Развитие сферы туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности развития сферы туризма в Республике Беларусь..
Задачи курсовой работы:
- провести анализ сегодняшнего состояния рынка туристских услуг в Беларуси за рубежом;
- изучить состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в РБ;
-проанализировать особенности туристической инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма;
-дать характеристику основным направлениям и механизмам задач развития отрасли туризма в РБ.
Практическая значимость: представленный в курсовой работе материал является не только источником знаний, но и помощником в процессе подготовки специалистов в сфере туризма.

Работа содержит 1 файл

Развитие туризма РБ.doc

— 137.05 Кб (Скачать)

    — согласование методик сбора  и обработки статистических данных  стран СНГ в области туризма;

    — расширение взаимного участия  в рекламно-информационных и научно-практических  мероприятиях: конференциях, семинарах,  симпозиумах, ярмарках, выставках;

    — формирование конкурентоспособного  туристского комплекса стран  СНГ посредством повышения эффективности  освоения туристских ресурсов, создания интегрированного конкурентоспособного туристского продукта, его совместное продвижение на международном рынке (например, участие единым стендом Беларуси, России, Украины на международных туристских выставках, что усилит внимание к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);

    — развитие транспортных и  информационных коммуникаций, распространение  современных технологий в организации  транзитного туризма;

    — заключение межправительственных  и межведомственных Соглашений  между странами СНГ о сотрудничестве  в сфере туризма;

    — формирование единой базы  данных о туристских возможностях  стран СНГ и ее последующее  использование для создания Единой  туристско-информационной сети (ЕТИС);

    — осуществление мер по обеспечению  безопасности туристов, создание  унифицированной системы их страхования;

    — осуществление комплекса мероприятий  по приоритетному развитию социально  направленных видов туризма в  рамках стран СНГ: молодежного,  детского, познавательного и др.;

    — учреждение отраслевого научно-практического  периодического издания (журнала  «Туризм в СНГ»).

Среди современных  тенденций развития мирового туристского  рынка особого внимания заслуживают  процессы регионализации. Эволюция интеграционных процессов в Европе на повестку дня  выдвинула такую форму сотрудничества, как еврорегионы.

Развитие  туризма в рамках еврорегионов является весьма актуальным и перспективным направлением, важным инструментом повышения международного сотрудничества. Туризм включен в число основных направлений деятельности всех еврорегионов, соучредителем которых является Республика Беларусь: «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща», «Днепр» [11]. Основными преимуществами регионального объединения в области туризма являются:

  — объединение финансовых возможностей стран;

    —  развитие туристской инфраструктуры  и формирование единого туристского  пространства;

    —  эффективное освоение совместного  историко-культурного наследия;

    —  развитие межгосударственных культурных  связей;

    —  создание новых рабочих мест.

Приоритетными направлениями развития туризма  в рамках еврорегионов являются:

    —  организация трансграничных туристских  маршрутов, включающих посещение  туристских объектов пограничных  государств;

 — развитие  туристских центров, туристской  инфраструктуры и туристских  маршрутов в регионах, упрощение  процедуры выдачи виз;

    —  дальнейшее развитие инфраструктуры  в зоне пограничных переходов,  упрощение процедуры перемещения  здесь туристов;

    — активизация сотрудничества в образовательной и культурной сферах в приграничных регионах в целях привлечения туристов из соседних государств: фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и пр. (например, проведение Международных фестивалей славянской кухни, дальнейшее развитие шведско-латвийско-белорусского проекта «Панорама "Двина/Даугава"» и др.).

Таким образом, межрегиональное сотрудничество имеет  хороший потенциал для активного  взаимодействия стран в сфере  туризма.

Рассматривая  вопросы международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере туризма  на различных иерархических уровнях, необходимо определить приоритетные направления  взаимодействия на уровне отдельных  ассоциаций, предприятий и организаций  индустрии туризма. Основными направлениями  активизации сотрудничества в этой области являются:

    —  расширение членства в различных  международных организациях и  ассоциациях (Всемирной туристской  организации, Международной ассоциации  воздушного транспорта и др.);

    —  сотрудничество с посольствами  и консульствами различных государств, зарубежными тур-операторами, авиакомпаниями, гостиничными цепями;

    —  участие в международных выставочных  мероприятиях как на территории  Республики Беларусь, так и за  рубежом.

К сожалению, функционирующие в настоящее  время в республике общественные организации и объединения в  сфере туризма недостаточно активно  работают в сфере налаживания  международных связей.

