Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности развития сферы туризма в Республике Беларусь..
Задачи курсовой работы:
- провести анализ сегодняшнего состояния рынка туристских услуг в Беларуси за рубежом;
- изучить состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в РБ;
-проанализировать особенности туристической инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;
-дать характеристику основным направлениям и механизмам задач развития отрасли туризма в РБ.
Практическая значимость: представленный в курсовой работе материал является не только источником знаний, но и помощником в процессе подготовки специалистов в сфере туризма.
Основными
причинами, сдерживающими развитие
туризма и отдыха, являются: сильное
различие городов по степени привлекательности
и узнаваемости; низкие темпы реставрации,
реконструкции или ремонта
Состояние
инфраструктуры туристической отрасли
на территории Республики Беларусь характеризуется
в основном устаревшей материальной
базой, слабо развитой инфраструктурой
вблизи объектов историко-культурного
наследия, национальных парков, автомобильных
дорог, водных систем. Имеющиеся объекты
общественного питания и
Медленными темпами ведется строительство объектов инфраструктуры, в частности, гостиниц, объектов придорожного сервиса, туристических комплексов и баз отдыха, объектов показа, центров народного творчества.
По результатам работы в 2008 - 2009 годах введено в эксплуатацию 324 объекта из 371 запланированного. За данный период не обеспечен ввод в эксплуатацию 47 объектов (из них 26 предложены к исключению). Причины не выполнения данных мероприятий, в основном связаны с отсутствием финансовых средств у исполнителей [6, с 6].
В Республике
Беларусь многое делается по восстановлению
и поддержанию историко-
Именно слабое развитие инфраструктуры, сферы услуг и сервисного обслуживания в местах отдыха и на туристских маршрутах затрудняют развитие туристического рынка в Республике Беларусь. Формула туристического рынка - увеличение продолжительности пребывания туриста в местах отдыха и в целом в стране, получение максимальной экономической выгоды через развитие инфраструктуры, а следствие этому расширение количества предлагаемых услуг.
2.2. Роль и место международного туризма в системе общественных отношений
Международный туризм включает в себя выездной туризм и въездной туризм и предполагает путешествие и пребывание туристов в местах, находящихся за пределами государства их обычной среды (места жительства).
Международный туризм играют значимую роль в экономическом и социальном развитии государств, который как экспортная отрасль обеспечивает высокие поступления валюты и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса.
Впервые на международном уровне глубокий анализ роли международного туризма в международных отношениях был дан на Всемирной конференции по туризму (Манила, 27 сентября – 10октября 1980 г.). В принятой на конференции Декларации по мировому туризму отмечено, что:
а) туризм
превращается в одну из основных отраслей
мировой экономической
б) туризм во всеобщих усилиях, предпринимаемых с целью установления нового экономического международного порядка, может сыграть позитивную роль в пользу равновесия, сотрудничества, взаимопонимания и солидарности между странами.
Кроме того, в Манильской декларации по мировому туризму 1980 г. сказано, что национальная и международная туристская деятельность являются неотъемлемой частью жизни современного национального общества и международного сообщества, и это необходимо надлежащим образом учитывать при определении направлений будущего социального, культурного и экономического развития человечества.
В дальнейшем на Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 10 – 14 апреля 1989 г.) были отмечены:
1) вклад
индивидуальных и коллективных
туристских путешествий,
2) роль
туризма в создании атмосферы
доверия и взаимопонимания
Наряду с этим внимание членов мирового сообщества было обращено на возможные негативные последствия от «неконтролируемого» и «неуправляемого» туризма. В частности, в п. 11 Приложения к Гаагской декларации по туризму 1989 г. сказано, что «туризм является экологически чистой отраслью и не обязательно сопровождается катастрофическими последствиями, которые часто сопутствуют индустриализации, однако здесь существует потенциальная опасность как для естественной, так и для культурной среды, что требует внимания со стороны государств».
В очередной раз вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами, в обогащение культурного наследия человечества, его значение как фактора индивидуального и коллективного совершенствования и устойчивого развития были отмечены членами Всемирной туристской организации, собравшимися на Генеральной ассамблее в г. Сантьяго (Чили) 1 октября 1999__г. В одобренном на Генеральной ассамблее Глобальном этическом кодексе туризма, в частности, сказано: «...благодаря прямым, спонтанным и неназойливым контактам, которые осуществляются между мужчинами и женщинами, представляющими различные культуры и образы жизни, туризм представляет собой мощный фактор обеспечения мира и укрепления дружбы и взаимопонимания между народами нашей планеты».
