.) [11].

Августовский  канал соединяет реки Вислу и  Неман и тем самым дает возможность  совершать путешествия водным путем  из Западной Европы (из Германии через  Польшу, Беларусь и Литву возвратиться в Балтийское море).

Столь весомые  туристические активы, как Беловежская  пуща, Августовский канал, Новогрудок и Мир, Брестская крепость-герой являются хорошими предпосылками для инвестиций.

Развитию  трансграничного туризма способствует подписанное соглашение между Республикой  Беларусь и Литвой о 50-километровой зоне.

Учитывая, что количество граждан из других стран, прибывающих в Беларусь с  деловыми намерениями значительно  превышает число иностранных  туристов (т.е. находящихся на территории республики не менее 24 ч и оформленных через туристическую фирму), целесообразно развивать деловое направление туристической отрасли за счет оказания туристических и экскурсионных услуг для участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов, международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных организаций; проведения международных торговых выставок, ярмарок.

Использование богатого историко-культурного наследия Республики Беларусь и общности истории  и культуры Республики Беларусь со странами-соседями является основанием для развития культурно-познавательного  туризма за счет формирования туристических  и экскурсионных маршрутов для  разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей, проживающих  на территории нашей республики; организации  ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих  сейчас в других странах; привлечения  молодежи к путешествиям по Республике Беларусь в целях воспитания уважения к историческому прошлому [12, с. 130].

Рост  популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования  имеющейся туристической индустрии  позволит развивать спортивное направление  туристической отрасли: организацию  спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных, лыжных) и других туристическо-спортивных мероприятий, в которых туристы  являются участниками; посещение крупных  спортивных соревнований, где туристы  являются зрителями. Для развития спортивного  и экстремального туризма можно  использовать возможности Национальных парков, болота «Великий мох» в Витебской  области, бывших военных городков, солигорских терриконов и т.д.

Эффективное и рациональное использование природных  ресурсов и имеющаяся туристическая  индустрия служат основой для  развития рекреационного и оздоровительного (медицинского) туристического направления  на базе имеющихся санаторно-курортных  и оздоровительных организаций  с расширением спектра предлагаемых туристических услуг; создания летних туристическо-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок  для отдыха; рационального использования  природных ресурсов, обладающих лечебными  свойствами, таких как минеральные  воды, торфогрязи, сапропели и других.

Высокое качество предоставляемых медицинских  и оздоровительных услуг, сравнительно низкая стоимость путевок способствуют росту туристических потоков  россиян и граждан прибалтийских  государств в Беларусь.

Агроэкотуризм в Республике Беларусь является одним из перспективных направлений. Рост городского населения, процесс урбанизации приводит к концентрации населения. Жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Все это может способствовать развитию агроэкотуризма, который может увлечь, в первую очередь, вчерашних школьников и студентов, а также граждан, активно путешествующих по миру, подверженных в большей степени влиянию общеевропейскому, где экология сегодня в сознании людей очень высоко ценится. Агроэкотуризм это не только один из способов остановить процесс разрушительного воздействия на природу, но и довольно прибыльный вид бизнеса. Предпосылками его развития служат наличие в сельской местности свободного жилого фонда, либо строительство специальных агротуристических объектов - средств размещения туристов («национальные деревни», «дома охотника/рыбака», «культурные центры», «аграрные парки» и т.п.), выполняющих функцию сельских гостиниц. Для организации этого вида туризма нужны минимальные затраты, например, организовать экологические тропы, оборудовать места для фотоохоты и наблюдения за представителями дикой фауны.

В качестве универсальной модели, которая вмещает  в себя все основное многообразие сельского туризма, можно рекомендовать  модель, предложенную Всемирной туристской организацией (рисунок 1).

Чтобы убедиться  в правильности выбранных направлений  развития туристической отрасли  необходимо всесторонне изучать  ситуацию, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы с помощью SWOT-анализа.

Современная обстановка требует улучшения качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями стандартизации, сертификации, лицензирования туристической деятельности.

Особого внимания требует Интернет, который  становится сегодня все более  востребованным источником информации и, согласно статистике, является самым  популярным средством при поиске туристических туров и маршрутов, электронном бронировании туров  и гостиничных номеров по электронной  почте через сеть туристско-информационных центров.

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристической  отрасли инновационные технологии развиваются по трем направлениям:

1. Внедрение инноваций, связанных с развитием предприятия и туристического бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия);

2. Инновации в маркетинге, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов;

3. Продуктовые инновации, направленные на изменение

потребительских свойств туристического продукта, его  позиционирование и

дающие  конкурентные преимущества.