Необходимо  расширять международное сотрудничество белорусских общественных объединений  в сфере туризма с их зарубежными  коллегами (например, с многочисленными  российскими ассоциациями в сфере  туризма: Ассоциацией содействия туристским технологиям (АСТТ), Российской ассоциацией делового туризма (РАДТ), Российским союзом туриндустрии (РСТ), Московской ассоциацией туристских агентств (МАТА), Гильдией журналистов, пишущих о туризме (UJETRUS) и др.). Примером такого сотрудничества является деятельность белорусского общественного объединения «Агроэкотуризма», успешно реализующего в республике международные проекты по развитию сельского туризма [3].

Таким образом, предлагаемый перечень мер по активизации  деятельности Беларуси на международной  арене в сфере туризма будет  способствовать повышению ее международного авторитета, укреплению экономического потенциала.

 

 

 

 

3  Основные направления и механизмы задач развития отрасли туризма в Республике Беларусь: оценка рисков

 

3.1. Основные направления развития отрасли туризма в Республике Беларусь

 

Слабое развитие инфраструктуры, сферы услуг и сервисного обслуживания в местах отдыха и на туристских маршрутах затрудняют развитие туристического рынка в Республике Беларусь. Формула туристического рынка - увеличение продолжительности пребывания туриста в местах отдыха и в целом в стране, получение максимальной экономической выгоды через развитие инфраструктуры, а следствие этому расширение количества предлагаемых услуг.

Например, в Чехии есть местечко Глубоко, где  расположен замок приблизительно такого же класса, как Мирский замок. Вот  как выглядит инфраструктура вблизи замка в Чехии: 76 баров и ресторанов, фитнес-центр, теннисные корты, крытый бассейн, множество сувенирных ларьков, 6 отелей различной категории. В этом местечке проживает около 5 тыс. жителей.

Чем в  межсезонье или непогоду может заняться отдыхающий на Браславских озерах или о. Нарочь? Отсутствие сервисных услуг (2 - 3 программы ТВ среднего уровня качества трансляции) не может завлечь туристов на эти курорты. Это напрямую связано с проблемой развития инфраструктуры и создания сервиса услуг, чтобы иностранный турист мог знакомиться с культурным и природным богатством нашей страны [7, с. 12].

Анализ  составляющих пакета туристических  услуг  Республики Беларусь, показал, что:

- транспортная составляющая в Республике Беларусь проигрывает по многим параметрам, аналогичной услуге в странах Балтии, Польши и России.

Во-первых, белорусский транспорт, за редким исключением, 6 - 10 летней давности, более 70% автобусов  в стране старше 10 лет. Данная ситуация создает предпосылки к переуступке  рынка пассажирских перевозок. Из-за устаревшего автопарка туристические  организации Республики Беларусь потеряли значительную часть российских групп, отправлявшихся в Западную Европу через  Беларусь (они переориентировались  на польские и литовские рынки).

Во-вторых, до 1 января 2007 года ввоз автобусов стандарта (Евро-3) разрешался без оплаты таможенных пошлин. Несмотря на то, что эта льгота позволяла приобретать их по цене на 20 - 25% дешевле, чем раньше, воспользовались  ею только несколько организаций. А  представлена она в связи с  тем, что использование для перевозки  туристов белорусских автобусов  в течение ближайших 2 - 3 лет проблематично  по причине отсутствия за рубежом  сервисных служб для их обслуживания и слишком высокой цены таких  транспортных средств для развивающихся отечественных туристических организаций;

- питание, как в отелях, так и в придорожных кафе, однообразно, без возможности учесть запросы различных категорий туристов, в меню крайне мало блюд белорусской кухни.

- по отдельным  компонентам системы туристического  обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена - качество, предприятия размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, финансирование продвижения национального туристического продукта) не достигла приемлемого в соответствии с международной практикой уровня.

Так, например, одноместный номер в гостинице  без категории в г. Пинске стоит  в 3 раза дороже аналогичного номера в  Польше или России и составляет 70 долл. США. Условия для размещения в большинстве районных центров  не отвечают вообще никаким международным  требованиям. Средства размещения - важная составляющая, которая порой является основополагающей для туриста при  принятии решения о поездке. В  среднем, по европейским нормам только в г. Минске из общего количества гостиниц не менее 30% должны быть гостиницами  высокого класса (4 - 5 звезд). Обеспеченность гостиничным фондом в г. Минске составляет 2,5 места на 1000 жителей, что почти  в три раза ниже нормативных показателей  и на порядок ниже уровня крупных  туристических центров Европы (около 30 мест на 1000 жителей). Многие гостиницы, рестораны, другие объекты обслуживания размещены неудобно по отношению  к «фокусам» притяжения туристов.

