Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности применение элементов техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба) в воспитании физических качеств быстроты и силы у учащихся общеобразовательных школ.
Предмет исследования: элементы техники и тактики единоборств (Греко-римская борьба), как средство развития физических качеств быстроты и сил
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы развития физических качеств у учащихся в процессе занятия греко-римской борьбой подростка…………………………5
1.1.Основные задачи физического воспитания школьников………...……….5
1.2. Выявление физических качеств и способностей………………...……….7
1.3.Техническая подготовка подростка…………………………………...….22
1.4. Специализированные подвижные игры с элементами греко-римской борьбы как фактор формирования физических качеств…………………….23
1.5. Методика применения специализированных подвижных игр при развитии физических качеств………………………...……………………26
Глава II. Экспериментальное исследование по развитию физических качеств быстроты и силы в процессе овладения элементами греко-римской борьбы…………………………………………………………………………..29
2.1. Выявление уровня сформированности физических качеств (силы, быстроты)……………………………………………………………………….29
2.2. Формирующий этап. Содержание специализированных подвижных игр с элементами Греко-римской борьбы при развитии физических качеств……………………………….……………………………………….35
2.3. Результаты эксперимента. Контрольный этап.....................................45
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литература………………...……………………..……………………48
Приложение…………..……………
Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить школьников сознательно соблюдать правила игры. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играков. Преподаватель должен заинтересовать учащихся игрой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Преподаватель нужно учитывать наиболее опасные моменты в игре. Важно, чтобы игры вызывали положительные эмоции (Грошенков С.С. 1973).
Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:
1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) ход игры;
4) цель игры (кто будет назван победителем);
5) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. (Грошенков С.С. 1973).
Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны, мы наблюдаем случаи, когда игра проводится самотеком, и преподаватель считает, что если он выделил для игры определенное время, снабдил учащегося заданием, то на этом его миссия заканчивается.
С другой стороны, мы наблюдаем противоположное, негативное явление, когда игра перегружается задачами, регламентируется каждый шаг и поступок учащегося и, таким образом, извращается природа игры как формы самодеятельности (Грошенков С.С. 1973)
Игровой этап является основным. Он может состоять из игр одного направления и из игр разных направлений в зависимости от задач, решаемых на занятии. Прежде чем начать играть, учащиеся осваивают правила игры, им сообщается, что можно делать в игре, а что нельзя, к чему надо стремиться, как оценивается победитель.
В руководстве игрой и в развитии важное значение имеет темп, Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры учащиеся как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ее ход. В этот период, когда игра развертывается в сменяющих одно другим игровых действиях, когда они увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется (В. Всеволодского 1983).
Особенностью игры и ее завершающим концом является результат, который определяется игровой задачей, игровыми действиями и правилами, который учитель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижения учащихся или в усвоении знаний, или в применении, и установлении взаимоотношений учащихся к игре (В. Всеволодского 1983).
Следовательно, руководство игрой состоит в правильном определении, познавательного содержания в определении игровой задачи в продумывании игровых действий, которые являются одной из важных задач игры и интересны для школьников, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов (В. Всеволодского 1983).
Дозировка в процессе игры. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом. (Бальсевич В.К. 1993).
Регулировать игру можно различными методами:
а) сокращением или увеличением длительности игры;
б) введением перерывов;
в) усложнением или упрощением игры;
г) изменением количества играющих;
д) изменением величины площадки;
е) изменением правил и сменой ролей.
Окончание игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Руководитель обязан заканчивать игру, когда учащиеся еще не переутомились, проявлять к ней интерес, когда их действия полностью, эмоциональны (Бальсевич В.К. 1993).
Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры учитель должен объявить ее результаты.
Разбор игры. При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических и тактических приемах.
Глава II. Экспериментальное исследование по развитию
физических качеств быстроты и силы в процессе овладения
элементами греко-римской борьбы.
2.1. Выявление уровня сформированности физических качеств
(силы, быстроты).
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование двигательных качеств.
4. Педагогический эксперимент.
Анализу подвергнуты научно-методические данные, раскрывающие сущность методики развития физических качеств посредствам обучения технико-тактическим действиям в Греко-римской борьбе, а также сущность в методике применения специализированных подвижных игр в развитии физических качеств, при овладении элементами борьбы.
Тестирование спортивных способностей в процессе педагогического эксперимента для оценки физических качеств учащихся использовались следующие контрольные упражнения (тесты):
1. Бег 30 метров;
2. Сгибание, разгибание рук на перекладине (количество раз);
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (количество раз);
Организация исследований.
Педагогический эксперимент проводился в реальных условиях учебного процесса с сентября 2007 г по апрель 2008 года. Исследование проводилось в течении 2007-2008 учебного года на базе Муниципального Образовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы № 27 им. Суворова Пролетарского района г. Ростова-на-Дону.
В опытно-экспериментальное исследование входило три этапа:
Констатирующий этап.
Формирующий этап.
Контрольный этап.
В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 4 класса - 10 человека.
Экспериментальная группа занималась специально разработанными подвижными играми, применяемыми в конце подготовительной, основной и в заключительной частях занятий.
В соответствии с целью и задачами педагогического исследования нами была сформулирована программа подвижных игр для учащихся на основе диагностики их физических качеств. Программа предусматривает оценку скоростных и силовых способностей.
Для оценивания уровня развития двигательных качеств силы и быстроты мы выделили основные упражнения, по которым определяются физические качества и по которым проводились тестирования. Упражнения, по которым проводилось тестирование: бег 30 метров, сгибание, разгибание рук на перекладине; сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, которые позволили определить уровень развития физических качеств быстроты и силы.