Инновационные технологии в туристической отрасли  направлены на создание нового или  изменение существующего продукта, на освоение новых рынков, внедрение  передовых информационных технологий. Именно информационные технологии наиболее сильно повлияли на трансформацию организационной  структуры и производственный процесс  в туристической отрасли [14, с. 3].

От правильного  построения и эффективной реализации туристической политики зависят  роль и место конкретного государства  на рынке международного туризма. Вопросами  регулирования сферы международного туризма на национальном уровне занимаются специализированные органы управления. Мировой опыт свидетельствует о  целесообразности и даже необходимости  разделения национальных туристических  администраций на две ветви: первая решает глобальные задачи, связанные  с нормативно-правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности туристических  предприятий и регионов, международным  сотрудничеством на межгосударственном уровне, а вторая занимается маркетинговой  деятельностью.

Потребность в разделении полномочий и обязанностей можно объяснить поставленными  перед органами туристической администрации  целями.

Главную цель в развитии международного туризма  специализированное министерство видит  в формировании современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. В то время как ведомство, отвечающее за маркетинговую деятельность, направляет свои усилия на создание положительного имиджа страны на мировом рынке туризма  и повышение привлекательности  национального рынка для международной  туристической деятельности.

 

3.2. Оценка рисков

 

Реализация  программы развития туризма на 2011 - 2015 годы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:

1.Макроэкономические  риски, связанные с возможностью  ухудшения внутренней и внешней  конъюнктуры, снижением темпов  роста экономики, уровня инвестиционной  активности, высокой инфляцией, кризисом  банковской системы.

2.Финансовые  риски, связанные с возникновением  бюджетного дефицита и недостаточным  вследствие этого уровнем бюджетного  финансирования. Слабая диверсификация  российской экономики и прямая  зависимость бюджетных доходов  от цен на продукцию топливно-энергетического  сектора делает данный риск  наиболее опасным.

3.Техногенные  и экологические риски. Изменение  природно-климатических условий.  Любая крупная природная, технологическая  или экологическая катастрофа, вероятность  которых полностью исключать  нельзя, потребует дополнительных  ресурсов по ликвидации их  последствий. Глобальные изменения  климата могут также существенно  повлиять на динамику туристских  потоков, что несет особенно  ярко выраженные риски для  стран с недиверсифицированным туристским продуктом.

4. Геополитические  риски. На развитие сферы туризма,  как внутреннего так и въездного,  оказывает большое влияние политическая  ситуация внутри страны и в  сопряженных государствах. Военные  и террористические действия  могут привести к снижению  туристского потока и формированию  образа Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, а также снизить ее инвестиционную привлекательность.

5. Международные  риски. Успешное функционирование  сферы туризма напрямую зависит  от состояния международных отношений  Республики Беларусь с другим странами. Кроме этого для сферы туризма имеет значение ситуация на международных рынках, курсы валют, степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для регионов приграничного туризма.

Анализ  возможных направлений решения  системной проблемы подтверждает необходимость  разработки единой государственной  стратегии развития сферы туризма, основанной на сочетании институционального и проектного подходов, развития сотрудничества между государственными структурами  всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями, и направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений.[4, с.130].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  

Таким образом, проведенное исследование управления развитием туризма в Республике Беларусь позволяет сделать следующие выводы.

Республика  Беларусь обладает серьезным ресурсом к развитию туризма.

- Не отвечает требованиям времени система государственного управления регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения.

- Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов.

- Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов.

- Отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций.

- Невысокая активность зарубежных инвесторов на туристическом рынке Республики Беларусь определяется низкой инвестиционной привлекательностью страны, несформированным имиджем Беларуси как туристической страны, специфическими особенностями инвестирования в туристическую отрасль.

Следует подчеркнуть, что туристическая отрасль относится к отраслям с, так называемым, бесконечно эластичным спросом. В условиях сложной экономической ситуации в мире, а также учитывая высокую потенциальную ценовую конкурентоспособность туристических услуг Беларуси, данная сфера весьма перспективна для вложения капитала, включая банковский.

Сейчас, когда жизненно важно найти новые ниши для размещения средств развития экспорта услуг, банки могли бы играть более весомую роль в развитии туристической отрасли посредством содействия разработке и последующего финансирования проектов.

В качестве основных направлений совершенствования  управления туристской отраслью в Республике Беларусь можно назвать следующие:

1. Срочное  реформирование национального туристского  комплекса с целью обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, ускоренное развитие сферы услуг, привлечение иностранных туристов и увеличение валютных поступлений в республику.

Информация о работе Развитие сферы туризма в Республике Беларусь