Обеспеченность  гостиничными местами Республики Беларусь составляет по оценкам экспертов  около 38% (берется среднее количество средств размещения в европейских  странах по территории сравнимой  с территорией нашей страны).

Например, Витебская область имеет 46 объектов размещения, соседние области Латвии - 242, Смоленская область Российской Федерации - 52. По данной позиции Витебская  область проигрывает, и это характерно для всех областей в сравнении  с соседними областями других стран [7, с. 14].

Результаты  работы туристической отрасли показывают, что наблюдается тенденция развития отрасли в регионах непропорционально  туристическим ресурсам.

Основная  причина - отсутствие качественного  размещения различного уровня сервиса, в первую очередь, в районных центрах. Во исполнение мероприятий Национальной программы построена и реконструирована 31 гостиница (в Брестской области - 5, в Витебской - 6, Гомельской - 3, Гродненской - 3, Минской - 7, Могилевской - 5, г. Минск - 2), из них построено 8 новых гостиниц с количеством мест - 280, отремонтировано 7 гостиниц на 624 места, реконструировано - 16 на 994 места.

Однако, это крайне мало - обеспеченность гостиницами  для туристов в летний период по республике не превышает 35 - 40%. Например, единовременная вместимость гостиниц в Августове (Польша) с населением в 30 тыс. человек превышает 4 000 мест. Гостиницы всей Гродненской области могут вместить лишь 2181 человек на 2009 год, по сравнению с 2008 годом вместимость увеличилась на 6%. Небольшой чешский городок Глубокое с населением в 3,5 тыс. человек насчитывает 26 гостиниц различного класса. Полоцк, Несвиж и другие наиболее посещаемые объекты Республики Беларусь имеют в лучшем случае по 1 гостинице [6, с. 7].

В Республике Беларусь насчитывается 331 гостиница  и аналогичных средств размещения, в том числе в Брестской  области - 54, Витебской - 46, Гомельской - 49, Гродненской - 40, Минской - 68, Могилевской - 46, г. Минске - 28. В Минской области  сосредоточено наибольшее число  гостиниц - 20,5%, учитывая, что практически  половина этой доли - 8,5% принадлежит  г. Минску [8, с. 26].

В соответствии с программой развития туризма на 2011 - 2015 годы особое внимание будет уделено  строительству гостиниц в таких  туристических центрах, как Несвиж, Полоцк, Туров, Браслав, Нарочь, Новогрудок, Кореличи с возможностью единовременного размещения не менее 3 - 4 автобусных групп туристов (150 - 200 койко-мест) как минимум двух типов размещения: молодежные хостелы и комфортабельные гостиницы (3 звезды) [6, с. 8].

Наблюдается нестабильная динамика и даже уменьшение количества санаторно-курортных, оздоровительных организаций и других специализированных средств размещения - с 318 объектов в 2000 году до 315 объектов в 2008 году [9, с. 55].

Несмотря  на то, что количество объектов придорожного сервиса постоянно увеличивается, степень развития сети все еще  остается низкой.

Зарубежный  опыт организации придорожного сервиса  показывает, что обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра  услуг достигается только за счет создания крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в этих условиях конкуренции.

Придорожный сервис - низкорентабельный бизнес с низкими доходами. Низкая рентабельность обусловлена, в первую очередь, невысоким  спросом на услуги придорожного сервиса.

Как показывает международный опыт, рентабельная работа объектов придорожного сервиса и  рост доходов от их функционирования достигается при интенсивности  движения на автомобильных дорогах  более 8 тыс. автомобилей в сутки. В то же время интенсивность движения на белорусских автодорогах в  среднем 2 - 3 тыс. автомобилей в сутки.

В программе  развития туризма на 2011 - 2015 годы особое внимание обращено на создание комплексов на базе существующих АЗС на всех республиканских  автомобильных дорогах, обустроив  их мини-мотелями, кемпингами, гостиницами, площадками для отдыха, автостоянками, объектами торговли, пунктами питания, санитарно-гигиеническими местами, в  том числе стационарными туалетами (пример: гостиничный комплекс «Веста») [6, с. 9].

Информация о работе Развитие сферы туризма в Республике Беларусь