Бег 30 м.
Цель: определить уровень развития физического качества быстроты.
Необходимое оборудование: секундомер, свисток, мел.
Методика проведения
Тестовое упражнение проводится на спортивной площадке. Намечается линии старта, линия финиша.
По команде «На старт!» учащийся становиться позади линии старта. Старт высокий. По звуковой команде (подается сигнал свистком) начинает движение.
Финиширует. Секундомер останавливается при пересечении учащимся створа финиша.
Тест проводится 2 раза с 8 - 10-минутным перерывом и фиксируется лучший результат.
Показать уровень развития физического качества быстроты.
Критериями оценки является, время, за которое была пройдена заданная дистанция:
Высокий уровень – 5,4
Средний уровень – 5,8
Низкий уровень – 6,2
Сгибание, разгибание рук на перекладине.
Цель: определить уровень развития физического качества силы.
Необходимое оборудование: свисток, перекладина.
Методика проведения
Тестовое упражнение проводится в спортивном зале.
По команде «На старт!» учащийся должен быть готов к выполнению упражнения. По звуковой команде начинает сгибание, разгибание рук на перекладине.
Балл засчитывается только тогда когда сгибание и разгибание рук происходит полностью.
Тест проводится 2 раза с 10-15 минутным перерывом и фиксируется лучший результат.
Показать уровень развития физического качества силы.
Критериями оценки является, количество раз, выполненных сгибаний разгибаний рук на перекладине:
Высокий уровень – 5
Средний уровень – 4
Низкий уровень – 3
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа.
Цель: определить уровень развития физического качества силы.
Необходимое оборудование: свисток.
Методика проведения
Тестовое упражнение проводится в спортивном зале.
По команде «На старт!» учащийся должен быть готов к выполнению упражнения. По звуковой команде начинает сгибание, разгибание рук в упоре лежа.
Балл засчитывается только тогда когда сгибание и разгибание рук происходит полностью.
Тест проводится 2 раза с 10 – 15 минутным перерывом и фиксируется лучший результат.
Показать уровень развития физического качества силы.
Критериями оценки является, количество выполненных сгибаний разгибаний рук в упоре лежа:
Высокий уровень – 12
Средний уровень – 10
Низкий уровень – 8
Констатирующий этап, проводился в начале учебного года, он позволил получить объективную картину начального уровня, развития физических качеств – быстроты и силы, исходных показателей физического развития. В дальнейшем предварительный учет является уровнем для определения развития, у учащихся физических качеств – быстроты и силы.
Из констатирующего этапа видно что, двое учащихся показали высокий результат в контрольных упражнениях, у трех учащихся физические качества быстрота и сила сформированы на среднем уровне и у пяти учащихся был выявлен низкий уровень сформированности физических качеств.
В тестовом упражнении - бег 30 м – был зафиксирован высокий уровень развития быстроты у двух учащихся (Владимир А., Вячеслав С.)– это 20 % от общего числа учащихся.
Средний уровень развития физического качества быстроты в тестовом упражнении - бег 30 м - у учащихся составил 40% (Рустам И., Виталий К., Станислав Р., Дмитрий Ф.)
Низкий уровень развития быстроты при проведении тестового упражнения - бег 30 м – был зафиксирован у 40% учащихся экспериментальной группы (Иван Х., Андрей Р., Руслан Ш., Владислав С.)
Высокий уровень развития физического качества сила, в тестовом упражнении - сгибание разгибание рук, в упоре лежа – был выявлен у двух учащихся (Виталий К., Владислав С.)– это 20 % от общего числа учащихся.
Средний уровень развития физического качества силы в тестовом упражнении - сгибание разгибание рук, в упоре лежа - у учащихся составил 40% (Владимир А., Вячеслав С., Дмитрий Ф., Руслан Ш.)
Низкий уровень развития физического качества силы при проведении тестового упражнения - сгибание разгибание рук, в упоре лежа – был зафиксирован у 40% учащихся экспериментальной группы (Иван Х., Андрей Р., Станислав Р., Рустам И.)
Высокий уровень развития физического качества сила, в тестовом упражнении – сгибание разгибание рук, на перекладине – был выявлен у двух учащихся (Виталий К., Владислав С.)– это 20 % от общего числа учащихся.
Средний уровень развития физического качества силы в тестовом упражнении - сгибание разгибание рук, на перекладине - у учащихся составил 20% (Рустам И., Вячеслав С.,)
Низкий уровень развития физического качества силы при проведении тестового упражнения - сгибание разгибание рук, на перекладине – был зафиксирован у 60% учащихся экспериментальной группы (Иван Х., Андрей Р., Станислав Р., Дмитрий Ф., Руслан Ш., Владимир А.)
Показатели сформированности физических качеств быстрота и сила, которые были, выявлены на констатирующем этапе, можно отнести к среднему уровню развития.
2.2. Формирующий этап.
Содержание специализированных подвижных игр
с элементами Греко-римской борьбы
при развитии физических качеств.
Виды игр единоборства для развития физических качеств.
Бой петушков.
Учащиеся, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие.
Бой уток.
Согнув одну ногу в колене и удерживая ее разноименной рукой за спиной, учащиеся сталкиваются, чтобы заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.
Переталкивание.
Упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), чуащиеся стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга. Перетягивание с вожжами.
Соединив не толстый канат в одну петлю и продев их через шею под плечи (как при игре в лошадки), игроки стараются перетянуть друг друга за заранее намеченную границу.