Развитие сферы туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности развития сферы туризма в Республике Беларусь..
Задачи курсовой работы:
- провести анализ сегодняшнего состояния рынка туристских услуг в Беларуси за рубежом;
- изучить состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в РБ;
-проанализировать особенности туристической инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;
-дать характеристику основным направлениям и механизмам задач развития отрасли туризма в РБ.
Практическая значимость: представленный в курсовой работе материал является не только источником знаний, но и помощником в процессе подготовки специалистов в сфере туризма.

Работа содержит 1 файл

Развитие туризма РБ.doc

— 137.05 Кб (Скачать)

Таким образом, наиболее значимыми международными организациями в сфере туризма  являются: Всемирная туристская организация, Международная ассоциация научных  экспертов в области туризма, Всемирный Совет по туризму и  путешествиям, Международное бюро социального  туризма. Наиболее значимыми международными документами в сфере туризма  являются: Манильская Декларация Всемирного Туризма, Хартия туризма и кодекса  туриста, Гаагская декларация по вопросам туризма, Монреальская декларация, Глобальный этический кодекса туризма и др. Особенность международных законодательных актов, касающихся туристической сферы в том, что большинство из них носит рекомендательный характер и соблюдается теми государствами, которые их подписали на добровольной основе.

 

2.4. Приоритетные направления международного сотрудничества Беларуси в сфере туризма

Вопросы международного сотрудничества в области  туризма привлекли особое внимание исследователей в связи с произошедшими  системными изменениями в 1990-х гг. в странах Центральной и Восточной  Европы. Став суверенными, страны региона  начали активно развивать международное  сотрудничество во многих областях, в  том числе и в сфере международного туризма.

Международный туризм в современных условиях приобретает  огромные масштабы, оказывая существенное влияние на политические, экономические  и культурные связи между государствами. В современном мире туризм затрагивает  интересы все большего числа стран, вовлекая их в активный процесс туристского  обмена и становясь стратегически  важной отраслью мирового хозяйства. Все  большее значение приобретает туристская индустрия и для Беларуси. Так, например, величина экспорта туристских услуг Республики Беларусь к 2010 г. составила 39,9 млн дол. США, число занятых в сфере туризма увеличилось и достигло 12209 человек. Постепенно расширяется географическая структура внешних туристских связей. Если в 1993 г. республику с туристскими целями посетили жители 44 государств, а белорусские путешественники побывали в 40 странах, то в 2010 г. в результате расширения международных контактов число туристообразующих стран для Республики Беларусь превысило 90, а число основных туристских регионов для белорусских туристов достигло 56 государств [9].

Весной 2005 г. Советом Министров Республики Беларусь была принята вторая Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2006—2010 годы, в соответствии с которой приоритетным направлением сотрудничества Республики Беларусь с  международными организациями в  сфере туризма является расширение взаимодействия со Всемирной туристской организацией (ВТО) — специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и ведущей международной организацией в сфере туризма, членом которой Беларусь является с апреля 2005 г. [7]. В апреле 2007 г. республику впервые посетил с официальным визитом Генеральный секретарь ВТО Ф. Франджиалли. Основными направлениями активизации сотрудничества с ВТО должны стать:

    — использование богатого опыта  ВТО в сферах консалтинговых  услуг и образования (организация  практических семинаров, образовательных  программ по повышению квалификации  для студентов, преподавателей, представителей  национальной туристской администрации  и др.);

    — проведение экспертной оценки  туристских объектов, состояния  туристской инфраструктуры и  получение рекомендаций по повышению  эффективности использования туристских  ресурсов Республики Беларусь;

    — финансовая поддержка программ и проектов (содействие реализации проекта по организации маршрута «Из варяг в греки», объединяющего Беларусь, Украину, Россию и Латвию; реализация программы «Золотое кольцо Беларуси»);

    — включение в международные  туристско-экскурсионные маршруты  туристических объектов Августовского  канала и канала Огинского;

    — содействие реализации туристских  проектов в рамках еврорегионов «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща», «Днепр», соучредителем которых является Республика Беларусь;

    — приведение отечественной статистики  по туризму в соответствие  с международными стандартами;

    — получение экспертных рекомендаций  по созданию привлекательного  туристского бренда Республики  Беларусь, разработке грамотной  стратегии позиционирования на  мировом туристском рынке, а  также повышению эффективности  использования возможностей глобальной  компьютерной сети Интернет в  целях продвижения национального  туристского продукта.

