Развитие сферы туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности развития сферы туризма в Республике Беларусь..
Задачи курсовой работы:
- провести анализ сегодняшнего состояния рынка туристских услуг в Беларуси за рубежом;
- изучить состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в РБ;
-проанализировать особенности туристической инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;
-дать характеристику основным направлениям и механизмам задач развития отрасли туризма в РБ.
Практическая значимость: представленный в курсовой работе материал является не только источником знаний, но и помощником в процессе подготовки специалистов в сфере туризма.

Работа содержит 1 файл

Развитие туризма РБ.doc

— 137.05 Кб (Скачать)

В настоящее  время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.

Материально-техническая  база туризма на 70-80% нуждается в реконструкции. Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма.

Не определены потребности в специалистах различных  уровней. Не разработан полный перечень туристских профессий и квалификационных требований к ним. А научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер [3, с.211].

Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного туристского комплекса.

Среди множества  существующих способов государственного регулирования туризма следует выделить, прежде всего, такие, как:

- создание нормативно-правовой базы туризма;

- лицензирование и стандартизация отрасли, сертификация туристского продукта;

- защита прав туристов и поддержка национальных туроператоров и турагентов;

- содействие разработке и продвижению национального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках;

- участие в процессе подготовки и переподготовки кадров для этой сферы;

- содействие развитию рыночных исследований в области туризма;

- бюджетное, кредитное, инвестиционное, налоговое и таможенное регулирование.

Свою  главную цель при проведении туристской политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов.

Как и  любая иная отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации со стороны государства. Действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере туризма, являются:

Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25.11.1999 г. № 326-3;

 указы  Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 371 "О мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" и № 372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь", от 2007 г. № 667 "О порядке изъятия и выделения земельных участков" и др.

Органом государственного управления в сфере  туризма в Беларуси является Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, которое осуществляет руководство туризмом согласно положению «О Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь», проводит государственную политику в области туризма, разрабатывает концепции и программы развития туризма.(рисунок 1)

 

 

Рисунок 1 – Схема управления туризмом в Республике Беларусь

Примечание  –Источник [16,c.37]

Курирование туризма в системе отрасли  возложено на заместителя министра и управление туризма.

В целях  совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, туристских предприятий и организаций Республики Беларусь по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в республике, повышения его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристских услуг 17 мая 2002 г. создан Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь [4, с.94].

С целью  содействия развитию туризма в Республике Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2005 г. №

927 была утверждена  государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 – 2005 годы была принята в августе 2005 г.).

Цель  Государственной программы –  создание благоприятных условий  для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных  граждан в туристических услугах.

Задачами  Государственной программы являются:

совершенствование системы подготовки кадров в сфере  туризма, создание конкурентоспособных  туров и туристических маршрутов;

продвижение национальных туров и экскурсий  по Беларуси на мировом и внутреннем туристических рынках;

развитие  объектов туристической индустрии;

повышение качества туристических и сопутствующих  услуг, их реализация по конкурентным ценам.[9]

В последние  годы в Республике Беларусь произошли  значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Ежегодно проводятся весенняя ярмарка туристских услуг «Отдых» в апреле и международная туристская биржа «Турбизнес» в ноябре. На 1 января 2012 г. 168 субъектов имели лицензию на осуществление туроператорской деятельности, 304 – турагентской деятельности, 805 - туроператорской и турагентской деятельности.

Качественный  скачок наблюдается в деле продвижения  белорусского турпродукта за границу. Туристические агентства и субъекты хозяйствования систематически представляют отечественный турпродукт на национальных и международных выставках, организуют инфотуры по Беларуси для иностранных журналистов и туроператоров [10, с.55].

Отечественному  туризму нужны иностранные инвестиции, но для этого

необходимо  разработать четкие правили игры на туристическом рынке для всех участников. Привлечь зарубежных инвесторов можно более выгодными, чем в соседних странах условиями ведения бизнеса. В первую очередь правительство планирует сделать более доступными земельные участки под строительство, а так же подготовить пакет инвестпроектов. В стране принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав зарубежных инвесторов на территории республики.

В Беларуси создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, работа которого ориентирована на улучшение инвестиционного климата.

Создается также национальное агентство по инновациям и инвестициям. Функционируют шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности. Огромное внимание уделяется формированию конкурентоспособного и рационально функционирующего банковского сектора, пользующегося доверием населения и отвечающего потребностям реального сектора экономики. Следует отметить, что правительством усилена работа по предоставлению иностранным банкам возможности расширения масштабов их деятельности в Беларуси (сегодня в Республике Беларусь действуют 9 банков со стопроцентным иностранным капиталом).