В Глобальном этическом кодексе
туризма 1999 г. заложен комплекс ориентиров
(принципов), призванных содействовать
установлению справедливого ответственного
и устойчивого мирового туристского
порядка – порядка, который сможет
примирить экономику и
2.3. Международное законодательство и политика в туристической сфере
Главной международной организацией в туризме является Всемирная туристская организация (ВТО). Существуют также другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом, например Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международная организация гражданской авиации (ICAO). Кроме того, есть много региональных организаций, таких, как Европейская комиссия путешествий (ЕТК), Азиатско-Тихоокеанская ассоциация путешествий (РАТА), Карибская туристская организация и др. [6, с. 86]
Важнейшие
документы по туризму, принятые Всемирной
туристской организацией или с ее
участием ориентируют туристов на такие
контакты, которые бы оказывали содействие
настоящему общению, основанному на
взаимопонимании и
Важной
задачей туризма считается
В Кодексе
туриста подчеркивается, что турист
должен быть восприимчивым к культуре
местного населения, воздерживаться от
подчеркивания экономических, социальных
и культурных отличий, существующих
между туристами и местным
населением. Общими принципами, которыми
руководствуется международный
туризм, являются: признание равных
прав народов в определении своей
судьбы; определение самобытности культур
и уважение моральных ценностей
народов; право человека на уважение
его достоинств и индивидуальности.
Указанные принципы и требования
находят подтверждение в
Международная
академия туризма (основанная в 1951 году)
считает своей целью пропаганду
и защиту культурных ценностей международного
туризма, сохранение и развитие его
гуманистической
В этом же
направлении действует и
Непосредственное общение представителей разных стран и культур во время туристских взаимообменов, деятельность международных туристских организаций, направленная на усиление взаимовыгодных связей между народами - все это оказывает содействие не только взаимообогащению культур, но и сближению народов, делу утверждения мира. В последние годы многие ученые разных направлений обратили свои взоры на туризм, изучая его феномен и создавая тем самым предпосылки для развития этой сферы экономики в Украине. По определению Всемирного Совета по туризму и путешествиям (Брюссель) современный туризм в его экономическом аспекте характеризуется как крупнейшая индустрия мира (3,5 трлн. дол. США оборотного капитала), главный налогоплательщик, самая динамичная область мировой экономики.
Всемирная туристская организация занимается решением вопросов образования и обучения в сфере туризма создаёт фундаментальные принципы, которые будут способствовать успешной реализации программ Всемирной туристской организации на местных уровнях и в глобальном масштабе. Это поможет организациям и учебным заведениям успешно ориентироваться в сложном современном мире бизнеса в сфере туризма.
ВТО работает с следующих направлениях: 1.Развитие мощностей для создания программ для государств - членов ВТО. 2. Постоянная поддержка со стороны ВТО всех инициатив стран-участниц по вопросам разработки новых обучающих и образовательных стратегий в сфере туризма. 3.Концентрация информационных потоков по вопросам развития человеческих ресурсов и управление этими потоками с целью обеспечения развития и совершенствования учебных процессов в сфере образования в туризме.
В развитии социального туризма важное место, кроме ВТО, занимает Международное бюро социального туризма (IBST), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристские организации, вовлеченные в социальный туризм в основном из индустриальных стран. Хартия этой организации, принятая на Генеральной ассамблее в Вене в 1972 г., провозгласила фундаментальные принципы социального туризма [6, с. 35]. Эти принципы в дальнейшем были отражены в Манильской декларации ВТО и Акапульской хартии ВТО, принятых соответственно в 1980 и 1982 гг. Принципы вышеназванных декларации и хартии применимы также и к оздоровительному туризму. Роль генерального соглашения по торговле и услугам. Генеральное соглашение по торговле и услугам (GATS) - это один из аспектов Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по товарам и тарифам (ГАТТ) по либерализации мировой торговли, а именно по либерализации обмена услугами. Это соглашение создавалось как часть многостороннего продолжительного межправительственного торгового соглашения. Оно во многом применимо для туризма, в частности для специалистов, занимающихся туристской политикой. По поручению ВТО в 1994 г. ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и неприбыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей [6, c. 67].
Информация о работе Развитие сферы туризма в Республике Беларусь