Беларусь  активно расширяет международные  связи в сфере туризма на основе двустороннего сотрудничества. В настоящий момент республикой подписаны более 20 межправительственных и межведомственных соглашений в области туризма, причем часть из них специализируется непосредственно на вопросах расширения сотрудничества в области туризма, другие же предусматривают активизацию взаимодействия по различным направлениям, включая туристскую сферу (например, Соглашение Республики Беларусь и Республики Индия «О сотрудничестве в области искусства, образования, средств массовой информации, спорта и туризма»). Беларусь подписала соглашения о сотрудничестве в области туризма с Индией, Россией, Польшей, Турцией, Кипром, Сирией, Югославией, Арменией, Латвией, Киргизией, Таджикистаном, Литвой, Молдовой, Азербайджаном, Ливаном (таблица 2); на стадии подготовки находятся cоглашения с Казахстаном, Словакией, Эстонией.

 

Таблица 1 -Перечень двусторонних Соглашений о сотрудничестве в области туризма, подписанных  Республикой Беларусь

Стороны соглашений

Дата  заключения

соглашения

Название  соглашения

1

2

3

РБ — Государство Израиль

26 мая 1992 г.

Меморандум о взаимопонимании

РБ — Китайская Народная Республика

25 ноября 2005 г.,

 

1 марта  1993 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  сфере спорта и туризма»,

Соглашение  «О взаимных безвизовых групповых туристских поездках»

РБ — Республика Индия

14 мая 1993 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ — Украина

23 июля 1993 г. 

Соглашение «О сотрудничестве в  сфере туризма»


 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

РБ —Союзная Республика Югославия

26 ноября 1998 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ — Румыния

14 апреля 1994 г. 

Соглашение «О сотрудничестве в  области науки, образования, культуры, информации, охраны здоровья, спорта и  туризма»

РБ —Российская Федерация

21 февраля 1995 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ —Исламская Республика Иран

14 июля 1995 г.

Меморандум «О взаимопонимании  и сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма»

РБ — Республика Польша

27 ноября 1995 г

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ — Турецкая Республика

24 июля 1996 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ — Республика Кипр

14 апреля 1997 г. 

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ — Республика Куба

1 июля 1997 г.

Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан»

РБ — Сирийская Арабская Республика

11 марта 1998 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ — Латвийская Республика

16 мая 1998 г.,

11 января 2001 г. 

Соглашение «Об основных принципах  трансграничного сотрудничества»,

Соглашение  «О сотрудничестве в области туризма»

РБ —

Республика  Армения

31 октября 2000 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ—

Венгерская  Республика

23 мая 2001 г.

Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан по дипломатическим  и служебным паспортам»

РБ—Кыргызская Республика

30 мая 2001 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ—Республика Таджикистан

26 июля 2001 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма и спорта»

РБ —

Литовская Республика

6 февраля 2002 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ —

Республика  Молдова

6 апреля 2004 г.

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ —Азербайджанская Республика

5 ноября 2004 г. 

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»

РБ —

Ливанская Республика

2 февраля 2005 г. 

Соглашение «О сотрудничестве в  области туризма»


 

Примечание  – Составлено по материалам[23]

 

 Реализация  вышеприведенных договоров осуществляется  через рабочие программы и  межведомственные соглашения, ориентированные  на создание режима наибольшего  благоприятствования для стран-участниц  путем реализации конкретных  мероприятий и проектов.