Эти меры должны увеличить динамику въездного  туризма, котрый сегодня серьезно уступает выездному туризму. В 2011 г. численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь составила 91587 человек, а численность туристов, выехавших за рубеж - 380349 человек. Прогнозируется следующая тенденция в динамике прибытий в Республику Беларусь: 281276 – за 2012 г. и 421914 – в 2013 г. [2, 6] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Особенности туристической инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма

 

2.1. Особенности туристической инфраструктуры в Республике Беларусь

 

Туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы.

Развитие  туристической отрасли способно оказать экономическое влияние  на страну, в котором она развивается, на окружающую инфраструктуру, а также  на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности.

Наличие достаточно развитой туристической  индустрии позволяет решить проблему занятости населения, так как  туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.

Например, в гостиничном бизнесе средний  показатель занятости составляет в  среднем 3 человека обслуживающего персонала  на 10 туристов (от 2 до 5 человек, в зависимости  от категории гостиницы: чем выше уровень гостиницы, тем больше трудозатраты). Это достаточно высокий показатель. В гостиницах пятизвездной категории на обслуживании 1200 человек бывает занято свыше 600 работников. Довольно трудно автоматизировать и труд экскурсоводов, гидов, инструкторов по туризму. По статистическим данным Всемирной туристской организации, каждое пятнадцатое рабочее место в мире сегодня дает туристическая отрасль [2, с.36].

Сам характер туристической отрасли как особой социально-экономической сферы общества при умелой постановке дела может  успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, и  социально ориентированные цели развития государства в целом  и отдельных регионов. При этом социальный аспект туризма должен выступать  как цель, а рыночный - как средство ее реализации [3 с. 25].

Определение приоритета развития туристической  отрасли и ее государственная  поддержка в Республике Беларусь могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, как в создании совместных предприятий  в сфере туризма, так и в  развитии туристической инфраструктуры, что немаловажно для Республики Беларусь.

Под инфраструктурой  туризма понимают комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристическим ресурсам и их надлежащее использование в целях  туризма, обеспечение жизнедеятельности  предприятий индустрии туризма  и собственно туристов.

Туристическую инфраструктуру рассматривают также  как комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающий нормальную деятельность предприятий  туристической индустрии и производство туристических услуг, но во всех этих определениях присутствует отраслевой подход, и при этом основной упор сделан на производственную составляющую инфраструктуры и совершенно упускается из вида социальная, институциональная, экологическая компоненты инфраструктуры.

При определении  инфраструктуры туризма следует  придерживаться более широкого функционального  подхода, который представлен в  таблице 1 на основании данных [4, с. 23].

 

Таблица 1 - Состав инфраструктуры туризма

Инфраструктура  туризма

Общая

Специфическая

Производственная

электросети, газоснабжение, водоснабжение, связь и телекоммуникации т. д.

Созданная человеком

Созданная

природой

Социальная

жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, бытовое обслуживание и др.

Основная:

-транспорт,

-средства  размещения, -предприятия питания,

-турфирмы  и др.

Природные туристические ресурсы

Институциональная

налоговая система, кредитная система, система страхования и др.

Дополнительная:

-объекты  показа,

-объекты  развлечений,

-спортивные  сооружения и др.

 

Экологическая

учреждения, сооружения и объекты, предназначенные для охраны окружающей среды

 

 


 

 

К общей  инфраструктуре относятся те элементы, которые создаются не только для  туристической отрасли, но и для  других сфер деятельности и отраслей, это дороги, коммуникации, водоснабжение, банки, страховые компании и т. д..

В компонентах  общей инфраструктуры в последнее  время начала четко прослеживаться тенденция к выделению специальных  единиц, обслуживающих только туристическую  отрасль.

Например, в части институциональной инфраструктуры можно выделить законодательные  акты, относящихся исключительно  к туризму, в страховых компаниях  формируются департаменты, обслуживающие  туристическую деятельность, широко развита специализированная туристическая  выставочная деятельность и т. п..

Специфическая инфраструктура включает те элементы, которые используются и создаются  преимущественно для целей туризма. Следует различать инфраструктуру, создаваемую человеком и инфраструктуру, созданную природой и используемую в туристических целях. В инфраструктуру туристической отрасли включены разнообразные туристические ресурсы, являющиеся той основой, которая формирует туристический интерес и обеспечивает мотивацию туристов [4, с. 25].

В Республике Беларусь в соответствии с подпрограммой  «Развитие инфраструктуры туризма» Национальной программы предполагается создать конкурентоспособный туристический  комплекс, обеспечить качество услуг, отвечающее международным стандартам.

Информация о работе Развитие сферы туризма в Республике Беларусь