Расширение  экспорта туристских услуг Беларуси требует продвижения турпродукта  с ориентацией на четко определенные туристские рынки. В настоящее время  внешняя туристская политика республики не в полной мере учитывает степень  приоритетности рынков сбыта туристских услуг, что снижает ее эффективность. Так, например, Республикой Беларусь заключены Соглашение с Республикой Куба «О взаимных безвизовых поездках граждан», Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» с Сирийской Арабской Республикой, т. е. со странами, не входящими в число ведущих туристообразующих стран для Беларуси. В то же время с некоторыми из стран-лидеров по отправке туристов в Беларусь (Великобритания, Германия, США. Италия и др.) у республики на настоящий момент не заключены соглашения в области туризма.

В рамках межгосударственного сотрудничества Республики Беларусь в сфере туризма  приоритетными направлениями должны стать:

    — разработка трансграничных  маршрутов c соседними регионами  России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии;

    — использование общности истории и культуры Беларуси и соседних стран — Польши, Литвы, России, Украины — для организации туров по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов — А. Мицкевича (Заосье, Новогрудок, оз. Свитязь, Щорсы, Больтеники, Тугановичи), М. Огинского (Слоним, Гродно, Залесье), Э. Ожешко (Мильковщина, Гродно, Людвиново, Закозель), И. Домейко (Медвядка, Щучин), Ф. Скорины (Полоцк), Симеона Полоцкого (Полоцк), Т. Костюшко (Косово, Сехновичи, Гродно), М. Шагала (Лиозно, Витебск) и др. [4, с. 26; 170—171];

    — организация «ностальгических»  туров для выходцев из Беларуси  и их потомков, проживающих в  других странах, в первую очередь  в Литве, Латвии, Польше, Израиле,  США, Канаде;

    — продвижение туристских возможностей  регионов при проведении международных  музыкальных фестивалей (в том  числе международных фестивалей  искусств «Славянский базар», «Золотой  шлягер», «Сожский хоровод», ежегодного Международного фестиваля творчества малых народов в Гродненской области и др.);

    — развитие совместно с Польшей,  Россией, Украиной туристской  инфраструктуры вдоль международного  транспортного коридора № 2 Париж—Берлин—Варшава—Брест—Минск—Москва,  а также повышение качества  придорожного сервиса вдоль автомагистрали  Санкт-Петербург—Одесса—Москва—Варшава;

    — эффективное использование  водных систем Августовского  канала, канала Огинского, Днепро-Бугского канала с последующей разработкой трансграничных водных туристских маршрутов, соединяющих Беларусь с Польшей, Литвой, Украиной и Россией;

    — реализация совместных проектов, направленных на усиление природоохранного  потенциала в регионе Беловежской  пущи, введение в действие пешеходного перехода для туристов на территории Беловежской пущи.

Большое значение Беларусь придает межгосударственному  сотрудничеству в области туризма  в рамках Содружества Независимых  Государств. К сожалению, в последние  годы здесь наблюдается значительное снижение активности стран СНГ. Об этом свидетельствует тот факт, что  за период с 2002 по 2011 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета по туризму стран СНГ. Кроме того, решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только разработка конкретных мер по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.

Следует отметить, что на сегодняшний день не все статьи Соглашения о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 г., на основании которого и был  создан Совет по туризму стран  СНГ, реализованы в полной мере [2, с. 270]. Так, все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств — участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристские маршруты, недостаточно активно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристских регионов.

Принимая  во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые требуют совместного  решения на межгосударственном уровне, целесообразным было бы расширение туристского  взаимодействия в рамках СНГ по следующим  стратегически важным направлениям:

    — введение единой туристской  визы (ее несомненное удобство  в том, что, к примеру, по  комбинированному маршруту Киев—Минск—Санкт-Петербург  турист может проследовать по  одной визе, открытой в данном  случае в украинском посольстве), что будет способствовать значительной  активизации въездных туристских  потоков в страны СНГ;

    — введение единых стандартов  туристского обслуживания, единой  системы профессиональной подготовки  и повышения квалификации турист-ских кадров;

    — совместное формирование межрегионального  туристского рынка, реализация  Соглашения о свободной торговле  туристскими услугами на пространстве  СНГ, упрощение туристских формальностей  (в том числе пограничных, таможенных  и пр.);

Информация о работе Развитие сферы туризма в Республике Беларусь